Айн, цвай, полицай

История появления первого армейского внедорожника Mercedes-Benz

Коллекционирование военной техники времен войны приобрело невиданный размах – год от года число «боевых единиц» только увеличивается. Недавно вернулся в строй и этот армейский вездеход Mercedes-Benz L1500A 1942 года, окраска которого говорит о принадлежности к моторизованному взводу полевой жандармерии 11-й танковой дивизии вермахта

На фронте 11-ю танковую прозвали «гешпенстердивизион». Gespens в переводе с немецкого означает «призрак» — именно его изображение стало неофициальным знаком этого соединения. В роли призрака у танкистов выступал представитель совсем другого рода войск — ландскнехт, немецкий наемный пехотинец времен Средневековья. Ландскнехтами становились в основном представители бедноты, которые в условиях войны не брезговали грабежом и разбоями. От этой деятельности до наших дней дошли даже некоторые слова, заимствованные русским языком из иностранных. Например, «банда» — это отряд ландскнехтов с повязанными лентами (Band в переводе с немецкого — «лента»), а «мародер» — фамилия одного из ландскнехтских капитанов. Изображения самих ландскнехтов можно встретить на старинных гравюрах Дюрера и Хопфера, где эти вооруженные мечами и алебардами люди в кафтанах и шляпах храбро дерутся с рыцарями в доспехах.

Официальным же опознавательным знаком 11-й танковой дивизии являлся обыкновенный круг, разделенный вертикальной полосой. Но это же так скучно! Вот ландскнехты и перекочевали с гравюр на дивизионную технику — размахивающая мечом фигурка прописалась на принадлежащих ей танках, самоходках, автомобилях... К тому же средневекового наемника осовременили добавлением очертаний полугусеничного бронетранспортера, на передних крыльях которого и стоит сам «призрак», — таков творческий подход к разработке неофициального боевого символа «со смыслом».


Простые решения немецких инженеров

Армейский вездеход L1500A построен на базе полуторатонных L1500, выпуск которых концерн Daimler-Benz начал в 1937 году. Превращение грузовика в полноприводный автомобиль произошло путем простого добавления переднего ведущего моста. Привод на передние колеса был отключаемым, в раздатке отсутствовал межосевой дифференциал, а оба межколесных дифференциала блокировались. Обе подвески — зависимые на продольных рессорах. Все это отличало L1500A от других немецких вездеходов того времени, снабженных сложными независимыми подвесками (Horch 901 и Horch 108) и даже полностью управляемыми колесами (Stoewer R180 и BMW 325).

Под капотом стоял бензиновый шестицилиндровый мотор M159 объемом 2,6 л и мощностью 60 л.с. при 3000 об/мин. L1500A можно назвать оптимальным для армии вариантом, если учесть его трудовое «грузовое» прошлое. Для сравнения: тому же Horch 901 без серьезных изменений достался двигатель V8 от гражданского лимузина.

При превращении грузовика в вездеход место грузовой платформы занял кузов простых форм, в котором семь пассажиров сидели лицом друг к другу. Такой расклад получился во многом благодаря тому, что ширина кузова была использована по максимуму — сидящие рядом люди не испытывают особой тесноты, причем средний ряд «сжат» еще и запасным колесом с левой стороны. Укрытием от непогоды служил легкий складной тент. Существовал также командирский вариант L1500A, а в индивидуальном порядке на шасси делались и закрытые кузова.

Производство MB L1500A началось в июне 1941 года и закончилось в июле 1943-го. За это время выпустили около 4900 экземпляров. На фронте 1500A выполнял самые разнообразные функции — от транспортера пехоты и штабного автомобиля до тягача легких артиллерийских орудий.


Трудности реставрации

Вот с такими или подобными вещами и приходится сталкиваться реставраторам военной техники времен Второй мировой войны, задача которых — не только отреставрировать сам автомобиль в полностью оригинальном техническом состоянии, но и нанести на него соответствующую окраску, которая никогда не была типовой — каждое соединение имело отличительные знаки.

Представленный на фото MercedesBenz L1500A коллекционер и реставратор Вячеслав Лен приобрел в Германии — машина почти сорок лет находилась в собрании одного любителя военной техники. Из более ранней истории известно лишь то, что в послевоенное время бывший вермахтовский вездеход трудился в одном из аэропортов недалеко от Мюнхена — такова судьба многих армейских машин, уцелевших после войны. Благодаря такой биографии в руки реставраторам из принадлежащей Вячеславу компании «Коллекционные автомобили» попал хороший и комплектный экземпляр, требующий лишь косметического вмешательства. Однако в отличие от покраски привычных гражданских олдтаймеров процесс обработки L1500A оказался непростым. При покупке машина была песочного цвета — такой ее демонстрировали в сентябре 2009 года на XIV «ОлдтаймерГалерее», но затем Mercedes-Benz решили отреставрировать в соответствии с принадлежностью к определенному подразделению.

После того как с металла ободрали краску, проявилась и «полицейская» сущность автомобиля — первоначально в 1942 году кузов покрасили в темнозеленый цвет, относящийся именно к такому роду войск. Установить принадлежность машины к какому-то конкретному подразделению оказалось невозможным, поэтому реставраторы остановили свой выбор на полевой жандармерии 11-й танковой дивизии, которая принимала участие в боях на Восточном фронте: в Советский Союз ее перебросили летом 1941 года из Югославии. В составе 1-й танковой группы под командованием генералполковника Эвальда фон Клейста дивизия принимала участие в боях под Киевом и Уманью.

О принадлежности к группе Клейста говорит и буква «К» на задней стенке кузова — еще один опознавательный знак, принятый в вермахте. В дальнейшем 11-я танковая была переброшена под Москву и входила уже в 4-ю танковую группу под командованием генерал-полковника Хепнера, поэтому нынешняя раскраска автомобиля соответствует именно лету-осени 1941 года.

Однако реставрация не ограничилась одной перекраской — заново пришлось сшить тент, который подходил бы под новый цвет кузова, и подушки сидений — они изготавливались из кожзаменителя с набивкой конским волосом. В итоге получился абсолютно аутентичный автомобиль, в котором не найти ни одной чужеродной детали и лишнего мазка краски. Это касается и родных 19-дюймовых покрышек, и материала тента, и всего оборудования салона. И если согласно заводской документации двигатель комплектовался двухкамерным карбюратором Solex 32FFJPII, то именно такой стоит под капотом этого Mercedes-Benz L1500A.

Оружие блицкрига

Доступной информации по модели L1500A совсем мало, почти ничего нет — сведения о машинах военного времени до сих пор засекречены. Официальный источник — концерн Daimler AG — ограничивается лишь техническими характеристиками да упоминанием о том, что 1500-й являлся одним из первых серийно выпускаемых полноприводных автомобилей. Вдобавок к этому — типичная даймлеровская «скромность» в вопросах, касающихся сотрудничества с германской военной машиной.

Иногда можно встретить утверждения о том, что изначально L1500A проектировался как сугубо гражданский автомобиль и только лишь потом нашел свое применение в армии. Однако, учитывая тот факт, что его производство началось в июне 1941 года, а разработка — полугодом раньше, ни о каком гражданском назначении этого вездехода говорить не приходится — к тому времени уже вся промышленность Германии перешла на военные рельсы. Но даже сегодня немецкие автомобильные историки не любят вспоминать об этом, вот и появляются незатейливые версии о происхождении армейских автомобилей.

По классификации, принятой вермахтом, Mercedes-Benz L1500A относился к тяжелым легковым автомобилям повышенной проходимости. Его базовая модификация со стандартным пассажирским кузовом имела индекс Kfz. 18 — техника в немецкой армии классифицировалась не по типам и производителям, а по цели применения. Случалось, что один и тот же автомобиль мог относиться к разным классам. Например, L1500A в роли перевозчика пехоты и буксировщика зенитки уже именовался как Kfz. 70. Этот же индекс получали и одноклас сники L1500A — Horch 108, Steyr 1500A, Phanomen Granit 1500A и Krupp Protze L2H 143.

Мотопехота в вермахте была одним из самых сильных и подвижных соединений, причем во многом благодаря подобным автомобилям. Так, в каждом отделении мотопехоты из десяти пехотинцев и одного унтер-офицера было по два ручных пулемета MG-34 вместо одного в обычной пехоте. Мотопехотный взвод состоял из трех таких отделений, что позволяло ему перемещаться на тех самых легких грузовиках, классифицируемых как Kfz.70. Правда, пехотный взвод состоял из четырех отделений — на одно больше. Такое неравноправие объясняется тем, что в мотопехоте «бойцами» числились еще и водители, которые формально не участвовали в бою.

Недостаток задействованных в сражении солдат компенсировался значительно большей огневой мощью уже на уровне роты. Если в обычной пехотной роте насчитывалось только 12 ручных пулеметов и пара 50-миллиметровых минометов, то в соединении мотопехоты был еще и взвод тяжелого оружия, состоящий из двух пулеметных отделений с четырьмя MG-34 и одного минометного с двумя 81-миллиметровыми орудиями. Итого получалось, что в роте мотопехоты было четыре станковых пулемета, восемнадцать ручных и еще два миномета. Таким образом, у пехотинцев моторизованных соединений оказалось почти вдвое больше пулеметов, чем в ротах пехотных дивизий, а их мобильность повышалась за счет наличия легких и быстрых грузовиков — у того же L1500A скорость по хорошему шоссе составляет 80 км/ч.


Простота — залог успеха

Производство Mercedes-Benz L1500A началось в июне 1941 года, поэтому нетрудно догадаться, в какую сторону отгружалась значительная часть этой продукции концерна Daimler-Benz. В тяжелых дорожных условиях Восточного фронта вездеход в силу простоты конструкции оказался предпочтительнее многих других образцов немецкой военной техники. Особенно это относилось к зависимым рессорным подвескам обоих колес, которые достойно переносили все тяготы российского бездорожья, в то время как мосты с пружинами и рычагами часто выходили из строя из-за забивания грязью и последующего обледенения при низких температурах.

За счет той же простоты значительно облегчался и ремонт автомобиля — он не требовал от механиков каких-то особенных знаний и мастерства. Здесь сыграл свою роль и тот факт, что по многим узлам и деталям полноприводный Mercedes-Benz L1500A был унифицирован с полуторатонными грузовиками, которых в немецкой армии насчитывалось большое количество, соответственно опыта их эксплуатации накопилось предостаточно.

Единственным серьезным недостатком автомобиля можно назвать отсутствие закрытого кузова и отопителя в салоне. Впрочем, этих вещей не было и в других немецких армейских машинах.


Война моторов

Именно на таких моторизованных соединениях и базировался главный успех блицкрига 1939–1941 годов, когда клинья из немецких танков и пехоты стремительно оказывались в глубоком тылу противника, сотрясая всю линию обороны и создавая «котлы» из окруженных частей. Подобную тактику немцы начали разрабатывать еще в середине 30-х, и одним из ее элементов, конечно же, являлся легкий пехотный транспортер на несколько человек, так что все версии про «гражданское назначение» просто абсурдны.

После неудач на Восточном фронте и блицкриги сошли на нет. Сборка L1500A продолжалась до июля 1943 года — экономическое положение Германии уже не было таким радужным, и сил на производство полноприводной модификации явно не оставалось. Еще год делали обычный L1500S с задним приводом, а после — и вовсе лицензионный Opel Blitz. Уцелевшие во время войны экземпляры наконец-то стали использоваться по «гражданскому назначению» — их переделывали в пожарные машины, технички, вахтовые фургоны… Многие потом были списаны и с этой мирной службы, отправившись в металлолом или на свалку, — беречь наследие вермахта в испытывающей свою вину за развязывание вой ны Германии как-то не очень хотели. Возможно, поэтому, несмотря на многотысячный тираж модели L1500A, до наших дней сохранились лишь единицы. Сегодня число известных ныне существующих экземпляров не превышает десятка, а в хорошем состоянии из них пребывают всего два, один из которых отреставрирован в России.

Технические характеристики
Масса снаряженная, кг2390
Длина, мм4930
Ширина, мм2050
Высота,  мм2225
Колесная база, мм3000
Колея спереди/сзади, мм1575/1634
Дорожный просвет, мм240
Грузоподъемность, кг 1410
Размерность шин190х20
Емкость бака, л70
ДВИГАТЕЛЬ
Тип и количество цилиндровБензиновый, Р6
Рабочий объем, см32594
Мощность, л.с. при об/мин60 при 3000
Степень сжатия6,3
Коробка передач4-ступенчатая
Тип полного приводаОтключаемый
Максимальная скорость по шоссе, км/ч84
Максимальная скорость по проселку, км/ч60
Запас хода по шоссе, км370
Запас хода по проселку, км230
Расход топлива по шоссе, л/100 км19
Расход топлива по проселку, л/100 км30

Автомобиль для съемки предоставлен компанией «Коллекционные автомобили» (тел. +7-495-77-435-77)

текст: Александр ВОЛКОВ
фото: автор и из архива Daimler AG

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 январь 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты