Дуэль в пустыне

Добро пожаловать на Abu Dhabi Desert Challenge

Я приехал в одно из самых жестоких и малонаселенных мест на планете, чтобы увидеть легендарное состязание на выносливость. Когда победители «Дакара», бывшие гонщики «Ф 1» и чемпионы мира по ралли-рейдам говорят, что это соревнование одно из сложнейших, лучше им поверить. Добро пожаловать на Abu Dhabi Desert Challenge!

Города Дубай и Абу Даби, раскинувшиеся на краю бесплодной пустыни у лазурного моря, бесстыдно прославляют богатство. Зов муэдзина отражается эхом в зеркальных небоскребах, но расточительность и изобилие доставляются сюда густой черной кровью другого бога, чьими владениями объявлена эта пыльная земля, — нефти.

Фонари у отеля, заливающие окружающее пространство мягким светом, озаряют величавого шейха Мохамеда Бин Солема, одного из организаторов гонки. Перед фойе — пытливые журналисты и энергичные гостиничные парковщики. А вот и болиды. Под кузовными панелями X-Raid Mini скрывается BMW X3CC. Когда машины стоят бок о бок, сомнений не остается — это Mini! Внимание многих привлек уникальный Range Rover Фади Мелки. На первый взгляд он кажется худосочным Bowler Nemesis, но у него шасси от классического «рэйнджа». И выглядит он сногсшибательно!

Пролог соревнования проходил на строительной площадке, неподалеку от центра города. Там зрителей ожидало два сюрприза. Во-первых, Стефану Петеранселю, выступавшему на новом Mini All4 Racing за команду BMW X-Raid, потребовалось менее пары километров, чтобы оторваться от преследователей на пять секунд. Во-вторых, Роман Брискиндов на «прокатном» G-Force Proto, выступающий в ралли-рейде второй раз в жизни, показал четвертый результат. Перед гонкой он потренировался в дюнах с местным инструктором, и когда я спросил, чему именно он научился, пилот ответил: «Следовать за верблюжьим дерьмом!» Его консультант объяснил, что, как ни странно, это совершенно серьезный совет. «Верблюды не поднимаются на дюны ради забавы. Они ходят только по дорогам, которые знают. Если вы следуете за пометом этих животных, можете не сомневаться: тропа вас обязательно куда-нибудь выведет…»

В песчаном аду

Я слышал жалобы на то, что пролог оказался неестественным и легким, но первый спецучасток протяженностью 290 км сразу продемонстрировал суровость ралли. Даже легендарный Стефан Петерансель счел его сложным. «Последний раз я присутствовал в Абу Даби в 2007 году и уже забыл, как здесь жарко. В кабине было не слишком комфортно». Однако многим участникам пришлось гораздо тяжелее. Борис Гадасин, победитель первого этапа Кубка мира FIA по ралли-рейдам, выдержал логистический кошмар ради того, чтобы доставить свою команду G-Force в ОАЕ из Италии. И всего лишь через четыре километра после старта он исполнил «уши» на S-образном участке трассы, который не был отмечен в дорожной книге. В результате этого события вся команда выглядела подавленной.

Марк Пауэлл, директор Team Saluki, выставил новый передовой багги по имени Predator («Хищник»). Из-за того, что крепления запаски болтались слишком близко к выхлопной трубе, «корма» машины загорелась. Дорога требовала повышенной концентрации, поэтому экипаж не обратил внимания на клубы дыма, смешивающиеся с пылью, позади. Оплавившийся трос акселератора и переставший работать двигатель стали единственными «подсказками».

После первой контрольной отсечки Брискиндов — герой пролога — снова оказался на поразительном четвертом месте. Но гонщик был не очень хорошо знаком с автомобилем, поэтому ремонт рулевого управления отнял у него много времени. Классический Range Rover Малкольма Андерсона потерял колесо на 110-м километре. На багги-красавце Низара Аль Шанфари, одного из самых доброжелательных парней в лагере, разворотило двигатель. Механикам пришлось везти новый мотор из Дубая.

Героем «бойни» стал местный пилот Саид Альхамели, который приехал шестым на почти стандартном Nissan Patrol. Само по себе это достижение было бы не таким впечатляющим, если бы не то обстоятельство, что гонщик ехал без штурмана!

Сложнее «Дакара»

У Desert Challenge есть небольшое отличие от других соревнований: те, кто не смог завершить этап, на покорение которого уходит целый день, могут стартовать на следующем. Второй спецучасток протяженностью 250 км оказался не проще. «Было жестко! — вздыхает Марк Пауэлл. — Множество коротких остроконечных дюн, пересекаемых огромными изгибающимися равнинами… Расслабиться невозможно даже на мгновение». Жан-Луи Шлессер, живая легенда автоспорта, объяснил, почему эта гонка такая тяжелая: «Для меня Desert Challenge сложнее «Дакара». Хотя дистанция не столь длинная, здесь очень жарко, и каждый спецучасток техничен на всем протяжении».

О да, действительно было горячо! Термометр зашкаливало до 46°. Гонщикам было невообразимо сложно. После аварии, случившейся днем ранее, в машине Гадасина вышел из строя кондиционер. Пока некоторые посмеивались над отсутствием такой роскоши, температура в кабине держалась на 65 градусах, а однажды подскочила до 68… Неудивительно, что полностью выкладывающийся пилот, одетый в толстый гоночный комбинезон и ведущий 400-сильного монстра по песку на 160 км/ч, через пару часов получил тепловой удар. Такое случилось даже с несколькими местными жителями, например, с Альхамели, а трехслойный комбинезон Петеранселя был белым от пота.

Доброта спасет мир

Чего вы никогда не познаете, просматривая репортажи BBC и CNN, так это великодушного гостеприимства арабов. Наверное, именно бескорыстное радушие и решило исход гонки. Петерансель ошибся и застрял, потеряв надежду откопать машину. Помощь пришла от лидера соревнования и действующего чемпиона мира по ралли-рейдам Леонида Новицкого, выступавшего за ту же команду, что и Стефан. Уже на следующий день Петерансель пошел в стремительное наступление. На чудовищном спецучастке длиной более 350 км француз показал мастер-класс езды по пустыне, благодаря которому им были завоевано множество дакаровских титулов, и опередил ближайшего преследователя на 20 минут. Изнуренный Новицкий явно был расстроен. Но гонщик знал, что победа была бы пустой и «фальшивой» не выручи он застрявшего соратника.

Спецучасток стал последним для Брискиндова. Безобидная с виду дюна имела крутой обрыв с обратной стороны. При жестком приземлении он повредил нижнюю часть позвоночника. Это была единственная серьезная травма за все соревнование. На завершающем спецучастке началась настоящая буря. «Когда с вершины дюны так сильно дует, не видно, где на самом деле хребет, — рассказывает Шлессер. — Кажется, что дюна гораздо выше, и ты прибавляешь газу, но… неожиданно падаешь». Отсутствующие кузовные панели на его машине и болиде Новицкого служат доказательством того, как тяжело им пришлось.

В абсолютном зачете Abu Dhabi Desert Challenge 2011 победил Стефан Петерансель. Это первая значительная и явно не последняя победа Mini! Серебро досталось россиянину Леониду Новицкому, а бронза — Жану-Луи Шлессеру. Быть может, кто-нибудь скажет, что лидеры гонки были известны заранее, но не стоит заблуждаться: люди и автомобили прошли испытание на абсолютном пределе.

Победители ралли-рейда Abu Dhabi Desert Challenge 2011
МестоЭкипажАвтомобиль
Абсолютный зачет
1Стефан ПЕТЕРАНСЕЛЬ/Жан-Поль КОТТРЕMini All4 Racing
2Леонид НОВИЦКИЙ/Андреас ШУЛЬЦBMW X3CC
3Жан-Луи ШЛЕССЕР/Константин ЖИЛЬЦОВSchlesser Buggy

текст: Робб ПРИТЧАРД
перевод: Асатур БИСЕМБИН
фото: автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№6 июнь 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты