Тестирует дилетант

Четверо суток в компании Polaris Sport Touring 550 и Polaris Widetrak LX

Текст: Леонид Миндель
Фото: Игорь Георгиевский

Зима. Сельская местность. Бездорожье. Трактора еле ползут, перемалывая огромными колесами снежную кашу, внедорожники передвигаются исключительно на лебедках, нагребая сугробы перед капотом, а легковые автомобили, так те просто до весны забыли о существовании лесных дорожек. Да, глубокий снег – серьезное препятствие для любой техники. Это правило. Но из любого правила найдутся исключения. Я говорю о снегоходах.

Испытание снегоходов – дело для нас новое и, мягко сказать, непривычное. Но когда мы пасовали пред трудностями?! Для теста были взяты машины Sport Touring 550 и Widetrak LX известной американской фирмы Polaris. Но как только проблема выбора моделей была решена, перед нами встала новая – как именно тестировать. Согласитесь, накатанная технология тестирования автомобилей тут совершенно не годится. Решили произвести разведку (читай тестирование) боем. И что же в итоге? В итоге я отправился в многодневный снегоходный поход по Карелии... Четыре дня, по свету и темноте, по укатанным дорогам, по льду рек и озер, сквозь лесные сугробы, мы упрямо двигались вперед на четырех лыжно-гусеничных транспортных средствах. И все четыре дня я сравнивал, анализировал и таким образом... замечательно проводил время.

Найдите семь отличий

Внешне модели очень похожи. Но это только на первый взгляд. На самом деле, Sport Touring 550 – это туристическая машина с довольно мощным (550 «кубиков») двухтактным двигателем воздушного охлаждения, узкой гусеницей и стандартным набором опций. В общем, легкий и динамичный болид. А вот Widetrak LX – уже совсем другого класса аппарат. Во-первых, он более массивен (в полтора раза тяжелее Touring), а его двухтактный двигатель при несколько меньшем объеме (500 куб.см) имеет водяное охлаждение и возможность крутить уширенную гусеницу посредством пониженной передачи. Казалось бы, как можно сравнивать столь разные по характеристикам модели? Да, снегоходы сильно отличаются друг от друга технически, но при этом они имеют одну общую черту – оба «снегомобиля» созданы для путешествий.

По дорожке

Любая проезжая дорога (асфальт, щебень, песок) зимой приобретает дополнительное устойчивое покрытие. Это снег, укатанный до глади и скользкий как лед. Так вот, на этом импровизированном катке снегоход чувствует себя как рыба в воде. Здесь он способен держать максимально возможную скорость. Вот только увлекаться не следует – при резком повороте руля или торможении снегоход становится практически неуправляемым.

Но перейдем к конкретике.

Sport Touring 550. Очень чувствителен к движениям рулем, легко уходит в занос, впрочем, так же легко из этого самого заноса «вытаскивается». Из-за небольшого веса снегоход на поворотах (при скорости свыше 40 км/ч) приходится откренивать корпусом. Немного пообвыкнув, я счел более удобным способ прохождения поворотов в управляемом заносе. Drive в чистом виде! Комфортная скорость передвижения – 80–100 км/ч. Нет, действительно, 60 – скучно, а 110 – страшно...

Widetrak LX. Не так резво набирает ход, как Sport, но зато не уходит в занос при резком нажатии газа. Очень устойчив, до 70 км/ч откренивать не требуется. И вообще, здесь совершенно другие ощущения от езды. Если на Touring я чувствовал себя ковбоем, оседлавшим необъезженного мустанга, то на Wide я просто ехал, наслаждаясь окружающими красотами.

В целом езда по дорогам доставила массу удовольствия на обеих моделях, правда, периодически приходилось заезжать на снежную обочину, чтобы остудить полозья лыж – от долгой езды по твердой поверхности они перегреваются. На Widetrak заезжать на снег требовалось даже чаще, причем на «охотничьей» модели помимо полозьев нужно было охлаждать и радиаторы двигателя, рассчитанные на попадание рыхлого снега.

Напрямки

Уж чем-чем, а снегом наша необъятная Родина никак не обделена. Скажу больше, у нас даже толщину снежного покрова принято измерять не в сантиметрах. По колено, по пояс, по грудь – вот российские стандарты. А снегоход хоть и создан для снега, но по рыхлой целине едет ох как неохотно.

Sport Touring 550. На рыхлом снегу чувствует себя очень неуверенно, постоянно приходится идти «в натяг». Неаккуратная работа акселератором мгновенно превращает гусеницу в «снегоуборочную машину», и, убрав из-под себя полкубометра снега, снегоход прилипает насмерть. Приходится поднимать и переставлять корму машины в сторону (для этого требуются слаженные действия как минимум двух человек). Возобновление движения после остановки – вообще наивысшая математика: слегка подгазовывая, вводишь в зацепление ремень вариатора, потом трогаешься с места на малом газу и только потом запрыгиваешь на уже едущий снегоход. Ни о какой комфортной скорости движения не может быть и речи (тащишься 20–30 км/ч).

Widetrak LX. Включив пониженную передачу, я обошел все проблемы со стартом, а широкая гусеница легко держала снегоход «на плаву». По целине машина шла 40, и чувствовалось, что это далеко не предел. В итоге, прокатавшись на «тракторе», продолжать путь по рыхлому снегу на Touring было, прямо скажем, неохота.

С ветерком

Озеро. Толстый лед укрыт снегом неравномерно – то переметы полуметровой высоты, то ровная гладь снежного наста, а то и совершенно голый лед...

Sport Touring 550. Легко набирал скорость. На переметах взмывал в небо, пролетая по воздуху по несколько метров. Ощущение полета кружило голову, хотелось петь и кричать, что я, собственно, и делал. Немного портили картину ледяные проталины – на них снегоход моментально терял сцепление с поверхностью и норовил уйти на собственную траекторию. Скорость я держал около 80, можно было и больше, но боялся не справиться с управлением после какого-нибудь особо большого трамплина.

Widetrak LX. А вот на тяжелом LX никакого удовольствия от прыжков я не получил, даже наоборот, после каждого полета было чувство, что я падаю словно мешок с мукой. Из-за широкой гусеницы ловить машину оказалось гораздо труднее. 60–70 км/ч – вот скорость, на которой я чувствовал себя более или менее спокойно. Зато по голому льду снегоход шел совершенно ровно.

Картина, корзина, картонка...

Но раз уж мы тестируем снегоходы как туристические, не последнюю роль играет реальная грузоподъемность аппаратов. Обе машины двухместные, багажные отделения имеются, буксировочные крюки тоже...

Sport Touring 550. Признаться, я был удивлен тем фактом, что 550-й спокойно отнесся к тому, что к моей немалой массе и канистрам в багажнике присоединились вес второго седока и груженый прицеп. Прыти, конечно, несколько поубавилось, но зато машина стала более покладистой.

Widetrak LX. Вот тут меня ждал хоть и прогнозируемый, но все же неожиданный сюрприз. Trak вообще никак не прореагировал на двойную нагрузку. Динамика, управляемость и прочие характеристики остались неизменными (по крайней мере, я разницы не заметил).

Технические характеристики Widetrak LX Sport Touring
Вес, кг 287,6 200,5
Общая длина, см 325,1 292,1
Ширина, см 110,5 118,1
Топливный бак, л 45,5 33,3
Объем двигателя, куб. см 488 544
Цилиндры / тип охлаждения 2 / жидкостное 2 / воздушное
Тормозная система / стояночный тормоз механическая / нет механическая / нет
Гусеница, см 50,8 х 396,24 х 2,54 38,1 х 339,0 х 2,54
Электростартер стандарт стандарт
Реверс стандарт стандарт
Ход передней подвески, см 18,4 25,4
Ход задней подвески, см 24,1 38,6
Подогрев рукояток и рычага газа стандарт стандарт
Задний ход механический PERC

Поспешим с выводами

Безусловно, снегоходы сильно отличаются друг от друга. Sport Touring – машина для любителей адреналина. Скорость почти как у спортивного аппарата, но при этом два места и багажное отделение. Но в рыхлый снег на нем лучше не съезжать, не любит он этого. Widetrak, напротив, рабочая лошадка. Ему нипочем и большая загрузка, и глубокий рыхлый снег. Но вот особого спортивного рвения ждать от него не приходится (да и бензину он кушает значительно больше). И что же в итоге? Обе машины имеют несомненные плюсы и минусы. А вы как хотели?



Не гоняйтесь за "наворотами".
Тимофей Рогожин, Директор Северо-Западного бюро путешествий (г. Петрозаводск, Карелия)

Независимо от брэнда производителя, все снегоходы четко разделяются на три группы: спортивные, туристические и утилитарные. Каждая из групп имеет определенные подгруппы. Впрочем, они достаточно условны.

Спортивные снегоходы. В зависимости от назначения, бывают кроссовые (имеющие очень много «кубиков» под капотом и более тяжелые), эндуро (440–500 кубов, соответственно, несколько легче), а также специальные варианты для глубокого снега, катания в горах и т.д. Но однозначно и четко сказать, какой спортивный снегоход подо что «заточен», нельзя. Кому как нравится. Неизменно во всех спортивных снегоходах лишь то, что они одноместные и с более высокими ходами подвески.

Туристические машины. Предназначены для комфортного путешествия на длинные расстояния, причем вдвоем. Максимум комфорта! Компании-производители постоянно работают над анатомией сидения, дополнительным подогревом пассажирских ручек, эргономикой багажников, зеркал заднего вида и т.д. Объем двигателя может колебаться от 340 до 800 кубов, причем, если реально, то 340 – это мало (покататься по озеру или снегоходной трассе), а 800 не нужно (на 150 км/час ехать с пассажиром просто опасно). Идеально для туристического снегохода 550–600 кубов. При этом он сможет развивать скорость до 120 км/час.

Утилитарные снегоходы. Снегоходы для охотников, рыбаков, фермеров и лесников. Чаще всего это рабочая лошадка с очень широкой гусеницей, делающей снегоход очень устойчивым и позволяющей двигаться по глубокому снегу. Двухместные. С двигателем от 500 до 700 кубов и водяным охлаждением. Отличаются от спортивных и туристических абсолютно другой посадкой. Не слишком скоростные (до 90–100 км/час), но с большой тягой на крюке (за таким снегоходом можно спокойно таскать грузовые сани с багажом до 400 кг). Например, снегоход Polaris Widetrak способен вытащить из кювета легковую машину. Снегоходы подобного типа хорошо приспособлены для больших путешествий по бескрайним лесам русского Севера. Что касается брэнда производителя, то это скорее вопрос извечной конкуренции и предвзятых мнений. Сталкиваясь в течение последних пяти лет с использованием разной техники в условиях Карелии, не беру на себя ответственность отдать абсолютное предпочтение кому-либо, но тем не менее...

Bombardier Ski-Doo («американец»). Первым пришел на российский рынок. Хорош, но излишне дорог и рассчитан на множество дополнительных опций и «прибамбасов». В каждом классе имеет замечательные модели. Особо стремительно развивает ряд спортивных и туристических моделей. Основные продажи – в Америке и Канаде. В Финляндии и России распространен в меньшей степени. При использовании в России (Карелия, Архангельская и Мурманская области) не может похвастаться своей утилитарностью и надежностью.

Yamaha («японец»). Агрессивен, быстр и хорош, как все японское. Один из основных законодателей моды, особенно в спорте! На мой взгляд, Yamaha больше уделяет внимание развитию именно спортивных моделей. Тем не менее, утилитарные Viking – сегодня самые любимые машины охотников и рыбаков на русском Севере. Достаточно надежен, но иногда перегружен электроникой, которая в российских условиях зачастую отказывается работать. Основной рынок продаж – Финляндия и восточные регионы России.

Lynx (с «национальностью» этого снегохода не все просто). Вообще-то он «финн», но несколько лет назад компания-производитель была поглощена Bombardier. В свое время Lynx развивались примерно так же, как и наши «Бураны», «Тайги» и «Рыси», то есть плохо. Количество рекламаций было астрономическое! В Финляндии даже ходила поговорка: «Не умели делать машин, нечего было и начинать». Сегодня Lynx – это очень достойная машина, особенно в спортивном классе. Но этот снегоход в основном нацелен на рынок Финляндии.

Arctiс cat («американец»). Славится своим качеством. Но эта модель на 95% нацелена на продажу на североамериканском континенте, экспорт минимален, соответственно, высокая цена и проблемы с запчастями в России. Ни одного плохого слова про Arctic cat я ни от кого не слышал. Хотя, может, просто потому, что их очень мало....

Polaris («американец», несмотря на кленовый лист на шильдах). С этой моделью нас связывает становление снегоходных сафари в России. Мы знаем их досконально. Мне кажется, что с точки зрения соотношения «цена – качество» и эксплуатации в совершенно невыносимых условиях русского Севера, это лучшее, что есть. Он дико вынослив и терпелив. На сегодняшний день к нему проще всего достать запчасти, причем в Финляндии целая индустрия занимается аналоговыми запчастями к Polaris, что удешевляет ремонт в 3–5 раз.

Снегоходы остальных производителей (Италия, Россия и т.д.). Здесь остается только посочувствовать и сказать то, что... в свое время финны говорили про Lynx. И еще – совет: не гоняйтесь за «наворотами», определитесь заранее, для чего вы покупаете снегоход, как часто вы будете на нем ездить, где и с кем. Лишь после этого покупайте понравившуюся модель (сегодня это стоит от 9 до 12 тысяч долларов).

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 март-апрель 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты