Американское сумашествие

Самое экстремальное соревнование по рок-кроулингу в США

Текст: Крис Коллард
Фото: Крис Коллард

Толпы болельшиков на трибунах доказывают, что рок-кроулинг постепенно становится одним из самых зрелищных видов спорта в США. Проходивший на автодроме Rocky Mountain Raceway (Солт-Лейк-Сити, Юта) чемпионат Super Crawl собрал более двадцати тысяч зрителей. «Луноходы» с утра до вечера штурмовали восемь специально сконструированных бетонных препятствий в борьбе за титул победителя.

Мы с вами направляемся с Солт-Лейк-Сити, штат Юта, на ежегодный чемпионат International World Super Crawl 2004, для того чтобы почувствовать вкус главного внедорожного сумасшествия Америки, именуемого рок-кроулингом. Super Crawl – в мире рок-кроулинга это настоящие Олимпийские игры, трехдневное собрание лучших рок-кроулеров со всего мира, дающее возможность узнать, кто есть кто в этом виде спорта. Данные соревнования позволяют не только оценить, каким стал рок-кроулинг, но и увидеть, в каком направлении будет развиваться эта дисциплина. За последние несколько лет соревнования по рок-кроулингу распространились по всему североамериканскому континенту. Результатом стало не только бесчисленное количество сломанных мостов и «разорванных» дифференциалов; массовость привела к появлению целой когорты топ-пилотов и форсированному развитию технологии постройки спортивных машин. Однако и по сей день можно назвать лишь одно соревнование, в рамках которого «псы скальных войн» могут схлестнуться, оспаривая право именоваться «лучшим в мире». И имя ему Super Crawl...

Выкормленные стероидами

В этот раз соревнование собрало более ста международных команд. Для того чтобы квалифицироваться и, соответственно, получить допуск на старт, экипажи должны были предъявить свои результаты (не ниже двенадцатого места) на национальных соревнованиях в США, Канаде или Мексике. В длинной череде «каменных» соревнований Super Crawl стоит особняком (все участники начинают с нуля, а победитель получает все) и для того, чтобы увезти с собой победное золото, претендентам следовало с минимальным количеством штрафных очков преодолеть десять препятствий, равных которым по сложности пока еще не было.

Все поле боя разделено на две зоны, отдельно для классов Modified и Supermodified. Автомобили класса Modified внешне напоминают обыкновенные внедорожники (максимальный размер используемых колес ограничен 37 дюймами). Что же касается неограниченного класса, то в нем вы можете обнаружить все, что изощренный инженерный ум способен предложить на потребу фанатов бездорожья. Максимальный размер колес здесь составляет уже 48 дюймов, и все остальное пляшет от этой печки. Больше всего эти машины напоминают перекормленные стероидами багги для пустынных гонок, с укороченными и зауженными рамами и увеличенной колесной базой. Эти фантастические аппараты щеголяют трех- или четырехрычажной управляемой подвеской на пневматических или гидравлических упругих элементах, непосредственным гидравлическим управлением всеми четырьмя колесами, и большеобъемными V8 (встречаются также форсированные «четверки» и визжащие на десяти тысячах оборотов роторные агрегаты Mazda).

Ландшафтная архитектура

Super Crawl проводится исключительно на искусственных препятствиях – это его главное отличие от всех остальных соревнований такого рода. Дело в том, что внедорожное движение в США испытывает юридическое давление со стороны органов, ответственных за землепользование, и проведение соревнований на природных препятствиях не слишком-то приветствуется публикой, далекой от офф-роуда. Дошло даже до обсуждения вопроса о запрещении допуска машин на самый известный внедорожный маршрут США, легендарный Rubicon Trail!

Поначалу сама идея проведения соревнований на местности, созданной рукой человека, казалась обескураживающей. Будут ли соревнования на искусственных скалах привлекать зрителей? Что скажут сами спортсмены? И можно ли создать на подобных трассах атмосферу экстрима и бескомпромиссного соперничества? Ответы на эти вопросы могла дать только организация, являющаяся бесспорным лидером в области проведения соревнований по рок-кроулингу, а именно ассоциация UROC. Так какими же должны быть искусственные препятствия, подходящие для рок-кроулинга XXI века?

На самом деле искусственные образования, представляющие собой несколько сотен тонн камней и грунта, оформленные в скульптурные формы монолитным бетоном, весьма напоминают природные образования таких популярных мест проведения соревнований по рок-кроулингу, как Фармингтон, Седар Сити или Мун Рокс (Рино, Невада). Более того, некоторые из препятствий оказались настолько сложными, что их сумели преодолеть лишь единицы. Каменные «идолы» своим видом внушали ужас даже зрителям. Интересно, какое впечатление производили они на участников? Впрочем, в течение тех трех дней, что мы бродили по закрытому парку и беседовали со спортсменами, мы не услышали ни одного отрицательного комментария, касающегося трасс.

Началось все в ночь с четверга на пятницу, когда «Лунные багги», «Джипы», «Тойоты» и «Самураи» (марки машин в данном случае настолько условны, что их правильнее употреблять как имена собственные) разгружались с трейлеров в зоне проведения действа. Механики команд в последний раз пробегались по «чек-листам», экипажи изучали препятствия и обсуждали стратегию. Каждому из них предстояло ежедневно проходить сквозь строй из восьми сложнейших с технической точки зрения «курсов». Главными спонсорами соревнований стали фирмы Toyo Tires и Trailmaster, а также Red Bull Beverage, фирменный грузовик которых снабжал энергетическими напитками не только экипажи команды Red Bull Rock Crawling, но и все прочие команды, судей, технический персонал и журналистов.

Каменные курсы

Как я уже сказал, в течение двух первых дней каждый экипаж должен был показать свое искусство, взяв штурмом по восемь «курсов», представляющих собой набор препятствий. Третий, финальный день был посвящен выступлениям лучших из лучших. Так получилось, что первый день не выявил явного лидера в классе Supermodified (как минимум девять экипажей показали сходные результаты). Кстати, экипаж (или, в американской терминологии, «команда») состоит из двух человек – водителя и штурмана (споттера). Главное предназначение споттера – служить дополнительной парой глаз пилоту и помогать ему избегать ловушек, провести машину через «курс» по оптимальной траектории. Споттеру также разрешается удерживать или тащить машину за специальную буксирную стропу (иногда мышечная сила споттера – единственное, что удерживает автомобиль от переворота).

Правила подсчета очков в рок-кроулинге весьма просты. За каждое взятое препятствие экипаж набирает 40 очков, но при этом очки набавляются и за каждое нарушение. Например, если водитель наезжает на конус, обозначающий створ ворот, он получает 10 очков. Остановка на срок, превышающий 4 секунды – 1 очко. Включение заднего хода – 2 очка. Использование лебедки – 30 очков.

Кроме того, команда может зарабатывать бонусные (вычитаемые) очки. Например, если споттер во время штурма препятствия будет находиться внутри автомобиля, не оказывая пилоту обычной помощи, то количество набранных экипажем очков уменьшается на 5. Кроме того, некоторые «курсы» могут иметь необязательный «экстремальный» участок. Если команда с ним справляется, то общая сумма уменьшается на 10 очков.

Над стадионом то и дело раздавался характерный хруст рвущихся полуосей, карданных шарниров и колесных муфт. А звук ревущих моторов свидетельствовал о том, что экипажи заставляли их работать в режимах, далеко выходящих за заложенные в конструкцию пределы. Каждый же раз, когда очередной претендент опрокидывал свою машину вверх тормашками, раздавался громогласный рев десяти тысяч глоток. Массовое убийство трансмиссий и перевороты пополняли отряд неудачников, и к концу третьего дня стали ясны победители. В классе Modified первое место занял экипаж Дина Буллока и Карла Мэнсфорда, а в Supermodified поздравления принимали Рэнди Торбетт и его споттер Эрик Никсон.

Рок-кроулинг – это опасный вид спорта, так что каждый автомобиль должен пройти тщательную техническую инспекцию. Перевороты в рок-кроулинге не редкость, и каждый из них может грозить пилоту серьезными увечьями и даже гибелью. Михаэль Гринуолт дважды бросал свой Jeep на штурм «Бивня мамонта». Первый раз его машина взмыла в небо, как стартующий МИГ-21, сделала обратное сальто на 360 градусов и опустилась на колеса. Вторая же атака закончилась переворотом, ставшим для Jeep фатальным. Это окончательно выбило Михаэля из борьбы.



Послесловие

Приживутся ли искусственные препятствия в экстремальном рок-кроулинге? Думаю, сказав «да», мы выберем правильный ответ. Как и в случае с кольцевыми внедорожными гонками на искусственных аренах, искусственные скалы, возведенные в частных владениях, являются магистральным путем развития экстремального рок-кроулинга. Так что можете считать этот репортаж введением в следующее поколение соревнований по рок-кроулингу. Если оно вас заинтересовало, напишите нам, и мы продолжим освещение «каменной эволюции»...

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 март-апрель 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты