Ассимиляция

«Honduras Trophy». III этап ЧР по трофи-рейдам. Липецкая область

История «гондурасского движения» не слишком продолжительна – это лишь третье по счету мероприятие со звучным именем Honduras Trophy. Но подход к организации при этом серьезнее, чем у многих традиционных соревнований. Прямо скажем, не пороссийски и уж точно не по-латиноамерикански – все заранее расписано, люди на месте не сидят, судьи суетятся (передвигаются почти бегом), связь налажена, а машины комиссаров курсируют подобно относительно сухопутным паромам «базовый лагерь – трасса». В общем, создается впечатление улья, где каждая уважающая себя пчела имеет четкие указания по разработке месторождений пыльцы. Были, конечно, и недочеты, куда от них денешься. Но общее впечатление, повторюсь, строго положительное.

Первым, что бросилось в глаза по прибытии в базовый лагерь, раскинувшийся на берегу реки Воронеж, были два столбика с цифрами, плавающие прямо по центру фарватера. Это что, контрольные точки? Интересно, как их будут брать? Там же глубина метра три! На эту тему участники перешептывались весь вечер, а один добродушный пилот (не будем разглашать его честного имени) заслал штурмана для замера глубины. После нескольких нырков, по длительности уступавших разве что погружениям ловцов жемчуга, был вынесен неутешительный вердикт: «Дна там… нет». И тут кто-то высказал мысль, уже давно витавшую в воздухе: «Ну, чувствую, насочинял Хальзев трассу – все лиха хлебнем».

Большая Болотная Тишина

День первый принес…понимание. На вопрос, что нас ждет, был дан ответ в настоящем гондурасском стиле. Словно заболоченный Москитовый берег Сулаи был и в самом деле перенесен в Липецкую область с побережья Карибского моря. Несколько несложных «отвлекающих» точек в стороне и настоящее «буйство болотной стихии». Ориентирование фактически свелось к нахождению болота. Сами же точки располагались в пределах прямой видимости. Это и был главный коварный замысел организаторов. Первые пять машин еще прошли по «ковру», но изуродовали его до неузнаваемости. Фактически они просто наделали дыр, разорвав в клочья мягкий покров на этом маленьком пятачке.

И тут, собственно, началось. Одна за другой «котлеты» ныряют в тщательно размешанную жижу и тут же плотно садятся на все выступающие части. Одно спасение – хилая болотная растительность, за которую хоть как-то можно тянуться на лебедке. Но подходящих деревьев очень мало. Вот еще одно норовит упасть, обнажив чахлую корневую систему. Штурман всем телом упирается в березу, пытаясь хоть немного продлить век импровизированного якоря, но его самого тут же начинает вминать в зыбкие остатки ковра. Результат любопытен – машина продвигается на метр вперед – штурман уходит на полметра вниз. Бедные березки и штурманы (нужное подчеркнуть). И вдруг все затихло. Даже машины исчезли, оставив в цифровой памяти фотоаппаратов факт присутствия в этом гиблом месте и растворившись в листве окружающих болото деревьев. Наступила Большая Болотная Тишина.

С высоты птичьего полета

Полночи я просидел у костров команд, пытаясь выяснить, что же происходило, как шла борьба. Но участники то ли из суеверия, то ли от усталости все больше отмалчивались и задумчиво изучали подкапотное прост-ранство своих машин. Лишь одно известно точно: первые жертвы болоту принесены. Несколько «мертвых» генераторов, парочка пробитых радиаторов и две-три коробки, а один УАЗ, начисто лишенный способности сцеплять меж собой двигатель и трансмиссию, просто оставили на трассе. В общем, «прогулка по кострам» получилась напряженной, а общение несколько натянутым.

Утром экипажи один за другим уходили на СУ-2, а представителей СМИ погрузили в «пресс-мобиль» и повезли на интересные точки. Солнце грело остывшую за ночь землю, утро пробивалось сквозь росу и туман, а за лесом раздавалось мерное жужжание авиационного мотора. Судя по звуку, самолет медленно набирал высоту. Самое главное, что это «ж-ж-ж» было неспроста и имело непосредственное отношение к Honduras Trophy… Итак, впервые в истории российского трофи организаторы предоставили возможность произвести съемку болотных баталий с воздуха! А пока наш фотограф набирал высоту, дабы обозреть окрестности орлиным взором телеобъектива, на трассе разворачивалась самая настоящая битва.

Черные квадраты Хальзева

Началось все на черных проплешинах выбранной сфагнумной массы в болотном теле торфоразработок. Здесь бал правили «неберущиеся» точки. На самом деле, взять их было можно, но только ценой неоправданно большой потери времени. Выглядели такие точки вполне мирно, но в какойто момент это мирное спокойствие заканчивалось невероятно глубокими ямами. С другой стороны, многие точки смотрелись очень страшно, но это «страшно» легко проезжалось при определенном умении пилота и сноровке штурмана. Тут было и форсирование небольшого озера, и заныривание в самый злополучный «черный квадрат Хальзева». Кстати, дно последнего оказалось на удивление твердым. Любопытно, как будет брать такую с виду непростую точку экипаж Бориса Гадасина. Главная составляющая всех действий питерского экипажа – максимальная эффективность! Малейший намек на закапывание, и в дело пускается лебедка. В общем, отточенное пилотирование, отлаженные действия штурмана, и никаких спецэффектов. Даже неинтересно...


Борис ГАДАСИН
Пилот, 1-е место в ТР3 и «Абсолюте»

ХОРОШИЙ ПОВОД РАССЛАБИТЬСЯ

Гонка понравилась, точек собрал много. Вот только проблемы с генератором. Сначала сгорел основной, потом «умер» запасной. Почти всю гонку проехал на аккумуляторах. На втором СУ за час до закрытия финиша немного понервничал. Прибыл в закрытый парк для плановой смены аккумуляторов, но машины, которая должна была меня ждать, не обнаружил. Был очень удивлен, но ничего, обошлось, заменили. Буквально улетел на трассу и взял еще несколько точек. Этого оказалось достаточно, чтобы закрепить неплохой результат. Что касается всяких «шоу-точек» с задачей повиснуть на дереве, забраться под мост или залезть на вертикальную стену, то это хороший повод расслабиться психологически. Когда все время едешь по болоту по одинаковым точкам и выполняешь монотонную работу, очень сильно устаешь морально.


На стену лезть хочется?

Но, как говорится, не болотом единым... Одна из контрольных точек располагалась на высоте почти четырех метров на кирпичной стене бывшего лесничества, а вторая рядом, внутри старого сарая. Если с сараем все было более-менее понятно – надо было просто включить воображение и представить, что точка просто может не быть видна снаружи, то стена вызвала бурюэмоций. Как только ее нештурмовали. Счастливые обладатели «высокой крыши» пытались просто выставить машину рядом со стеной, наехав на бревна, дабы штурман мог забраться на машину и дотянуться до маркера. Удавалось, но не всегда, но удавалось. А вот УАЗкабриолет оказался в заведомо проигрышном положении. Пришлось подтягиваться при помощи лебедки. Но тут экипаж поджидала еще одна проблема технического порядка – лебедка тянула «морду» ульяновского внедорожника вверх, но при этом УАЗ начинал откатываться от вожделенной стены. Конечно, можно было включить передачу и помочь стоящими на земле задними колесами, но вот беда – карбюраторный двигатель при таких углах уже не работает. Что же касается «котлет», то они справлялись с задачей по-разному, но в основном успешно. Разве что при попытке взобраться на стену без помощи лебедочного троса один из прототипов опрокинулся навзничь. Но это было уже вечером, и никто из представителей СМИ этого увлекательного момента не зафиксировал.

Странная земля

Четвертый, он же последний день гонки Honduras Trophy... Главный организатор Сергей Хальзев, раздосадованный вчерашним ворчанием журналистов, обещал искрометную кульминацию: «СУ будет линейный, искать по болотам никого не надо, сами приедут – обснимаетесь!».

Начав с преодоления неширокого илистого брода, участники гуськом направились вдоль дорожной насыпи в лес по каменистому участку русла реки. По камням ехалось легко, и первые несколько точек брались без особого труда. Пилоты монстров с удовольствием демонстрировали артикуляцию подвески и с ревом и брызгами уносились вниз вдоль русла, туда, где начиналась… странная земля. И действительно, странная в том русле земля. Вроде бы твердая, но только лишь на первый взгляд. Влажная, но вполне держит. В общем, по неписаному закону «держит человека, удержит и машину» все как бы сходилось, но беда в том, что человека эта коварная «геоподоснова» держала только несколько первых секунд. Если идти довольно быстро, то ничего страшного. Стоит остановиться – все, начинается «срочное погружение». На эту удочку попались почти все.


Роберт САНАКОЕВ
Пилот LR Defender ТР2

ГЕНЕРАТОРЫ ГОРЕЛИ У ВСЕХ

В этом году организаторы соревнований взяли за правило соревноваться в количестве неберущихся точек. Это, конечно, повышает сложность, но такие тяжелые точки, как на торфоразработках, – уже слишком. А в остальном… Здесь очень серьезная нагрузка на генераторы. Мы разматывали лебедку какое-то невероятное количество раз. С этой точки зрения «Гондурас» – один из самых сложных этапов, поэтому генераторы горели у всех. Боря вообще со второго дня ехал на аккумуляторах. А вообще в гонке все понравилось. Очень интересные почвы. Например, в пойме реки так было – по идее, машина должна ехать, а она не едет. Надо привыкнуть к этим почвам и к особенностям болот. Что не понравилось – смешиваются тактики команд в ТР2 и ТР3, когда машина ТР3 вытаскивает к точке машину ТР2. Это не запрещено правилами, но мне кажется, так неправильно.


Морская примета

А какие здесь были броды! Вкусные, чавкающие, с забирающейся под рубашку растительностью, наливающие в высокие сапоги литров по пятнадцать черной торфяной воды…

О чем это я? Ах да, водные преграды – традиционно самая интересная (по крайней мере, самая зрелищная) часть любой трофийной гонки. Как здорово, например, смотрится нагребающий на капот роскошную болотную растительность стильный Jeep Wrangler. АЖеня Славина? Очаровательная ведущая телеканала «Спорт» уговорила ребят на эффектный кадр, но при этом она, видимо, слишком уж грациозно смотрелась на крыше «плывущего» УАЗа. И суровый ульяновский вездеход не выдержал – на выходе из брода он оказался окончательно деморализован, и в отчаянии просто заглушил двигатель. Кстати, в последнем тут же обвинили пассажирку, и под грозные возгласы «Женщина на корабле к беде!» она торжественно сошла «на» – нет, «в» непосредственной близости от берега.

Basta

Финиш линейной гонки был обставлен в лучших спортивных традициях. Мне довелось присутствовать там практически уже под закрытие трассы. Поверьте, это редкий случай, когда судьбу первых мест многочасовой гонки решают считанные секунды. Параллельные гонки на лебедках в двадцати метрах от финишной черты и гудящие от напряжения нервы – что может быть лучшим финалом для этого гипер-мега-внедорожного шоу с центральноамериканским колоритом?

P.S. Конечно, движение вперед – это всегда здорово, и этап Чемпионата России – звучит гордо. Но знаете, что мне показалось? Конечно, тот, самый первый «Гондурас» был значительно проще в отношении трасс, менее представителен в плане участников и не имел статуса. При этом он был эмоционально ярче и праздничнее. Отчетливее прослеживалась и его экзотическая составляющая. Но тут уж ничего не поделаешь, сегодняшний Чемпионат – это большая высокоразвитая цивилизация, призванная работать на результат, и в ней нет места безудержному латиноамериканскому веселью. Что ж, вполне нормальный процесс. Ассимиляция…


Юрий ЗУЕВ
Пилот прототипа на независимой подвеске TP3

ЦЕПИ ГРЕМЯТ, НО ЭТО НОРМАЛЬНО

Машина шла отлично. С приводом никаких проблем. Цепи гремели сильно, это нормально. Были, конечно, проблемы, начало «троить», и мы теряли время на болотах. Но всю трассу прошли – почти не лебедились. Если бы двигатель не троил, отлично проехали бы, а так пришлось поджигать сцепление. И хоть запас прочности у него большой, все равно это неправильно. Мы идем спокойно, мы не за спортом сюда приехали, а просто отдохнуть, попробовать еще раз возможности новой машины. Доработаем, тогда посмотрим, может, будет все совсем по-другому. Может, и за места реально поборемся.


III этап Чемпионата Росии по трофи-рейдам
ТР2
ЗРАЖЕВСКИЙ Виктор / БЫКОВ ДенисЛипецк
НИКОЛАЕВ Александр / КАЛИНИН ДмитрийМосква
АНЦИФЕРОВ Михаил / НОЗДРАЧЕВ ЮрийМосква / Апрелевка
ТР3
ГАДАСИН Борис / СТАРОВ СергейСПб / Москва
МАСЮТИН Владимир / ЛОБОВ ЛеонидМосква
ПШЕНИЧНИКОВ Юрий / БАТАРИН Евгений Тверь
Абсолютный зачет
ГАДАСИН Борис / СТАРОВ СергейСПб / Москва
МАСЮТИН Владимир / ЛОБОВ ЛеонидМосква

IV этап Кубка Европейкой зоны России по трофи-рейдам
ТР2
ЗРАЖЕВСКИЙ Виктор / БЫКОВ ДенисЛипецк
АНЦИФЕРОВ Михаил / НОЗДРАЧЕВ ЮрийМосква / Апрелевка
СЕРГЕЕВ Виктор / ГЛУХОВ СергейМосква
ТР3
ШЕВЕЛЕВ Владимир / ГУСЕВ ВладимирСПб
АБОЛМАЗОВ Николай / КАЛМЫКОВ ПавелОрел
КИСЕЛЕВ Сергей / РЫЖКОВ ВиталийЛипецк
Абсолютный зачет
ЗРАЖЕВСКИЙ Виктор / БЫКОВ ДенисЛипецк
АНЦИФЕРОВ Михаил / НОЗДРАЧЕВ ЮрийМосква / Апрелевка
ШЕВЕЛЕВ Владимир / ГУСЕВ ВладимирСПб

текст: Дмитрий ЛЯХОВЕНКО
фото: Алексей ВАСИЛЬЕВ
Дмитрий ЛЯХОВЕНКО

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9-10 сентябрь-октябрь 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты