Ялта приняла вызов

Впервые этап IRC проходил в Крыму

В начале июня в Крыму впервые прошел этап Intercontinental Rally Challenge, дословно — Интерконтинентального раллийного вызова. После Чемпионата мира это вторая по значимости раллийная серия: крымский этап оказался достойным такого высокого статуса

На извилистых горных дорогах полуострова проводился еще Чемпионат Советского Союза по ралли. Помнится, на него допускали далеко не всех — слишком сложно и опасно ехать на пределе по коварным серпантинам. В нынешней гонке интриги добавляло еще и то, что никто из лидеров IRC здесь раньше не гонялся, трасса для всех оказалась новой.

Львы атакуют

Основные надежды Peugeot были связаны с французом Брианом Буфье, бельгийцем Тери Невилем и британцем Гаем Уилксом. Skoda представляли чемпион IRC финн Юха Хяннинен, чех Ян Копецки и норвежец Андреас Миккельсен. В прошлом году вторая эволюция Fabia S2000 выглядела сильнее Peugeot 207, но французы доработали двигатель, тормоза, амортизаторы и переднюю подвеску и не без оснований рассчитывали на успех. Тем более Буфье и Невиль в большей степени специалисты по асфальтовому покрытию.

Прямо со старта Peugeot бросились в атаку. На первом спецучастке длиной всего два с небольшим километра Невиль привез соперникам 1,5 с, второй с таким же отрывом выиграл Уилкс, а Хяннинен получил десятисекундный штраф за фальстарт. Но это был лишь пролог.

Во второй день гонки спортсменам предстояло дважды проехать легендарный подъем на Ай-Петри, где на 17 км дистанции мы насчитали 250 поворотов, еще более длинный спуск с плато в сторону Бахчисарая, а также спецучасток Орлиное, проходящий через Байдарские ворота. На подъеме Невиль выиграл 4 с у Буфье и 5,5 у Хяннинена, на спуске оторвался еще на 1 с от француза и еще на пять от финна. Разрыв рос на глазах, и казалось, что Skoda может рассчитывать лишь на третье место — настолько быстры были «львы». Однако на Орлином Невиль поскользнулся на небольшой лужице и повис над крутым откосом. Зрителей рядом не было. Экипаж потратил 3,5 мин, чтобы вернуться на дорогу. Выиграли спецучасток две Skoda, а Буфье стал только пятым. На повторном прохождении трех спецучастков Юха сумел прибавить и закончил день, на 8 с опередив Бриана. Интрига заключительного дня свелась к противостоянию этих двух пилотов, да еще Миккельсен мог побороться с Копецки за третье место. Сходов во второй день было много: не выдерживала техника, рвались покрышки, на сверхсложной трассе ошибались пилоты, всплывали ошибки в стенограммах, народ сыпался с дороги. Один из украинских экипажей улетел вниз больше, чем на 100 м. Благо не с обрыва, а по крутому склону, но доставали их долго.

Борьба до финиша

Перед заключительным днем ралли Буфье был осторожен в оценках. Да, говорил он, мне надо ехать быстрее, чтобы догнать Хяннинена, но необходимо помнить и то, что лучше быть вторым, чем сойти. Трасса очень сложная, не похожая ни на что: быстрая, прямых участков нет, сплошные повороты, при этом дорога неровная, сцепление с асфальтом низкое и все время меняется — поскользнуться проще простого. Резать повороты тоже следует аккуратно — легко напороться на камень или пробить колесо об острую кромку асфальта. Будет непросто, подытожил Бриан, но сдаваться раньше времени не собираюсь. После первых трех допов третьего дня он сумел сократить отставание от Юхи с 8 до 5 с. Все уже предвкушали отчаянную борьбу на заключительных отрезках, но Хяннинен в нужный момент собрался и не дал сопернику развить преимущество, оторвавшись от преследователя на 12 с за два следующих спецучастка. Все, что нужно было сделать Юхе на финальном спуске с Ай-Петри, это не ошибиться и не рисковать сверх меры. Тем не менее по сравнению с первым прохождением допа финн выиграл сам у себя 5 с. Буфье атаковал изо всех сил, отыграл у Хяннинена 6 с, но остался вторым. Третьим приехал Копецки, так и не подпустивший к себе Миккельсена.

Мы сюда вернемся

Каковы перспективы ялтинского этапа? Он имеет много плюсов. Первый — это уникальные дороги, которых больше нет нигде. Все пилоты IRC в один голос твердили, что такой сложной и интересной асфальтовой трассы они до этого не встречали.

Второй не менее важный фактор — красивейшие крымские виды. Один из операторов канала Eurosport, с которым удалось пообщаться, сказал, что ему здесь очень легко работать — красивых планов много, есть возможность сделать качественную картинку. Действительно, глядя на видеообзоры гонки, понимаешь, что пейзажи здесь не хуже, чем на Лазурном Берегу. А это значит, что телеканалам будет интересна эта гонка, и они готовы платить организаторам. Благодаря телеканалам спортсменам и организаторам легче будет найти спонсоров. А в современных гонках без возможности найти серьезное финансирование можно рассчитывать только на места в зрительном зале.

К сожалению, имелись и минусы. В первую очередь они касались несколько сумбурной организации работы с прессой, недостаточного, на мой взгляд, обеспечения безопасности на городском спецучастке, некоторых других действий руководителя соревнования. Однако год от года организация крымской гонки становится лучше, и сегодня ее уже с уверенностью можно признать удовлетворительной. Поэтому в следующем году есть хорошие шансы вновь увидеть в Крыму этап IRC.

И еще: смотреть ралли «Ялта» тоже очень интересно. Я три дня носился по горам и побережью и наслаждался всем сразу: гонкой, горным и морским воздухом, невероятно интересными дорогами и красивейшими панорамами, открывающимися едва ли не с каждой точки трассы. Отличная получилась командировка!

Победители соревнования Ралли Ялта
МестоЭкипажАвтомобиль
1Юха Хяннинен/Мика МарккулаSkoda Fabia S2000
2Бриан Буфье/Ксавье ПонсериPeugeot 207 S2000
3Ян Копецки/Петр СтарыSkoda Fabia S2000

текст: Леонид КЛИМАНОВИЧ
фото: автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 июль 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты