№12 декабрь 2008

Зачастую пути появления в журнале некоторых материалов настолько неисповедимы, что диву даешься. Помнится, разогнал Дмитрий Ляховенко Land Rover Defender на подходах к броду, и на тебе: вместо стандартного теста – серия материалов, посвященных особенностям взаимодействия масляного поддона дизельного двигателя DuraTorq с деталями трансмиссии. Да, много с тех пор масла утекло: форма злополучного поддона была изменена, фирма Land Rover сменила национально-финансовый статус, а мы собрались отправить пресс-автомобиль на « Дакар-2009». Но не вышло – в наши романтические южноамериканские планы вмешалась проза финансового кризиса. С одной стороны, радоваться тут особенно нечему, а с другой – в начале лета, когда мы, полные радужных надежд, строили планы перемещения нашей редакционной Toyota FJ Cruiser из США в Аргентину, перед перегонной командой встал территориально-транспортный вопрос по поводу разрыва в Панамериканском шоссе, известного как Дарьенский. Так вот, в ходе сбора информации по этому участку «межконтинентального бездорожья» в наши руки попал любопытный документ – литературный отчет майора Блэшфорда-Снелла о состоявшейся в начале 70-х годов Британской трансамериканской экспедиции. Причем речь шла не о путешествии через два континента в целом, а именно о «штурме» Дарьенского Пробела! И мы снова засели за карты. Собственно, за этим азартным занятием нас и застал… кризис. В общем, как вы уже поняли, дальше вышеупомянутых карт наше «большое перегонное дело» не пошло, а отчет майора остался... И тут возникла идея опубликовать воспоминания Блэшфорда-Снелла. И не беда, что в силу давности описанных событий иллюстративный ряд практически отсутствовал. Нет фотографий – нарисуем! Главное, что и люди (несколько безымянных британских героев), и автомобили (два Range Rover V8) сделали это… Но когда перевод текста был завершен, у меня как действительного члена Русского географического общества, в свое время участвовавшего в двух экстремально-серьезных (трехмесячных) и двух познавательно-легкомысленных (двухнедельных) южноамериканских экспедициях, возник целый ряд вопросов к «безымянным британским героям» вообще и к майору Блэшфорду-Снеллу в частности.

Цитирую с сокращениями: «Мы получили поддержку со стороны британской армии. В результате наша экспедиция стала напоминать боевую группу. Нам помогали 64 гражданских, 40 панамских солдат и 30 солдат колумбийских. Также нам в помощь были выделены транспортный самолет ВВС ее величества, несколько вертолетов военно-воздушных сил США, Панамы и Колумбии, среднеразмерный транспортный самолет и еще несколько малых одномоторных самолетов, выполнявших задачи разведки местности».

И дальше: «Для перевозки припасов и запасных частей нас сопровождал караван из 28 пони. Но до границы дошли лишь пять животных. Пони тонули в болотах, гибли от укусов насекомых и умирали от жажды». Последний пункт («от жажды») мне особенно нравится – «вижу» эту душераздирающую картину: маленькие трудолюбивые вьючные животные, облепленные тысячами насекомых, медленно погружаются в топь и жестами просят, чтобы их кто-нибудь напоил. Налицо типичный случай лошадиной (поневой) дегидратации в условиях дождевого тропического леса.

Или: «Земля была покрыта жухлой листвой, под которой мы обнаружили слой гумуса толщиной не менее 30 метров». Для справки: в силу климатических особенностей толщина плодородного слоя (гумуса) в тропическом лесу – около пяти… сантиметров. Но это так, к слову.

Читаем дальше: «Это был самый настоящий ад. Сороконожки с диаметром тела три сантиметра, пауки размером с обеденную тарелку и черные скорпионы. Все эти фантастически агрессивные существа рождали в участниках экспедиции чувство ужаса». Ну что тут скажешь. Мое счастье, что я никогда не был в таком ужасном месте…

А вот информация о тактике прохождения: «Спустя некоторое время мы выслали вперед разведку, а потом выделили еще одну команду, которая занялась точным обозначением пути. Это были саперы и инженеры. Используя мачете, бензопилы и динамит, они занимались строительством дороги шириною три метра».

Ну и последняя цитата: «Снабжение экспедиции велось по воде и воздуху. Всего было доставлено 10 тонн провианта, 56 000 литров топлива, 2400 банок пива и 80 000 сигарет. Плюс к этому питание для лошадей и динамит». 2400 банок?... Как говорится, без комментариев. В общем, экстремального вам чтения, джентльмены. В каком-то смысле это действительно очень увлекательно.

Андрей КУПРИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты