Хроники черного континента

"Дакар" глазами странствующего корреспондента

Текст: Дмитрий Евдокимов
Фото: Дмитрий Евдокимов

Когда московская команда VMP Racing Team предложила мне поехать на « Дакар», я долго не раздумывал. «А знаешь ли ты, что журналистам там порой приходится не слаще, чем спортсменам?» – спрашивали знакомые. «Знаю» – отвечал я. Но про себя улыбался, вспоминая, «как это бывает» на этапах Кубка мира: комфортные, пусть и длинные переезды, утром – калорийный завтрак, вечером – душ и ужин с бутылочкой французского вина. Подумаешь, Дакар...

Административные и технические проверки проходили в барселонском дворце спорта «Palau Sant Jordi». Количество участников вместе с автомобилями технической поддержки и журналистами переваливало за 700. И здесь организаторы удивили четкостью работы. Помню, как в Турции на «Rallye d’Orient», где народу было раз в 5 меньше, инспекции затянулись на целый день. Здесь же вся процедура регистрации и технического контроля заняла у меня и двух моих попутчиков из Латвии менее пяти часов. Единственная заминка случилась из-за того, что в латвийском «RE-автоклубе», готовившем нашу Toyota к марафону, «забыли» укомплектовать автомобиль некоторыми средствами безопасности. Выручил Антон Николаев, который дал для предъявления комиссарам пакет со спецсредствами.

А еще в нашей машине не оказалось огнетушителей, требуемых правилами. Вообще, машина была подготовлена своеобразно: изначально на ней не было GPS-приемника, лопат, домкратов и минимального набора инструментов (спутниковый навигатор нам в последний момент поставили, а лопату мы купили уже в Марокко у дорожных рабочих). Окончательно меня добил тот факт, что в Африку мы въехали... на зимней резине!

Пролог в Барселоне – пример для наших организаторов, как делать гонку не только для участников, но и для зрителей и журналистов. На радость болельщикам, пилоты заводских команд с удовольствием прибавляют газу перед препятствиями. Получается красиво и безопасно. Частники, правда, в большинстве своем осторожничают. Но не все. «Что это за Mitsubishi L200 выдает прыжок на уровне топ-пилотов?» – интересуется у меня коллега из Бельгии. Да это же чемпион России Алексей Беркут!

Марокканские мандарины

Переезд в Африку был организован бестолково. Подъехав в назначенное время, мы три часа прождали в очереди на погрузку. Еще три часа занимает переправа через Гибралтар в марокканский порт Танжер, а оттуда наш путь лежит в столицу страны, Рабат, где разбит первый бивуак. День получается скомканным и утомительным. Впрочем, что журналисты... Первые спортсмены, ради которых мы и были лишены возможности посмотреть спецучасток, прибывают в Рабат за полночь: проблемы на пароме.

Если спросите, что запомнилось от Марокко, то первым делом вспоминаются фантастически красивые пейзажи в горах Атлас и... мандарины. Они здесь гораздо вкуснее, чем марокканские в Москве. В Марокко же пришлось столкнуться и с первыми «лишениями», которые так веселили в Москве. Днем было жарко и пыльно. Вечером на бивуаке работал обещанный душ, однако воспользоваться им было решительно невозможно. Конечно, существуют энтузиасты, обливающиеся ледяной водой, в то время как температура на улице стремится к нулю. Но я к ним не отношусь.

Марафон с незнакомцами

Со спортивной точки зрения, этапы в Марокко не представляли большой ценности. Во-первых, коротко. Протяженность допов составляла от 123 до 381 километра. Во-вторых, быстро (а значит и отрывы невелики). Ну и что с того, что Робби Гордон и Колин Мак-Рей выиграли третий и четвертый скоростные участки? Где в итоговом протоколе они, а где не блиставшие в дебюте пилоты Mitsubishi Стефан Петрансель и Люк Альфан? То-то и оно... Что же до Беркута, то он на первых этапах последовательно выбирался из «подвала», куда его определил стартовый номер. И небезуспешно. К тому моменту, когда караван участников перебрался в Мавританию, Алексей занимал уже 21-е место. Неплохо шли дела и у еще одного россиянина, Андрея Иванова (он расположился на 28-й позиции). Впрочем, мурманчанин скоро выбыл из гонки. На этапе Смара – Зуерат у него кончилось топливо и, получив пятичасовой штраф, Андрей отказался от борьбы.

Наш же журналистский экипаж решал совсем другие задачи, причем у его членов они были различными. Дело в том, что с попутчиками из Латвии я до «Дакара» знаком не был. Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что мои компаньоны никакие не журналисты. Просто под видом корреспондентов они решили «прохватить» по допам знаменитого марафона (пресс-автомобили имеют право выезжать на трассу). Они нацепили шлемы, понеслись по допу и, конечно же, «убили» наш Land Cruiser Prado. Перефразируя Булгакова, могу сказать: никогда не участвуйте в марафонах с незнакомцами.

Могу копать

Сегодня мы разъезжаемся с гонщиками в противоположные стороны. Спортсмены направляются на первую часть марафонского этапа (чтобы добраться до очередного бивуака в Тишите, им предстоит пройти 660 километров), а пресса и технички в это время по дорогам делают петлю через Атар и столицу Мавритании Нуакшот, чтобы попасть на бивуак в Тикджикджу. Я сказал «по дорогам»? Извините, оговорился. Это на карте, на отрезке Зуерат – Атар нарисована дорога. На самом деле это та же пустыня.

Сахара при ближайшем рассмотрении оказывается совсем не романтическим местом. Мои попутчики явно не готовы к испытаниям пустыней. Они-то рассчитывали «гнать», а не копать. Поэтому утром следующего дня наш российско-латвийский экипаж распался. «Уставшие от Африки» Янис Вирза и Нильс Трапанс отправляются домой. Ну а моя цель – пройти « Дакар» до конца, без купюр.

Легко сказать – пройти. А как это сделать, когда ты один, в чужой (я бы даже сказал, чуждой) стране, без связи и с 300 евро в кармане? Из вещей только два фотоаппарата. Все остальное уехало в грузовике на бивуак в Тиджикджу. Выручили коллеги из Чехии Павел Кубичек, Станислав Берковец и Вера Каштанова. Добравшись до Тиджикджи, я первым делом отправляюсь в лагерь команды Ralliart за новостями о российском экипаже. Подробности «приключений» впечатляют. На этапе Зуерат – Тишит у экипажа VMP Racing Team (как и у десятков других участников) кончилось топливо. Ночь они провели в пустыне, а утром, едва финишировав, вновь ушли на трассу. В общей сложности наши ребята провели в машине 33 часа!

Тиджикджа – это еще не край света, но уже где-то рядом... Гонку-то я нагнал. Но как двигаться дальше? Иду к руководителю команды Семену Семеновичу Якубову. Выясняется, что официально команда не может взять меня «на борт» машины сопровождения (правила запрещают). Однако после короткого обсуждения Якубов выносит вердикт: «Поедешь в купе». Купе – это комната в «гостинице на колесах», которую команда построила к нынешнему «Дакару». И где бы я спрашивается был, если бы не КамАЗ!

Логово муравьиного льва

На этапе Атар-Атар организаторы увели караван в грандиозные дюны, высота которых достигала девятиэтажного дома. Даже старожилы Дакара не помнили таких барханов. Здесь Беркут с Николаевым узнали, что такое песчаная ловушка. Двигаясь по гребню дюны, они свалились в кратер, со всех сторон окруженный практически отвесными песчаными стенами. По словам ребят, «спасение» напоминало цирковой трюк, когда мотоциклисты ездят по стенам барабана. Нашим еще повезло. В такой же ловушке закончилась гонка для экипажа VW Робби Гордона.

Мы покидаем порядком поднадоевший Атар и едем в Киффу. Чтобы не подставлять камазовцев, я договорился со своими новыми знакомыми Кубой, Стандой и Веркой. И вновь за окном потянулся однообразный пейзаж Мавритании. На заправках машину привычно окружает толпа ребятни, которые просят «кадо» – подарок.

Вечерние новости меж тем не радовали. Беркут так и не приехал на финиш, и не было никакой информации, что случилось с российским экипажем.

Как ехать дальше?

Восемь утра. Алексея Беркута до сих пор нет на бивуаке. Иду к шефу Ralliart Юргену Масалу. Что случилось? Что-то с двигателем. В стартовой ведомости автомобиль под номером 394 имеется. Значит, до финиша допа экипаж VMP все-таки добрался и получил право ехать на следующий СУ. До времени старта остается полтора часа, а наших все нет. Наконец пикап российского дуэта подкатывает к лагерю. К Беркуту по очереди подходят знакомые, узнают, что случилось. «Алексей, надо ехать. Стартуешь и тут же уйдешь с трассы на лиазон, за тобой пойдет отдельная техничка», – уговаривает Беркута шеф Ralliart. В глазах у пилота при этом тоска. Сходить чертовски обидно, все самые тяжелые испытания позади... Но, кажется, у Алексея уже просто нет физических сил ехать дальше. Да и как? Последняя быстрая техничка только что выбыла из гонки. Но Беркут не говорит «нет». Ситуация разрешается сама собой: механики не успевают перебрать двигатель до старта.

Наконец мы добрались до Кайеса. Это уже Мали. По обочинам стали попадаться баобабы. Эти исполинские деревья на поверку оказываются непрочными и водянистыми.

Mitsubishi VMP Racing Team щеголяет новыми номерами желтого цвета – выбыв из спортивного зачета, Беркут с Николаевым... перевелись в разряд техничек.

Дакар

Чем ближе финиш, тем сильнее напряжение и выше цена ошибки. Заставил понервничать Владимир Чагин. После злополучного этапа Зуерат – Тишит, где четырехкратный победитель «Дакара», как и Беркут, остался без топлива, Володя исполнял роль быстрой технички Фирдауса Кабирова, который шел на победу. На допе вылетевшее из-под колеса бревно раскурочило Чагину шланги системы подкачки колес. Невероятно, но факт: после ремонта на скоростном участке, в жуткой пыли, КамАЗ Чагина обошел около 50 соперников!

Дакар взят! Честь и хвала экипажу команды КамАЗ-Мастер Фирдаусу Кабирову, Айдару Беляеву и Андрею Мокееву, которые не просто преодолели все трудности, но и вышли из них победителями. Почет и уважение Алексею Беркуту и Антону Николаеву, которые не затерялись на фоне именитых соперников и все же прошли свой первый « Дакар» до конца. Ну а мне – багаж фотографий и море впечатлений. Еще не раз, просыпаясь утром в Москве, я как будто ехал куда-то. Но, понимая, что предстоит ехать всего лишь на работу, испытывал странное чувство.

Результаты марафона Париж- Дакар (грузовые автомобили)
1 Фирдаус Карибов / Айдар Беляев / Андрей Мокеев Россия КамАЗ-4911
2 Йошимаса Сугавара / Кацуми Хамура Япония Hino Ranger FT
3 Джаково Висмара / Клаудио Беллина / Марио Камбиаджи Италия Mercedes Unmog

Результаты марафона Париж- Дакар (легковые автомобили)
1 Стефан Петрансель / Жан-Поль Коттре Франция Mitsubishi V60
2 Люк Альфан / Жиль Пикар Франция Mitsubishi Pajero Evo
3 Ютта Кляйншмидт / Фабриция Понс Германия / Италия VW Tuareg

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 март-апрель 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты