Тяжелая левитация

Кроссовая гонка грузовиков в окрестностях Бронниц

Текст: Андрей Хорьков
Фото: Андрей Хорьков

Мы направляемся в Бронницы! Здесь проходит ежегодная кроссовая гонка грузовиков. Конечно, это не совсем «наша» дисциплина. Среди всех выступающих машин внедорожниками можно считать только УАЗы, а ЗиЛ-130 и ГАЗ-51 (-52 и -53) предназначены для каких-никаких, но все-таки дорог. Однако мы здраво рассудили, что проводящаяся уже в пятнадцатый раз легендарная гонка вполне заслуживает внимания наших читателей. Решено, едем к братьям!

Гонку принимает испытательная трасса 21 НИИ Минобороны, так что на въезде нас проверяют с собаками... Например, псу почему-то не нравится запах разлитой жидкости для гидроусилителя. А кому он нравится? Но порядок есть порядок, и на парковке всех выстраивают ровными, практически строевыми рядами.

Для Бронниц февральское автомобильное шоу – любимое развлечение. На гонку собираются толпы народу. Соревнования проходят в течение двух дней, причем все самое «сладкое» припасено на воскресенье. Ну а на площадке для зрителей тем временем жарят шашлык и торгуют пивом. Просишь чаю, тебя не спрашивают, нужен ли сахар или лимон. Будешь пить как положено! Привередливые потягивают коньячок из собственных фляжек.

Пока грузовики десяток за десятком уходили на квалификационные круги, я разговорился с местными болельщиками, размахивающими российским флагом с автографом лучшего бронницкого кроссмена. Одного из них зовут Иван. Иван работает на заводе в Москве. Встает каждое утро в четыре часа и бежит на автобус (впереди у него два часа «дорожного» сна). Иногда, конечно, приходится вкалывать и в выходные, но в данном случае Иван заранее объяснил начальству, что в этот уик-энд на него можно не рассчитывать: «У нас гонка, понимать ведь надо!».

Тут надо оговориться, что в Бронницах одновременно проходит несколько разных соревнований. Большинство машин, сражающихся на первом этапе Чемпионата России, – ретро-грузовики ГАЗ-51 (52-е вместо этого едут этап Первенства страны). Для УАЗов идет этап Кубка, а для всех военных участников – еще и этап Чемпионата Вооруженных сил. В общем, запутал! Надеюсь...

Самыми шустрыми здесь считаются УАЗы. Они проходят более чем двухкилометровую трассу за две минуты. Грузовики с приводом только на задние колеса испытывают проблемы на обледенелом подъеме. Между заездами на этот участок периодически выезжает гусеничная бронемашина, которая начинает вертеться вокруг своей оси и разрушать гусеницами лед (потом ее используют еще и как эвакуатор).

Наиболее зрелищными считают заезды ЗиЛов. Эти ярко раскрашенные, побитые и «слепые» (вместо фар – заглушки) монстры производят жутковатое впечатление, даже просто проносясь мимо. После этого машины для ралли-рейдов кажутся быстрыми, но, как бы это помягче сказать... маленькими. А когда ЗиЛы начинают прыгать, и вовсе можно падать в священном трепете на землю. Представьте себе, что медленно вышагивающий слон вдруг разбежался, расправил крылья и в элегантной позе стремительно полетел! Скажу больше – эти летающие элефанты пару раз совершали и парные прыжки. Не для увеселения зрителей, разумеется. Просто трамплин пришелся на момент обгона. Приземлившись, машина, как правило, еще раз отрывается от земли всеми колесами, а потом, уже вцепившись в грунт, рвется к виражу и уходит на следующий круг.

Любопытно, что в отличие от ралли-рейдов, здесь запрещена шипованная резина. То есть ехать приходится фактически на штатных покрышках. Чтобы улучшить сцепление с почвой, протектор иссекают ножами так, чтобы образовались многочисленные тонкие ламельки. Результат подобной политики очевиден: как любая французская винокурня, каждая команда имеет собственный «секрет».

В перерывах я назадавал гонщикам и механикам кучу наивных и не очень вопросов по подготовке машины. По их словам, правилами запрещается модернизация узлов. Но некоторые все-таки «шаманят» движки, подвеску (главное, чтобы техкомиссия не подкопалась). Но чаще всего машину кроссмены строят по бюджетному принципу. Например, если команде понадобился еще один грузовик, можно найти сломанную машину в каком-нибудь хозяйстве и договориться по-хорошему: мы вам ее починим, а потом вы будете ее нам одалживать на гонки...

А теперь о грустном... По сравнению с внедорожными дисциплинами, где есть и состоятельные участники, и спонсоры, и заинтересованная пресса, в кроссе все вышеназванное отсутствует. Здесь многое осталось на том уровне, когда эта дисциплина была военно-прикладной, и внимание широкой публики было не более чем приятным дополнением. Видимо, отсюда и повелось, что все делается на честном слове начальников и азарте участников. Так, например, нам объяснили, что отсутствуют средства даже на изготовление афиш. Мол, поэтому и публики немного... Впрочем, с последним я бы поспорил. Зрителей в Бронницах было больше, чем на тех же ралли-рейдах, а атмосфера нас и вовсе сразила. Это просто праздник какой-то: вот идут три мужика, вернее, два шагают, а третьего почти несут, но при этом (внимание!) он умудряется играть на баяне.

Возвращаясь к соревнованиям, отметим, что очень необычно наблюдать за массовым стартом. Да, порядок выхода на старт определяется квалификационными заездами. Но на первом же вираже начинается борьба. Грузовики толкаются бортами, ускоряются, резко оттормаживают, их разворачивает и кидает в сугроб. В общем, к тому моменту, когда они доходят до трибун, половина дела уже закончена!

И еще по техническому составу... Если УАЗы на трассе казались мне до боли привычными автомобилями, то ГАЗ-51, которых на московских дорогах можно встретить не чаще, чем мамонта в подмосковных лесах, казались пришельцами из прошлого. Первую машину этой модели собрали еще в 1939 году. Она должна была прийти на смену знаменитой «полуторке» (производство было развернуто уже после войны и продолжалось до 1975 года). В закрытом парке мне говорили: «Снимай-снимай, через 20 лет продашь фотографии за бешеные деньги!». Спрашиваю, где удается находить запчасти. Оказывается, в глубинке. Там таких машин много. Еще бы – за все годы их сделали 3,5 миллиона штук!

P. S. Жаль, но на церемонии награждения присутствовали только заинтересованные стороны (зрители уже разошлись). Победителям ЧР вручили бытовую технику, а Минобороны (в своем чемпионате) пожаловало лучшим командам автомобили – от ГАЗа до УАЗа.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 март-апрель 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты