Там все умерли

«Тверская земля». II этап ЧР по трофи-рейдам

Тверская область. Раннее утро. Поля затянуты туманом. Лениво текут воды реки Тверцы. На опушке леса тут и там стоят покрытые росой машины и палатки. Лагерь спит. Но скоро он пробудится и погрузится в предстартовую суету II этапа Чемпионата России, а по совместительству III этапа Кубка и IV этапа Трофея по трофи-рейдам.

Я паркую машину на небольшой, но весьма живописной полянке и потягиваюсь, разгоняя кровь по затекшему от долгой дороги туловищу. Мать честная, хорошо-то как! Тишина... Только «тишина», надо заметить, какая-то странная. Из-за деревьев доносятся треск бензогенератора и ритмичные удары металлом о металл. А вот и источник последних... В ремзоне липецкой команды стоит свежепостроенный прототип, а вокруг него суетятся механики с кувалдами, болгарками, сварочными аппаратами.
– Сломалось чего?
– Да нет. Капот ставим.
– А зачем снимали?
– А его не снимали. Его первый раз ставят.
Вот так. Одни перед стартом проверяют навигационное оборудование, а другие заканчивают работы по монтажу кузова.

Это не просто цифры

Проходит каких-то пара часов, и лагерь превращается в растревоженный улей. Туда-сюда снуют машины и бегают люди. Скоро все начнется. И вот колонна выстраивается на старте. Судьи проходят вдоль линейки машин и каждой под «дворник» засовывают небольшую бумажку. Нет, это не штрафы за неправильную парковку. На этих листках – список точек ориентирования с GPS-координатами. Но прикасаться к ним до старта запрещено, и экипажам не остается ничего другого, как пожирать их глазами. И вот старт дан. Думаете, по команде судьи машины срываются с места и, ревя моторами, уносятся вдаль? Не тут-то было. Машины как стояли, так и стоят, но теперь из них доносятся монотонные голоса. «Н 55», – слышится из одной, «Е 37», – вторят из другой. Нет, это не игра в морской бой. Просто экипажи заносят координаты точек в навигационные компьютеры. Наконец точки забиты, и экипажи начинают свое неторопливое движение со старта.


Евгений ПАВЛОВ
Организатор соревнования

ЭТО ПРОСТО БОЛОТО

Основная часть точек находилась на торфоразработках фрезерной выработки, которые представляли собой прямоугольные ямы четырехметровой глубины большой площади, иногда заросшие до самого дна, но в основном заполненные водой и имеющие лишь небольшой слой мха сверху. Из-за специфики грунтов любая ошибка пилотирования приводила к тому, что автомобиль просто-напросто тонул. Но конечно, утопление участников как таковое не планировалось. Планировалось, что игра будет вестись на грани. Я предупреждал, что будут очень сложные точки без права на ошибку. Когда ты едешь по этому «ковру», есть сендтраки, есть штурман, есть много разных способов проехать. Есть, в конце концов, возможность зайти с другой стороны, где посуше. Это была сложная игра. Я специально поставил задачу такого уровня.


Фрезерная выработка

Конечно, изуродованная промоинами дамба – не лучший хайвэй, но это единственный способ доехать до района «боевых действий» на обычном внедорожнике. Вокруг, на сколько хватает глаз, простираются заброшенные торфоразработки фрезерной выработки. Знаете, что такое фрезерная выработка? Сейчас расскажу. Когда-то здесь прошел огромный комбайн и специальной фрезой вырезал и выбрал торф на четырехметровую глубину. Образовавшийся резервуар заполнился водой, а сверху зарос мхом. В общем, соваться туда на машине (да и на своих двоих) не стоит ни при каких обстоятельствах. Я и не суюсь, а вот у спортсменов другого выхода нет, им точки собирать надо. Поэтому над болотами слышен рев моторов, гул лебедок и мат пилотов. Люди борются…

Скажу сразу, за весь день я лишь несколько раз наблюдал экипажи, которые передвигались. Все остальные машины замерли в различных позах, частично погрузившись под воду, а некоторые и вовсе были подтянуты лебедками к деревьям, чтобы не утонули окончательно, и покинуты экипажами. Контрольное время СУ-1 составляло 12 часов. Кстати, для того чтобы получить зачет, требовалось собрать минимум пять точек. Набрать нужное количество и уложиться в зачетное время оказалось под силу единицам. А впереди было еще два СУ и много километров заболоченных торфоразработок.

Болотная джига

СУ-2 встретил спортсменов палящим солнцем и болотным зловонием. В качестве бесплатного дополнения в воздухе кружили мириады нереально крупных слепней. Эти мерзкие крылатые создания кусалиштурманов, разматывающих лебедки, и впивались в беззащитных пилотов, чьи руки были полностью задействованы в управлении автомобилями. В результате непрекращающиеся телодвижения участников, направленные на убийство плотоядных тварей, сплелись в этакую джигу посреди болота.

Но до чего же далеко шагнула инженерная мысль!Машины, проезжающие мимо меня, больше походили на транспортеры из фантастического фильма, нежели на привычные глазу обывателя средства передвижения. Что уж говорить об их проходимости. В мою сторону как раз двигался прототип команды ASG, огромные колеса которого были полностьюскрыты под жидкой грязью. Вдруг машина потеряла ход и остановилась. Пилот нажал на акселератор, но автомобиль лишь выбросил вверх фонтан грязи. Рядом со мной стоял штурман экипажа, и я стал свидетелем радиодиалога, окончательно повергшего меня вшок. «Ну что, не едет? Нет, проворачивает. Ладно, подключай передний мост». Раздалсящелчок входящих в зацепление зубьев, и машина спокойно продолжила движение. Невольно захотелось спросить: если это внедорожник, то что тогда у меня?

Не кантовать?

Болото называлось «Черничка». Но спортсменам было явно не до ягод. Точки находились примерно в ста метрах от берега, добираться до них нужно было по ковру мха толщиной около сорока сантиметров. Внизу – вода. Знаете, как красиво?! Делаешьшаг, а вокруг тебя метров на пять все ходуном ходит. Это если пешком, а теперь представьте, каково передвигаться по этому желе на машине весом под две тонны. Вот тут-то и начался настоящий праздник. Первые машины дошли до точек, но идущие следом прорвали мох и частично затонули. При этом они перекрыли дорогу возвращавшимся от точек. Машин было много, людей, соответственно, в два раза больше. И тут случилось то, чего не было на Чемпионате раньше и что вряд ли случится в обозримом будущем. Экипажи объединились в единуюкоманду и начали работать сообща! Не прошло нескольких часов, как большая часть машин снова оказалась на суше. Не обошлось и без осваивания новых методик. Например, несколько автомобилей пришлось лебедить, вращая через… крышу!!! Не поверите, но это был единственный способ удержать машину на поверхности изодранного в клочья мха. Другой экипаж воспользовался помощью технички, в спешке зацепив трос не за раму, а за мост, и, конечно же, сей узел моментально оторвался от автомобиля. Но на этом парни не успокоились – тросом передней лебедки (пустив его над каркасом безопасности) они притянули мост к автомобилю и, заведя трос технички за раму, повторили попытку. На этот раз не выдержал каркас безопасности и красиво сложился, став похожим на уши хорошо известного детям нашей страны Чебурашки.

Что же касается СУ-2, то он оказался значительно сложнее первого, но, судя по всему, спортсмены уже вошли в ритм, и до финиша добралось гораздо больше участников, чем в первый день. Хотя «выжили», конечно же, не все...

Тверская рулетка

Старт СУ-3 был дан таким образом, что половина контрольного времени приходилась на темное время суток, но для спортсменов это не стало большой проблемой, так как за два предыдущих дня район был хорошо ими изучен. Поднаторевшие в форсировании болот участники лихо носились по лесу и собирали контрольные точки. Несмотря на то, что трасса была ничуть не легче, чем первые СУ, в контрольное время уложились почти все. Вот он, опыт, сын ошибок трудных.

«Трофеи» и «традиции»...

Кстати, помимо участников Чемпионата и Кубка России, по тверским лесам разъезжали машины, выступающие в Трофее и традиционном мероприятии. Результат не заставил себя ждать – больше сотни автомобилей с включенной светотехникой на одну ночь превратили безлюдный лес в этакий импровизированный Лас-Вегас. В качестве рулеток выступали барабаны лебедки, фишки заменяли нанесенные на деревья номера точек, а роли выигравших и проигравшихся исполняли, соответственно, выигрывающие и проигрывающие экипажи…


Сергей ХАЛЬЗЕВ
Пилот, 1-е место в категории ТР2

ТАК ТЯЖЕЛО МНЕ ЕЩЕ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ

Для меня этот этап был решающим, так как в следующем я выступать не смогу, потому как являюсь организатором. Естественно, моей задачей было показать высокий результат. Некоторые точки первого СУ были настолько сложны, что нам их не стоило брать, как, собственно, и поступали более опытные спортсмены. Но мы немного переоценили свои силы и отправились брать 65-ю точку. Взять-то мы ее взяли, но на это ушло восемь часов. В темпе собрали еще четыре точки, необходимые для зачета, и отправились на финиш, но по дороге вылезло несколько поломок. Опоздали на шесть минут, что крайне обидно. СУ-2 был очень спорным. Тактика организатора стала понятна только в конце. Три точки были несложными, но все остальные оказались очень тяжелыми. И выиграл тот, кто смог добрать две недостающие для зачета точки и при этом не остаться в болоте. Совершенно невероятными усилиями нам это удалось. К третьему СУ мы смогли войти в ритм соревнования, и на фоне двух предыдущих он не показался для нас сильно тяжелым.

II этап Чемпионата России по трофи-рейдам «Тверская земля–2006»
ТР2
1ХАЛЬЗЕВ Сергей / ВАЛОВ ВиталийЛипецкLR Def 90
2ПАВЕЛИН Евгений / КАЛЕГИН ДмитрийЕкатеринбургTLC72
3САНАКОЕВ Роберт / ГРИГОРЬЕВ МаксимМоскваLR Def 90
ТР3
1САВЕНКО Сергей / КЕМАЕВ ДмитрийМоскваМВ
2МИРОНЕНКО Александр / ДОТДАЕВ РусланПавловскRR
3ЗУЕВ Юрий / ВОЛКОВ СергейСПб УАЗ
КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ
1ASG
2Off-Road Wolfs
3WAT Racing

текст: Леонид МИНДЕЛЬ
фото: Александр ДАВИДЮК

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9-10 сентябрь-октябрь 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты