Бархатная система

«Бархатный сезон» – VI этап Off-Road Challenge. Селигер

Не знаю, как вам, а мне кажется, что назвать гонку, проходящую в ноябре, «Бархатным сезоном» можно, только обладая солидной долей авантюризма. А то выйдут участники на мороз и потребуют: «Бархата мне, бархата! Пять слоев!». Впрочем, эти и тому подобные досужие размышления не помешали организовать последний в этом году «Партизан» и предпоследний (шестой) этап серии Off-Road Challenge на Селигере. Кажется, так далеко на север «партизаны» еще не уезжали...

Выбор места проведения соревнования объясняется наличием благоустроенного места для проживания и относительной свободой в прокладке трассы. И действительно, разместили участников по-царски – на базе Союза деловых людей. Это небольшой и очень качественно построенный коттеджный городок на берегу озера Сиг располагает собственной церковью, большим бассейном, зверинцем, рестораном, банями и т.д. Радовала и погода: во-первых, она была относительно теплая, а во-вторых, в ночь перед стартом выпал первый снег, который, судя по всему, и выполнял роль бархата, от которого уже к середине дня не осталось и следа.

А теперь коротко о трассах. В отличие от других участков Тверской области, болот здесь немного. Соответственно трассы «Бархатного сезона» были проложены по лесным дорогам с немногочисленными бродами. Да, порой там встречались глубокие лесовозные колеи, но для большинства участников они оказались несложными. Более того, организаторы не скрывают, что в этом сезоне приложили максимум усилий, чтобы переломить мнение, что «Партизан» – это сверхсложное внедорожное соревнование, пройдя которое, можно смело отправляться на Чемпионат России по трофи-рейдам. Конечно, несколько лет назад это действительно было так, но теперь трассы стали вполне пригодными для езды на квадроциклах и серийных автомобилях (разумеется, с лебедкой и на внедорожной резине).

Интересная деталь – для мониторинга прохождения трассы организаторы использовали самую продвинутую на сегодняшний день систему слежения в реальном времени. 24 автомобиля и 16 квадроциклов, участвующих в соревновании, были в оперативном порядке оборудованы специальными «белыми ящиками». Эти изготовленные из белой пластмассы водонепроницаемые навигационные приборы размером с пульт дистанционного управления лебедки устанавливали два инженера фирмы-производителя. Внутри каждого «белого ящика» располагаются две платы – GPS и GPRS, то есть, грубо говоря, это не что иное, как навигационный прибор в связке с мобильным телефоном, передающим на базу данные о координатах. Ну а поскольку покрытие района сотовой сетью оставляло желать лучшего, то «Бархатный сезон» ко всему прочему стал еще и отличным испытанием для системы. Как только сеть пропадает, «белый ящик» записывает путевую информацию в собственную память, а когда сигнал появляется, то он тут же передает запомненное по назначению. Если же связь так и не наладилась, то трек можно скачать по возвращении.

Кстати, в штабе гонки был вывешен большой плазменный экран, на котором положение всех находящихся на трассе экипажей отображалось на карте. Да и вообще нужно сказать, что система в целом отработала на «пять с минусом». Ну а то, что один или два прибора зависли из-за неправильного подключения к бортовому питанию, это устранимо: следующее поколение «белых ящиков» оснастят собственными аккумуляторами. Также оказалось сложным понять, едет или стоит машина, находящаяся вне зоны покрытия. Но как бы то ни было, представление о судьбе каждого экипажа у организаторов на этот раз было гораздо более ясным, чем обычно. Раньше ведь что – приходилось полагаться исключительно на рассказы вернувшихся с трассы участников.

Определенные сложности вызвала разве что первичная настройка системы, да и то это было связано с особенностями сервиса местного сотового оператора. Но в любом случае полевой тест в сложных условиях «ящики» прошли успешно, а инженеры фирмы-изготовителя получили достаточное представление о том, что именно нужно доработать. Но главное уже сделано, «белые ящики» решили сразу две проблемы – контроля прохождения трассы и безопасности. Кстати, говоря о последней, стоит обратить внимание на особенности сосуществования на одной трассе автомобилей и квадроциклов. Совместный формат в последние годы становится особенно популярным, и, стало быть, организаторам и участникам стоит обратить особое внимание на прохождение «узких» мест. Несколько раз я наблюдал ситуации, когда при маневрировании «слепой» из-за сложенных зеркал и грязных стекол машины квадроцикл оказывался в опасной зоне.

Но есть и образцы взаимовыручки. Так, например, в один из моментов соревнования лишь соседство с хорошо экипированными автомобилями позволило квадроциклистам продолжить путь. На одном из ATV разбортировалось колесо, и ребята уже были готовы отправиться на поиски ближайшей деревни. И тут из леса появился экипаж Алексея Школина, который заинтересовался причиной остановки. А когда проблема стала ясна, «охромевший» ATV был повален на бок, а покрышка возвращена на диск и накачана. Вот что значит «межклассовая» взаимопомощь. И то правда, ведь райдерам на квадроциклах она действительно может понадобиться – много ли инструмента они увезут с собой?

А теперь давайте попробуем пофантазировать. По крайней мере после «Бархатного сезона» мы можем сделать достаточно точный прогноз, как будет выглядеть «партизанское движение» в следующем внедорожном сезоне. Очевидно, что Андрей Слепушкин взял курс на то, чтобы на его соревнования было приятно приезжать. Нет, правда, оказаться в хорошем домике с горячим душем и удобными кроватями после дня, проведенного в ноябрьском лесу, действительно неплохо. Что же касается новой системы контроля прохождения трассы, то она, вне всяких сомнений, позволит сделать гонку более честной в целом, а в частности будет способствовать делу изведения «кротов» (так называют участников, которые активно пользуются срезками и объездными дорогами).

Да что тут говорить – сегодня трофи-соревнования зачастую становятся мероприятием семейным. Если раньше жены отпускали мужей на гонку, как на войну, то теперь на многие офф-роуд мероприятия приезжают всей семьей, а в базовом лагере впору организовывать корпоративный детский сад. А то, что гонки приходится устраивать все дальше и дальше от Москвы, так эту центробежную тенденцию мы наблюдаем уже несколько лет, и паники у участников она не вызывает. Да, добираться до лагеря вечером в конце недели бывает непросто (на Селигер мы ехали около семи часов), зато есть повод сказать на работе: «Если не вернусь в понедельник, считайте меня экотуристом!»

текст и фото: Андрей ХОРЬКОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты