Цветы Калмыкии

«Великая Калмыкия. Золотой Лотос». IV этап ЧР по ралли-рейдам

Вот уже второй год подряд (после большого перерыва) в степях Калмыкии проходит этап Чемпионата России. На этот раз трассы были существенно переработаны (добавились пески и солончаковые болота), а благодаря необычно большому количеству переворотов интрига гонки фактически сохранялась до последнего момента.

Такой разрушительной гонки, пожалуй, еще не было. Журналисты просто сбились со счета, пытаясь определить количество «перевертышей». Восемь, нет, десять, а может, все тринадцать? Создавалось ощущение, что в ходе гонки «уши» ловили практически все участники, а некоторые и не по одному разу. Добавьте сюда сходы по причине банальных поломок, и картина станет действительно угрожающей. Помнится, еще в прошлом году гонщики отмечали, что степные трассы очень коварны, а их гладкость обманчива. Да и с навигацией дела здесь обстоят далеко не однозначно. Похоже, что на этот раз степи были еще коварней, а навигация – загадочней. В результате первая пятерка экипажей испытывала заметные трудности с выбором правильной траектории движения.

Блуждающие пески

В первый день после пролога участники стартовали на специальный участок с многообещающим названием «Журналистский» (смысл названия так и остался покрыт мраком). Дистанция составила чуть более 300 километров, а поскольку гонщики только вкатывались, то все ехали довольно осторожно. В общем, если бы не традиционно демонстрирующие эффектный стиль пилотирования Алексей Беркут и КонстантинЖильцов, то снимать на «Журналистском» было бы нечего. Такой вот спортивно-лингвистический парадокс…

Во второй день маршрут гонки пролегал в сторону Каспийского моря, а вечером был запланирован бивуак в Логани. Кроме того, организаторы проложили трассу через крайне эффектную «песочницу». Кстати, как выяснилось, включение в гонку песчаного участка – не такая уж простая задача. Дело в том, что в степях «песочницы» представляют собой довольно динамичные структуры, постоянно находящиеся в движении. Они очень быстро выветриваются и так же быстро образуются на новом месте. К примеру, буквально через месяц этот участок длиной около 600 метров может просто исчезнуть.

Могу копать!

Впрочем, участников скорее интересовало, по какой траектории эту «песочницу» преодолеть, а не то, как она будет мигрировать по завершении гонки. К тому же очень скоро стало ясно, что по пескам практически никто из гонщиков ездить не умеет, зато все экипажи очень даже неплохо управляются с лопатами. Эти бы усилия и энергию да в мирное колхозное поле! Со всей ответственностью могу заявить, что ребятам было не просто тяжело, а очень тяжело. Температура градусов под 50, а по ощущениям все 60, причем жарило не только сверху, но и снизу (от раскаленного песка). В таких условиях даже просто стоять невыносимо, а уж копать, да еще в комбинезоне… Вечером, на бивуаке я не удержался и спросил: «Насколько все это похоже на Дакар?». Ответ показался мне несколько неожиданным: «Да вообще не похоже! Конечно, пески и здесь и там. Но в Калмыкии они 600 метров, а в Сахаре сотни километров. А потом, в Африке температура по ходу гонки не поднимается выше 25 градусов! Зима как-никак...»

Попав в «песочницу», некоторые КамАЗы с усердием принялись выполнять роль эвакуаторов, зачастую протаскивая по два автомобиля за раз. Излишне говорить, что для самих камских гонщиков калмыцкие пески не составили проблем, впрочем, как и для Алексея Беркута, прошедшего этот участок секунд за 40. Опыт двух «Дакаров» дает о себе знать. Правда, его «заводской» L200 на момент встречи с песком уже словил двое «ушей» и был больше похож на монстра из «Безумного Макса» (вечером механики закрепят оставшиеся куски кузова с помощью пластиковых стяжек). Ну а у Бориса Гадасина, до того очень неплохо ехавшего, непосредственно перед «песочницей» сломалась крестовина кардана. Результат – засевший Nissan и уйма потерянного времени (от помощи случайно оказавшегося рядом тракториста пришлось отказаться из регламентных соображений).

От заката до рассвета

После столь непростого дня гонщики приехали на бивуак в Логань, будучи уверенными, что теперь-то они отдохнут. Но не тут-то было! Как только стемнело, со всей степи все живое потянулось на свет прожекторов, освещавших лагеря команд. Первыми прилетели комары и летучие мыши, причем комары были такими агрессивными, что когда один механик работал, другой пытался их отмахивать от первого, а третий – от второго. Потом приползли жуки и огромные тараканы, и их количество было таким, что нельзя было ступить, чтобы не раздавить парочку. Некоторые видели скорпионов и как минимум двух змей. Возможно, у страха глаза велики, но то, что гонщикам и особенно механикам пришлось несладко, отмечали все.

А ночью была гроза...

Третий день обещал быть довольно пресным с точки зрения корреспондентов. Посудите сами: никаких песков, никаких безумных насекомых и, самое главное, все, кто мог перевернуться, уже перевернулись. Это мы так думали. Но не тут-то было. Ночью прошла сильная гроза, степь размыло и, как следствие, появилась надежда, что впереди очередные сюрпризы. Тем временем мы отправились к дамбе (участку, совпадающему с маршрутом прошлого года). Прямо перед ней находилось русло высохшей реки, причем эта промоина была совершенно не видна из автомобиля (трасса проходила в метре от обрыва). Разумеется, это обязательно должно было быть прописано в легенде. И действительно, предупреждение имелось, но погода сыграла с гонщиками злую шутку – дороги настолько раскисли, что автомобили, обутые в BF Goodrich, предназначенные для песка и камней, просто отказывались тормозить. И результат не заставил себя ждать: первый же автомобиль, а это был Pajero T1 Павла Логинова, угодил в эту канаву целиком. Самое обидное, что скорость машины при этом составляла каких-нибудь 20-30 км/ч. Следом ехал КамАЗ, но, оторвав буксирную проушину, он так и не смог вытащить Pajero. Это удалось лишь второму КамАЗу. Первый тем временем вытаскивал парочку Patrol команды Nart Time (они сели в колее через солончаки). Грузовик спас оба Nissan, но при этом без посторонней помощи сам выехать уже не мог. Попытка выдернуть его двумя вызволенными Patrol тоже не увенчалась успехом.Шедший следом КамАЗ с десятой попытки вытащил коллегу, и оба грузовика c ревом рванули вперед. Но, проехав 30 метров, главный эвакуатор застрял так, что его колеса с трудом угадывались в том месиве, что совсем недавно было дорогой. Комизм ситуации заключался в том, что первый грузовик так и уехал, не слыша воя звукового сигнала партнера по команде. Впрочем, как выяснилось позже, уехал он тоже недалеко. Через несколько километров экипаж решил форсировать речку, в которой и остался. Ночью приехала техничка и вытащила все грузовики.

Большое Трофи

И все же самое интересное развернулось в стане легковых автомобилей. При одном виде грязи многие сразу пытались уйти в объезд, не подозревая, что именно там и притаились болота. Лишь немногие решились штурмовать препятствия в лоб и очень скоро оказались на твердой почве. У большинства экипажей эти 200 метров солончака заняли не менее 40 минут (а у некоторых и все два часа). В ход пошли хай-джеки, трапики и их многочисленные родственники по материнской линии. Один перемазанный с головы до ног пилот в сердцах заявил, что он просто не представляет, как людям может нравиться ездить в трофи-рейдах. Вероятно, он был не в курсе, что в «Большом Трофи» так давно никто не ездит... Как бы там ни было, но гонщики приняли единственно верное решение: экипажи нескольких машин объединились и буквально на руках выносили каждый автомобиль. Это оказалось эффективней, чем выдергивать машинами. Ну а количество эмоций, комфорт рабочего процесса и возможность в течение десяти минут взять десять интервью у разных гонщиков позволили неофициально назвать этот СУ «Журналистским».

Super Special

Последний день гонки был расписан буквально по минутам. В программу входила: встреча с Кирсаном Илюмжиновым, метание копья, товарищеский матч между администрацией Калмыкии и гонщиками и, конечно, Super Special. В целом же, подводя итог «Золотого Лотоса», можно с уверенностью заявить, что 1500 километров по степям Калмыкии стали одной из самых зрелищных и одновременно жестких гонок сезона.

IV этап ЧР по ралли-рейдам «Великая Калмыкия»
Super Production
1ЖИЛЬЦОВ Константин/МЕЩЕРЯКОВ Константин Mitsubishi L200
2СОЛОВЬЕВ Ярослав/ДРОБОТЬКО Алексей Mitsubishi Pajero
3БЕРКУТ Алексей/НИКОЛАЕВ Антон Mitsubishi L201
Production
1НИКОНЕНКО Александр/КОЛЬЧУГИН Валерий Nissan Patrol
2СЕМЕНОВ Владимир/БАКУСТИН Игорь Nissan Patrol
3ПАВЛОВ Дмитрий/БОСЬКО Сергей Nissan Patrol
Национальный класс до 2000
1БОРОВИКОВ Юрий/СЕМЕНОВ АнатолийВАЗ 2123
2БЕЛОВ Олег/ЩАНОВ АлександрВАЗ 21218
3ПАКИН Валерий/ОЗЯБКИН ИльяВАЗ 21213
Национальный класс свыше 2000
1ВИЛЮНОВ Дмитрий/КУЛЕШОВ Олег УАЗ 315195
2ГОРБАЧЕВИЧ Владимир/ПОПОВ Павел УАЗ 31512
3ДЖЕПАЕВ Биньямин/ЗАМАЛЕТДИНОВ Рамиль УАЗ Hunter

текст и фото: Александр ДАВИДЮК

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9-10 сентябрь-октябрь 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты