Эх, дороги!

Специфика движения по дорогам с разными покрытиями

Несмотря на то что наше увлечение называется «офф-роуд», большая часть экспедиционного пробега приходится на асфальт, грейдер и проселок. Речь пойдет именно о специфике движения по таким дорогам на тяжелом внедорожнике

Казалось бы, что тут сложного — дорога более или менее ровная, езжай себе на здоровье. Так-то оно так, да только смотря сколько ехать. Если от дома до работы или за город шашлычка поесть, это одно, а пару недель от рассвета до заката — уже совсем другое. Копится усталость, и вероятность ошибки возрастает. К тому же высокая нагрузка на технику может привести к неожиданным поломкам. Несколько советов не застрахуют вас от этих неприятностей, но помогут снизить их вероятность, что само по себе уже немало.

Трасса

Прежде чем оказаться в диком и пустынном краю, вам предстоит долгое время двигаться от шумного города по асфальтовой дороге. Как только вы отъедете на некоторое расстояние от города, многополосная автострада закончится, и начнется узкая, возможно, разбитая, дорога с одним рядом в каждую сторону. В лучшем случае посередине будет еще одна полоса с реверсивным движением. При этом количество знаков «обгон запрещен» и «ограничение скорости» обычно обратно пропорционально качеству дорожного покрытия. А значит, совершать маневры обгона будет непросто. Ситуация усложнится тем, что ваш внедорожник — изначально не болид «Формулы 1» — под завязку будет забит экспедиционным снаряжением, продуктами и запасом горючего. Следовательно, о каком бы то ни было динамичном обгоне и речи быть не может. Поэтому обгонять лучше с разгона. Не жмитесь вплотную к впередиидущей машине, оставьте место, чтобы успеть набрать скорость еще на своей полосе. Тогда и обгон пройдет быстрее.

Если вы едете не один и машины оборудованы радиостанциями, не помешает, если экипаж, уже обошедший попутку, даст в эфир информацию о расстоянии до следующей встречной машины, чтобы остальная колонна могла завершить обгон.

Грейдер

Федеральные дороги во многих регионах России не имеют асфальтового покрытия, так что уж говорить о второстепенных, связывающих между собой небольшие населенные пункты… Обычно это так называемые грейдеры. Отсыпные дороги, покрытые щебнем или песчано-гравийной смесью, иногда представляют собой просто утрамбованный грунт. Название они получили по имени ровняющей их дорожной техники. Несмотря на то что за состоянием таких дорог обычно следят, идеально ровными они не бывают. На них встречаются ямы и кочки, но самый главный враг автолюбителя — «стиральная доска». Это частые волнообразные неровности, которые слишком мелки, чтобы привести к раскачке машины или пробоям подвески, но при этом вызывают сильную вибрацию подвески и кузова.

Если водитель и пассажиры испытывают от этого лишь дискомфорт, для машины долгая езда по грейдеру может иметь более серьезные последствия. Существует опасность прослабления резьбовых соединений. Особенно подвержены этому гайки колесных ступиц ряда моделей внедорожников. После нескольких часов езды по такой дороге следует остановиться (сделать это все равно придется для дозаправки машины или по физиологическим причинам) и покачать колеса, взявшись руками или упершись ногой в верхнюю часть покрышки. При этом следует прислушиваться к звуку: если есть щелчки и диск колеса горячий, скорее всего открутились ступичные гайки и в подшипниках появился люфт. Еще один симптом разболтавшихся ступиц — «ватная» педаль тормоза и ее срабатывание со второго или третьего качка. Это происходит из-за того, что колесо начинает выписывать восьмерки, и болтающийся тормозной диск раздвигает тормозные накладки.

Чтобы избежать подобных неприятностей, надо избавить машину от вибрации. Сделать это довольно просто — снизьте давление в колесах до полутора атмосфер, и вибрация значительно уменьшится.

Проселок

На проселочной дороге главными врагами путешественника являются ямы и кочки. Именно они не позволяют двигаться с высокой скоростью и подчас превращают 50-километровый отрезок в «удовольствие» на целый день. Обычно ямы заполнены водой и занимают всю площадь дороги, сходя на нет лишь у самых обочин. При езде по центру трассы машину сильно раскачивает и окатывает брызгами. Двигайтесь по самому краю луж, наезжая внешними колесами на границу обочины и огибая близко расположенные лужи то с одной, то с другой стороны. Это поможет избежать раскачки и существенно увеличить скорость движения, не превращая езду в родео.

Если вам пришлось форсировать настолько глубокую лужу, что радиатор оказался погруженным в грязную воду, выехав на сухое, остановитесь и промойте соты радиатора чистой водой. Для этих целей вполне сгодится любая пластиковая бутылка из-под газировки с продырявленной крышкой. В противном случае грязь внутри сетки очень быстро высохнет, и извлечь ее оттуда, не снимая радиатора, будет практически невозможно. С забитыми сотами радиатора на бездорожье двигатель сразу же начнет перегреваться, что приведет к серьезным поломками.

Если погода стояла засушливая, то луж на проселке не будет, зато колеса машин начнут поднимать клубы пыли. Это менее опасно для «здоровья» автомобиля, чем грязная вода, но тоже небезобидно. Попадая в систему воздухозабора двигателя, она плотно забьет фильтрующий элемент, сократив приток воздуха, что приведет к снижению мощности и увеличению расхода топлива. Поэтому, если вам предстоит движение по пыльным дорогам, лучше иметь с собой пару запасных воздушных фильтров. Чтобы избежать попадания критического количества пыли в воздухозаборник, достаточно просто увеличить дистанцию до впередиидущего автомобиля, чтобы пыль успевала оседать. Не волнуйтесь, вы не потеряете головную машину, ее будет прекрасно видно по уходящему вдаль шлейфу. Неплохим подспорьем в борьбе с пылью станет выведенный воздухозабор. За счет того, что воздух в систему поступает с большей высоты, в нем содержится меньше пыли. Кстати, австралийский бренд с мировым именем Safari Snorkel позиционирует свою продукцию именно как пылезащитную, а не оборудование для форсирования водных преград.

Вот и все на сегодня. Надеюсь, мои советы помогут вам во внедорожном путешествии. Если же вы не узнали ничего нового, не огорчайтесь, ведь народная мудрость гласит: повторенье — мать ученья.

текст: Леня НЕМОДНЫЙ
фото: автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 июль 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты