Момент истины

Самые современные изыскания компании Bosch в области дизелестроения

Принимайте поздравления, дамы и господа! На наших с вами глазах рождается история двигателестроения. В настоящее время, пожалуй, лишь непросвещенный может по-прежнему думать, что дизельные моторы на легковых автомобилях — это всего лишь неудавшийся эксперимент. Отнюдь! Теперь так называемые коптилки дают фору бензиновым двигателям

По итогам года дизельные легковушки занимают лишь 7% от общих российских продаж. Виной тому дефицит качественного топлива, отсутствие экономической целесообразности в отечественных условиях, искаженное представление российских автомобилистов. Зато кривая продаж в Старом Свете начиная c 1990-го и особенно с 1997 года похожа на Эверест, неумолимо поднимающийся все выше и выше. Лишь в год экономического кризиса на диаграмме образовался небольшой «уступ». Глядя на цифры, диву даешься: почти половина автовладельцев Западной Европы нынче голосует за солярку. В чем причина успеха?


Развитие дизеля

1894 Состоялось первое знакомство Роберта Боша с дизельным двигателем и его изобретателем Рудольфом Дизелем
1921 Впрыск дизеля с помощью масляного насоса
1922 Начало разработки дизельного топливного насоса для грузовых автомобилей
1923 Bosch представляет первые прототипы дизельных топливных насосов
1927 Начало первого серийного производства дизельных топливных насосов и форсунок для грузовых автомобилей
1928 1000-й дизельный топливный насос
1931 Внедрение регулятора для топливных насосов
1934 Пневматический регулятор ТНВД
1936 Дизельная система впрыска для пассажирских автомобилей
1950 1 000 000-й дизельный топливный насос
1960 Распределительный ТНВД серии VM
1975 Распределительный насос VE
1986 Первая электронная дизельная система управения EDC (Electronic Diesel Control)
1989 Аксиально-поршневой рядный насос VP37
1993 Первый двухреечный топливный насос
1995 Первая система насос-управление-форсунка
1996 Радиально-поршневой рядный насос VP44
1997 Первая система Common Rail для пассажирских автомобилей
1998 Насос-форсунка для пассажирских автомобилей
1999 Система Common Rail для грузовых автомобилей
2003 Третье поколение Common Rail для пассажирских автомобилей с пьезоинжекторами. Дозирующая система Denoxtronic

Совсем не тот дизель

«Дым на небе, дым на земле...» — еще каких-то двадцать лет назад слова из известной песни «Крематория» были актуальны для моторов с воспламенением от сжатия. Птицы падали замертво еще на подлете к чадящей дизельной машине, а растения в ужасе поеживались. Но за последние полтора десятилетия положение дел в данной области кардинальным образом изменилось. «Легковой» дизель так далеко ушел вперед в своем развитии, что теперь ему удается опережать бензиновые двигатели по ряду показателей и теснить их на европейском рынке. Компания Robert Bosch, крупнейший специалист в области дизельных систем, занимающийся совершенствованием технологии с начала прошлого столетия, выступила с докладом о преимуществах современного мотора на тяжелом топливе. Кто, если не она! Ведь Роберт Бош познакомился с самим Рудольфом Дизелем еще в 1894-м, а затем продолжил его дело.

Переломный момент произошел в 1997 году, когда Robert Bosch GmbH представила самую первую Common Rail — систему непосредственного впрыска с общей топливной рампой высокого давления для пассажирских автомобилей.

Годом позже последовала форсунка для легковушек, затем — Common Rail для грузовиков. Одним из основополагающих принципов развития топливного рэйла стало повышение давления. Если первое поколение разрабатывалось для давления впрыска в 1350 бар, то вторая генерация системы с насосом, регулирующим количество топлива, «выжимала» 1600 бар. Третье поколение, со встроенными пьезоинжекторами, присутствует на рынке с 2003 года. Специалисты компании продолжат совершенствование. Цель — 2000 бар. Состоит система Common Rail из насоса и трубопроводов высокого давления, инжекторов, топливной рампы, электронного блока управления, приводов и датчиков. Гибкий расчет процесса сгорания топлива и отсутствие связи момента впрыска с созданием давления позволили снизить расход топлива, уровень токсичности ОГ и шумности.

До литра форы

Новейшие агрегаты на тяжелом топливе имеют неоспоримые преимущества в сравнении с бензиновыми, и с этим сложно спорить. Во-первых, они дают 30% выигрыша в топливной экономичности и 25% в экологичности, за что особенно полюбились прижимистым европейцам. Для наглядности вспомним об аппетите популярных компактов гольф-класса. Audi A3 1,4 TFSI с его 5,9 л бензина на «сотню» иначе как мечтой горожанина не назовешь. Но у A3 1,9 TDI e запросы еще скромнее — 4,5 л дизтоплива. Еще на 0,2 л меньше требуется Ford Focus 1,6 TDCI Econetic, в то время как бензиновой версии с аналогичным рабочим объемом подавай 6,6 л/100 км топлива. Хотя эти малоежки находятся на самом крайнем полюсе экономичности, они дают особенно точное представление о возможностях и уровне развития дизельных технологий.

Двигатели нового поколения — уже не прежние тихоходы. Перевес в крутящем моменте может доходить до 50%, да и рабочий диапазон оборотов у них шире. Бывают и курьезы. Так, например, паспортные данные нового бензинового Kia Sportage ясно свидетельствуют о том, что при спринте до 100 км/ч дизельный собрат увидит его задние фонари. В ходе одного из бошевских тест-драйвов опытным путем установлено: на практике все в точности до наоборот!

Все это замечательно, но в России легковой дизель, несмотря на его плюсы, пока массово не прижился: «солярочные» модификации дороже, чем бензиновые, а льгот по налогам для компенсации этой разницы у нас нет.

МодельДвигательРасход топлива
Audi A3 А3 1.9 TDI e 4,5 л/100 км
A3 1.4 TFSI5,9 л/100 км
BMW 1-й серии 118d EffDyn. 4,5 л/100 км
118i EffDyn.5,9 л/100 км
Ford Focus 1.6 TDCi Econetic 4,3 л/100 км
1.6 Ti-VCT6.66,6 л/100 км
Mercedes-Benz A-класса A160 CDI BlueEff. 4,3 л/100 км
A150 BlueEff.5,8 л/100 км
Skoda Fabia 1.4 TDI Greenline 4,1 л/100 км
1.4 16V6,5 л/100 км
Дизели потребляют в среднем на 30% меньше топлива, чем аналогичные бензиновые двигатели

текст: Асатур БИСЕМБИН
фото: Роман ТАРАСЕНКО и фирма-производитель

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 январь 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты