Аргументы Тагила

Традиционная российская выставка вооружений

В истории российских выставок продукции военного назначения 2006 год останется памятным благодаря тому факту, что в июле и августе (с интервалом в две с половиной недели) состоялись две международные выставки боевой техники и вооружения сухопутных войск. Первая, ставшая уже традиционной, – в Нижнем Тагиле, вторая, пока еще только рождающаяся, – в Москве, причем московская МВСВ «назначена» базовой экспозицией федерального масштаба. Похоже, что «Российская выставка вооружения. Нижний Тагил-2006» оттесняется на второй план. Хорошо это или плохо, сказать однозначно пока трудно. И у REA, и у МВСВ есть свои сильные и слабые стороны. Главные аргументы в пользу Тагила – это пятилетний опыт организации и проведения выставок международного класса. Налицо и удачное географическое расположение – именно на Урале и в Сибири сосредоточено около 70% российских производителей вооружения.

Тягач из Набережных Челнов

В целом обе эти выставки были небогаты на новинки. Но если брать в расчет лишь «профильную» вездеходную технику, то экспозиция в Тагиле для нас, безусловно, более интересна. Так, Камский автозавод впервые представил в Нижнем Тагиле артиллерийский тягач, построенный на платформе самого мощного грузовика – четырехосного КамАЗ-6350. Для справки: сегодня в ВС РФ в качестве тягачей тяжелых орудий используются в основном машины Брянского завода колесных тягачей. Погрузка и разгрузка боеприпасов с них производится вручную, а расчет размещается в холодном тентованном кузове. И вот на КамАЗе решили облегчить жизнь артиллеристам. Тягач из Набережных Челнов оборудовал бронированной по классу 5А кабиной, имеющей люк в крыше, предназначенный для ведения огня и эвакуации водителя и пассажиров в экстренной ситуации. В кабине предусмотрена установка радиостанции, тепловентиляционного устройства и кондиционера. Непосредственно за кабиной находится отсек для размещения расчета, также защищенный по классу 5А. Внутри отсека расположены четыре спальных места, столик, имеются также кондиционер и автономный отопитель. В крыше – еще два люка, служащие той же цели, что и люк в водительской кабине. Машина оснащена гидроманипулятором, предназначенным для погрузки-разгрузки боеприпасов, а также для отрыва от земли лафета пушки и присоединения его к буксирному устройству тягача. В кормовой части машины установлена бортовая платформа для перевозки боеприпасов, которая также может быть прикрыта локальной броней. На сегодняшний день камский артиллерийский тягач уже прошел предварительные сравнительные испытания, в ходе которых он сравнивался со штатными тягачами ракетных войск и артиллерии. Результат обнадежил – КамАЗ показал ряд преимуществ перед брянским аналогом. До конца года планируется полностью завершить полигонные испытания этой машины и передать партию КамАЗов в одну из артиллерийских частей ВС РФ для проведения войсковых испытаний.

Автобус из Набережных Челнов

Помимо артиллерийского тягача «камазовцы» привезли в Нижний Тагил свой новый внедорожный автобус «Бархан». Машина построена на шасси десантного «Мустанга» КамАЗ-43501. «Бархан» изготовлен на Камском заводе тормозной аппаратуры и агрегатов группой специалистов, имеющих опыт конструирования и освоения автотехники в условиях экспериментального производства Научно-технического центра ОАО « КамАЗ». При полной массе 9 тонн автомобиль вмещает до 12 человек, которые могут довольно комфортно разместиться на сиденьях (с регулировкой жесткости в зависимости от веса) в закрытом кузове. Кстати, при изготовлении последнего частично используются стандартные кузовные панели (элементы передней части и крыши, а также дверей серийных грузовиков). В моторном отсеке «Бархана» установлен двигатель КамАЗ 740.31-240 мощностью 240 л.с.Мосты со «скоростными» главными парами позволяют развивать скорость до 120 км/ч на шоссе. Создается впечатление, что при проектировании «Бархана» был тщательно учтен опыт небольшой казахской фирмы «Мастерская Retro-Style», построившей аналогичную машину на шасси ГАЗ-66. Кстати, с аналогичным названием. В некоторых публикациях в прессе «Бархан- КамАЗ» уже успели окрестить «нашим ответом Хаммеру», и это несмотря на то, что запоздавшим ответом американскому HMMWV в российской армии и силовых структурах уже стал «Тигр» из Горького (в сентябре 2006 года машина принята на вооружение сухопутных войск ВС РФ). На мой взгляд, «БарханКамАЗ» слишком громоздок как для армейского разъездного автомобиля, так и для тактического носителя оружия. Очень может статься, что он так и останется штучным товаром, изготовляющимся для охотничьих и рыболовных утех…

Гусеничный ЕГОР

Нижнетагильская выставка интересна еще и тем, что здесь наравне с изделиями крупнейших индустриальных гигантов можно встретить и продукцию небольших частных предприятий. Так, в этом году на REA свои вездеходы представили ООО «Подиум» и ОАО «Исеть Фонд». Компактный, а на первый взгляд и вовсе игрушечный, гусеничный вездеход от «Подиума» называется «ЕГОР», что в «переводе» означает «егерь, охотник, рыбак». Машина сертифицирована в мае 2005 г. После начала серийного производства «ЕГОРа» удавалось делать одну машину за два месяца, сейчас срок изготовления одного вездехода составляет три недели. В ближайших планах – довести уровень производства до двух «ЕГОРов» в месяц! Конструкция машины, снаряженной массой всего 950 кг, предельно простая. Двигатель от «Оки», КПП – доработанный агрегат от мотоцикла «Днепр», электрооборудование – автомобильное. Корпус фанерно-металлический, а его передняя часть – это «корма» от ВАЗовской «восьмерки». Выглядит все это несколько кургузо, но зато лобовое стекло получилось с подогревом! При проектировании «ЕГОРа» упор был сделан на максимальную ремонтопригодность и дешевизну конечного продукта. Вездеход и правда можно починить в любой сельской мастерской, а цена готового изделия составляет 400 тысяч рублей. Более дешевую гусеничную машину такого типа сегодня вы вряд ли сыщете.

Две настоящие Атаки

Екатеринбургский холдинг «Исеть Фонд» по сравнению с ирбитским «Подиумом» – гораздо более крупная и разноплановая структура. Поэтому и представленные снегоболотоходы «Атака», построенные по сочлененной схеме, больше похожи на настоящие. Изготавливаются они также в Ирбите, на местном автоагрегатном заводе. Разработкой и производством вездеходов на пневматиках группа занимается уже два года. Первый образец «Атаки» имеет двигатель от ВАЗ-2103, КПП и РК – от «Нивы», УАЗовские «военные» мосты, в конструкции кузова использованы кузовные элементы УАЗа. Объем производства – до 5 машин месяц (есть заказы на 3 месяца вперед). Цена первой модели – 515 тысяч рублей.

Сейчас в производство запускается новая модель – «Атака-2». Она крупнее и имеет лучшую центровку за счет расположения двигателя за передним мостом. Такое решение позволило добиться хороших характеристик на плаву. Вездеход способен преодолевать водные пространства за счет вращения колес. В качестве силовой установки использован дизель ВАЗ341. Производство этого СБХ начнется до конца 2006 г., а стоить он будет 800-900 тысяч рублей.

текст и фото: Илья КЕДРОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9-10 сентябрь-октябрь 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты