Брутальная Америка

Предвзятый взгляд на выставочные залы Детроита

Текст: Николай Коршунов
Фото: Николай Коршунов

Спросите любого среднестатистического гражданина Америки, какой самый покупаемый внедорожник или small-truck у них в стране? И он, не задумываясь, назовет что-нибудь из Toyota. И будет... неправ! Самым покупаемым пока еще остается Ford F-150. Но, как ни крути, а Toyota на слуху. Да и качество ее автомобилей, а также грамотная маркетинговая политика, делают свое дело. Что же до старины F-150, то он местный, что ему сделается. Правда, последнее время щеки самонадеянных американских автодельцов потихоньку сдуваются, и они год за годом отстают от японцев, причем буквально по всем направлениям...

Все, американским автопроизводителям надо искать что-то новое, вкладывать безумные деньги, и, наконец, забыв о роли догоняющего, переходить в авангард. И они вроде бы ищут и вроде бы вкладывают. Но, видимо, что-то не заладилось на верхних этажах штаб-квартир автомобильных компаний. Может, налицо признак революционной ситуации? Помните, по дедушке Ленину? Типа верхи не могут, а низы не хотят? А тут еще японцы давят изо всех сил. Давят и массой, и качеством, и ценами. Кстати, с последними двумя пунктами у американцев всегда были проблемы. Ну, а из японской подмышки уже высунулась слащавая физиономия стремительно взрослеющего корейского автопрома (последний так и лезет на североамериканский континент со своими пятью годами гарантии). Я уж не говорю, про Китайскую Народную Республику с их «долларом за килограмм пикапов».

Тупые и жирные?

Но так ли все плохо? Пожалуй, нет. По крайней мере, волноваться стоит, а паниковать – преждевременно. В общем, на наш век брутальных американцев хватит. В чем нас, собственно, и убедило посещение последнего детройтского автосалона...

Тот, кто наивно думает, что все американцы – тупые и безнадежно жирные люди, жестоко ошибается. Не все. Да, безусловно, они жертвы урбанизации (отсутствие бытовых проблем расхолаживает мозги, а отсутствие тротуаров вдоль улиц – тело). Зато у них уже достаточно давно появилась возможность глобально думать о будущем и без ущерба для своего благосостояния самоотверженно решать, например, проблему китов-самоубийц. А на чем они к этим самым китам поедут – дело десятое. Лишь бы колеса крутились, и руль присутствовал. Но, между тем, донельзя окультуренный быт делает свое черное дело... На нашей планете год от года мельчает диаспора настоящих любителей бездорожья. Да и сам внедорожник все больше становится атрибутом имиджа. Кстати, как-то за стаканом пива на стенде Land Rover два добродушных канадца пошутили:

– Если в гараже у американца Hummer, значит, в штанах у него... маленький член. И, стало быть, Шварценеггер – не что иное, как амбициозный губернатор с обширным списком комплексов.

– А как насчет «третьего прочтения легенды», – спросил я у добродушных «канадских лесорубов». – Он же почти сравнялся по размерам с тем же Suburban?

– Да, но остался таким же пластиковым внутри и квадратным снаружи, точь-в-точь как люди, которые будут его покупать, – посмеялись наши собеседники. Удивительно веселые дядьки...

Выбор ниши по интересам

Постепенно уходят в прошлое неразрезные мосты и рессоры, надежная рама все чаще заменяется «лонжерамой», а функции честно блокируемой трансмиссии взяла на себя электроника (вещь для бездорожья опасная и ненадежная). Вы до сих пор вручную подключаете какие-то там хабы? Дикари! Посмотрели бы лучше на этого красавца – новый Range Rover. Правда, кроме некоторых внешних панелей, в нем почти ничего не изменилось (фейслифтинг – явление обыкновенное в автоиндустрии). Большой, квадратный, серьезный аристократ. Он и правда великолепно едет по дороге и неплохо справляется с довольно серьезным бездорожьем. Но представьте, выйдет из строя пневмоподвеска (замкнет от воды электрика), и до свидания. Да и вряд ли кто отправится на этом монстре перешагивать через броды и коряги. Он требует к себе определенного отношения: костюм, галстук, начищенные до блеска туфли... Но, кстати, англичане, как это ни странно, более разборчивы в выборе ниши. Они, например, аккуратно поделили свои модели по интересам. Ведь несмотря на то, что пока еще жив старина Defender, придумано и кое-что для бешеных отморозков – Land Rover Sport. Для тех, кто любит сидеть высоко и при этом «зажигать» как на спорткаре. Перед тем как запустить автомобиль в серию, специалисты долго гоняли его по кольцу Нюрбугринга. Машина обладает всеми атрибутами дорогого англичанина – трансмиссия Terrain Responce, шестиступенчатый «автомат» ZF. Говорят, устойчивость и управляемость этого «спорткара» на высоких скоростях просто потрясающая. Двигатели тоже соответствуют – компрессорная восьмерка Jaguar объемом 4.2 литра и мощностью 390 л.с., и традиционный 4.4-литровый (295 л.с.). Но это для американского рынка. Европу же побалуют еще модификацией с 2.7-литровым дизелем.

Подтанцовка

На салоне этого года европейцы были представлены мощно, но как-то... чересчур выборочно. По крайней мере, непривычно реденько для европейского потребителя. Нет, «немцы», конечно, присутствуют, включая мексиканский Volkswagen и нынешних «дочерей» дедушки Форда (упомянутый выше Land Rover и Volvo). Ну, а на подтанцовке – падчерица GM компания SAAB. Впрочем, Volkswagen новых внедорожников не представил (Touareg пользовался успехом у публики), про Land Rover уже все известно, скромняга Volvo XC90 со своим новым V8 был возлюблен, похоже, одними канадцами, а новый кроссовер SAAB 7X так и остался куковать в одиночестве на своем стенде. И лишь вокруг Audi Allroad Quattro Concept неизменно собиралась толпа любопытных. Вообще-то данный автомобиль полностью готов к серийному производству. В чем же концептуальность? А в том, что немцы никак не могут определить его дальнейшую судьбу. Все еще думают – запускать в серию или нет. Причины их раздумий, в принципе, понятны. Да, Allroad, по идее, нуждается в обновлении, но многие его функции перетянул на себя новый полноприводный универсал A6 Avant. И все же вероятность того, что совсем скоро мы увидим новый Allroad в салонах дилеров, очень велика. Что же в нем любопытного? Сперва, конечно, дизайн. Здесь явно не хватает наружной клепки – так крепко сбит кузов. Огромная прозрачная крыша и стекла, покрытые специальным защитным составом от грязи и воды. Дальше по списку: пневматическая подвеска, полноприводная трансмиссия Quattro с межосевым дифференциалом Torsen, а также новый 4-литровый турбодизель мощностью 286 л.с. (вооружен пьезофорсунками). Кстати, максимальный крутящий момент этого силового агрегата просто запредельный – 650 Н„м в диапазоне от 1600 до 3000 об/мин. После этих цифр поневоле задумаешься: зачем строить псевдовнедорожники, если в мире существуют такие универсалы?

Мысли у заднего борта

Похоже, что святая святых американского рынка – пикапы – с каждым годом... ветшают. И при этом каждая уважающая себя компания сегодня пробует силы в пикапостроении. И ладно бы просто пробовала, а то и в серийное производство запускает. Вот и Honda не осталась в стороне со своей новинкой – Honda Ridgeline. Нет, это не оквадраченные мускулы и не возвращение к ретро. Пожалуй, в какой-то мере это продолжение стиля Chevrolet Avalanche. Автомобиль даже можно назвать изящным, настолько он аккуратен, прилизан и приглажен. Рама, интегрированная каким-то секретным способом в тело кузова, позволила творить с новым пикапом невиданные вещи. Например, устроить оригинальную конструкцию заднего борта. Его можно или привычно откинуть назад, или распахнуть как дверь. Удобно. А потом, куда американцам без многочисленных бардачков? Они расположены в... днище кузова. Там же, в специальной нише, лежит запаска. Правда, как в условиях полной загрузки автомобиля ее оттуда доставать – загадка. Еще одна дань моде – независимая задняя подвеска и электронно контролируемый постоянный полный привод. Короче говоря, не для внедорожных подвигов машина. В подтверждение сказанного – бензиновая V-образная шестерка объемом 3.5 литра агрегатирована с новым пятиступенчатым автоматом. Все для Америки – все для победы.

Секретные фейерверки стран Азии

Японцы вообще отличились интересными проектами (как серийными, так и концептуальными). Но фейерверка во славу дизайнерской революции в Детройте не устроили. Разве что Subaru с помпой запустила свою новую платформу в лице построенной на ней модели – семиместного автомобиля B9 Tribeca. В его внешности явно проступает рука бывшего дизайнера Alfa-Romeo, а привод традиционно – полный. Еще одна занятная штука (японцы интригуют ею публику уже не один год) – концептуальный кроссовер Acura RD-X. Он до сих пор числится в предсерии, и вроде как хозяева прогнозируют его запуск на конвейер в 2006 году. Но, похоже, публику в очередной раз водят за нос. По двигателям ничего не известно, понятно только, что по габаритам RD-X близок к внедорожнику Honda HR-V. А еще у него очень много электроники и камеры вместо зеркал заднего вида. Но это уже стало делом обычным и никого не удивляет...

А вот с корейцами на автосалонах традиционно приключаются удивительные вещи. Они, похоже, опираясь на какие-то только им понятные психологические каноны, упорно открывают новые машины чуть ли не за 20 минут до закрытия пресс-дней. И тянут, и тянут... В итоге, чаще случается, что журналисты не выдерживают и, плюнув, уходят. Наверное, так бы случилось и на этот раз, если бы не ушлые английские телевизионщики. Каким-то образом им удалось уговорить стендистов снять покрывало (всего на пару минут) с еще не презентованной машины. Те согласились при условии, что не будут включать стендовые софиты. Окружающие журналисты быстро просекли фишку и налетели на «халяву». В итоге, англичане отсняли лишь половину планируемого, а злые корейцы укрыли свое детище через одну минуту, а не через две. Что же это за корейские секреты? Прототип будущего внедорожника KIA KCD-II. Известно только, что он на 30 сантиметров длиннее современного европейского бестселлера Kia Sorento. Внутри у него три ряда сидений, а снаружи – 26-сантиметровый клиренс и электрические выдвижные подножки.

Лучшие прапорщики Америки

А что же наши серийные хозяева? Да ничего. Нет, конечно, нового на салоне было представлено много. Но все больше легкового и спортивного. Из внедорожников – новый Grand Cherokee. В общем, ничего кроме стандартного фейслифтинга. А из «грузовичков»... Взять хотя бы Lincoln Mark LT. В принципе, самый обычный пикап. Но запущен он в серию только для того, чтобы подогреть интерес потенциального покупателя к хиреющему отделению Lincoln/Mercury. А так это чуть подретушированный Ford F-150 (оснащение побогаче и мотор посильнее – Triton V8 5.4 литра, 300 л.с.). Но вот что касается концептов, то здесь хозяевам салона просто не было равных. Во-первых, пардон за каламбур, красной линией детройтского автосалона стала тема «зеленого» автомобиля. Безвредного и экономичного. Похоже, что модная политика консервативной Калифорнии ставит боком всю автомобильную общественность мира. По крайней мере, американцы уже перестали ставить в салонах автомобилей пепельницы. Но чему тут удивляться – они же всегда перебарщивают и действуют скорее по принципу прапорщика советской армии: «Если что-то делать, то делать по-большому!». И, во-вторых, Chrysler ( Jeep) выступил с двумя совершенно потрясными концептами...

Мой щенок похож немного...

Этот монстр, полубагги-полувнедорожник, по заверениям производителя, может ездить как угодно, где угодно и очень быстро. Что ж, внешность машины впечатляет, а поведение на поверхности Земли просто шокирует. Честно говоря, концепт подобной конструкции (Peugeot Hoggar) публике уже довелось наблюдать на Женевском салоне в 2003 году. Тот тоже был оснащен двумя мощнейшими двигателями спереди и сзади, обладал просто неприличным клиренсом и выдавал чудовищный крутящий момент. Но американцы пошли дальше. Они сделали отдельно управляемым каждое колесо! Благодаря чему эта каракатица в состоянии не только крутиться на одном месте, но и передвигаться в любом направлении. Мало того – даже если машина едет вперед, выбранные колеса могут вращаться назад. То есть эта штуковина может разворачиваться по принципу танка или того же универсального погрузчика Bobcat. Ну а два топовых двигателя типа Hemi V8 (суммарной мощностью 670 л.с. и крутящим моментом в 1004 Н„м) способны придать Jeep Hurricane бешеное ускорение, равное 5 секундам до «сотни». Кстати, для пущей экономии (в зависимости от условий эксплуатации) в работе могут быть задействованы 4, 8, 12 или все 16 цилиндров. Грандиозный проект и грандиозные деньги (на его осуществление было затрачено 2 млн. долларов). Хочется верить, что все это не зря.

И еще один монстр – Jeep Gladiator. Машина явно выпадает из привычной обоймы паркетных пикапов. Ну, что о нем скажешь... «Мордой» сей внедорожник смахивает на Jeep Wrangler. Но на этом сходство заканчивается. Этот красавец в полтора раза больше своего родственника! Если честно, то очень жалко, что он экспериментальный. Квадратный и очень брутальный. Он был бы совсем «честным», если бы не вездесущая лонжерама. Но одновременно (видимо, по старой памяти) – неразрезной задний мост и подключаемый передний. А еще над кузовом можно развернуть большой тент, а заднюю стенку кабины сдвинуть внутрь, отчего грузовая платформа увеличится до необъятных размеров. Мотор – новый турбодизель мощностью 163 «лошади». Из «мулек»: запаска крепится на левом борту вертикально, как на автомобилях времен Второй мировой, а для проникновения в салон есть дополнительный лючок. По поводу последнего «крайслеровцы» говорят «для чего угодно»... Хотите, небольшую по размерам поклажу в него запихивайте, хотите, научите пользоваться «микродверцей» собаку. Да и, правда, жалко, что это только экспериментальный автомобиль. Хотя... чем черт не шутит, может, нечто подобное в скором времени и появится на американском рынке.

Зеленая показуха

Вот мы и добрались до той самой красной нити с «зелеными» автомобилями. Глядя на ситуацию в этой области, можно сказать, что война капиталов на этом фронте закончилась и начинается битва трудолюбия и технологий. Что интересно, всю эту чепуху (серьезный выпуск такой техники еще не освоен) заварили сами Штаты, главные чернители атмосферы вредными газами, причем большинству американских граждан вся эта проблема глубоко по боку. А заводилами наверняка были скандальные особы преклонного возраста (им что-то мешает умереть спокойно в своей Калифорнии). А тот факт, что Штаты в этой гонке здорово проигрывают тем же европейцам и японцам, говорит лишь о том, что в Европе и в Японии люди гораздо раньше задумались об экологической проблеме. Она мешала им дышать и жить наяву, а не во снах, как в Америке. Японцы – те более расчетливы и менее показушны. Они считают, что уже давно могли бы выпускать пусть небольшими, но сериями автомобили, работающие на водороде, кабы не высокая себестоимость топливных элементов. Но американцам главное – пустить пыль в глаза, устроить очередное шоу. Вот автомобиль на топливных элементах GM Sequel Concept. Его энергетическая установка выдает 73 кВт мощности. Производитель не скрывает высокой стоимости установки – свыше 36 000 долларов (и это без стоимости оставшихся частей машины). Безумно дорого. Но, по заверению тех же специалистов GM, совсем скоро им удастся снизить себестоимость, и покатят по дорогам серийные кроссоверы типа вот этого Sequel (полноприводные автомобили на топливных элементах, запитывающих три электромотора). Правда, они не сказали, как собираются бороться с низкими температурами, которых батареи не выдерживают. Одно слово – показуха.

Козья морда

Мы не зря сказали, что японцы гораздо практичнее смотрят на эти вещи. Они считают более перспективным установку на автомобили гибридных двигателей (тандем ДВС с электромотором показывает очень неплохие результаты). Например, Toyota уже довольно успешно торгует гибридным Prius. На очереди гибридные модели Toyota Highlander и Lexus RX400h. Американцы же, пока проваландались с космическо-водородными проектами, заметно отстали. Надо бы наращивать темпы, но в одиночку бороться с продвинутыми японцами сложно. Итог: General Motors и DaimlerChrysler решили вместе сделать врагу «козью морду» и создали на общественных началах так называемый гибридный трансмиссионный модуль, который можно успешно подпихивать практически под любой кузов. Модуль – это четыре колеса, между которыми размещена автоматическая коробка передач со встроенными электродвигателями. Модуль устанавливается вместо обычного «автомата» на автомобили с любыми типами ДВС. Немцы для пущей важности подпихнули гибридный модуль под дизельный седан Mercrdes-Benz S430 CDI Hybrid, а американцы затолкали его под кузов концепта GMC Graphyte. Если испытания пройдут успешно, то «гибридизация», по всей вероятности, ожидает серийные модели GMC Yucon и Chevrolet Tahoe.

Извращенное будущее

Напоследок хотелось бы взглянуть на абсолютно безумный концепт Ford SYNus. Ну, скажите, кому придет в голову, что этот «сейф на колесах» сработан на базе европейского Ford Fiesta. Слишком уж «оквадрачен» образ. Впрочем, создатели и не отрицают возможности использования подобного автомобиля для банковских целей. Внутри все классно, а в заднюю дверь встроен огромный жидкокристаллический экран. Разверни сиденья и смотри. А прежде чем трогаться с места, можно осмотреть периметр с помощью скрытых видеокамер. На переднее окно опускаются защитные шторы, а задние стекла сделаны пуленепробиваемыми. Вместо обычного замка задней двери – сейфовый. Двигатель – двухлитровый европейский турбодизель (мощность 134 л.с.), абсолютно незнакомый американцам. Будущее? Извращение? А понимайте, как хотите.

Так какие же будут выводы? Американцам очень сильно мешает любовь к дешевым внешним эффектам. И огромные деньги зачастую тратятся на не очень важные проекты. Приоритеты расставляются в пользу ближайшего шоу, а не рассчитаны на долговременную кропотливую работу. Вывод? Японцы их скоро окончательно разгромят. Если, конечно, испуганные янки не позакрывают границы и не выгонят их заводы со своей территории. Хотя это вряд ли.... «Европейцы» же, особенно не дешевые, так и останутся «персонами грата» – плата за качество, разумный прогресс и традиции. Вот таким образом...

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 март-апрель 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты