Пустынный экспресс

Команда России победила в гонке Oman Desert Express!

Российская команда ASG Team победила в тяжелейшей песчаной гонке Oman Desert Express! Ключевая информация мною озвучена, теперь можно обо всем по порядку… В тот самый момент, когда я получил от своего приятеля Жана-Луи Дронна документы по новой гонке в Омане, я понял, что это совершенно новый формат, который очень подходит для соревнований типа «рейд». Точнее сказать, это был несколько измененный вариант изобретенной в свое время гонки Canon ball («Пушечное ядро»). Кстати, Canon ball комиссия ФИА категорически не приветствовала...

Штрафные метры

Первое и, наверное, главное отличие гонки в Омане от аналогичных соревнований состоит в том, что результат в данном случае выводится не по затраченному времени, а по пройденному расстоянию. Соответственно, и штрафы определены не в минутах, а в метрах. На первый взгляд кажется, что в организации царит полная неразбериха. Более того, все происходящее вообще не похоже на гонку в привычном понимании этого слова. Но прошло два «боевых» дня, и мы поняли, что это гонка, да еще какая! Вторая особенность – все участники объединены в команды по 2–3 автомобиля, причем результат определяется суммарным пробегом всех внедорожников команды и делится на число машин (невольно вспоминаются забытые в России командные ралли). И, наконец, третье – экипажи стартуют одновременно. При этом они должны заканчивать гонку ровно в 18.00, где бы ни застал их этот миг. На следующий день в 08.00 они вновь продолжают гонку, стартуя в индивидуальном порядке. И так трое суток. Затем промежуточный финиш, регруппинг и общий старт четырехсуточного этапа. Время и местоположение каждой машины постоянно контролируются при помощи приборов IRITRACK, установленных в каждом автомобиле. Трасса гонки была задана 20 точками, введенными в GPS, и пройти их надо было по оптимальному маршруту. Еще один нюанс – наличие в маршруте трех спецучастков с заданной средней скоростью.

Выбор транспорта: есть варианты

На Oman Desert Express было заявлено 15 команд (32 авто-мобиля) из России, Франции, Бельгии, Украины, Казахстана, Беларуси, ОАЭ и собственно
Омана. После проведения административных проверок участники путем жеребьевки выбрали себе автомобили и получили пакет документов – легенды, карты и т.п. Кстати, чуть не забыл: по регламенту организаторы предоставляют всем экипажам одинаковые Toyota LC100 с бензиновым двигателем, укомплектованные дугами безопасности, 4-точечными ремнями, прибором GPS с системой IRITRACK, радиостанциями, сенд-траками и т.д. Можно было выступить и на своем автомобиле, что и сделали некоторые участники, арендовав специальные Nissan Patrol.

Первая ночь

Старт гонке был дан 25 февраля в 9 часов утра. 32 автомобиля выстроились в линию и по сигналу рванули вперед. В этой связи стоит заметить, что за два дня до старта в Омане шли проливные тропические дожди, и песок пропитался водой, что облегчило жизнь пилотам в первые дни гонки. Но, несмотря на то, что песок был плотным, первые 100 км за 9 часов прошла только французская команда во главе с опытнейшим Андре Дессудом. А если бы пески были сухими…

Наступила ночь. По спутниковому телефону Thuraya (Globalstar не работал) поступает информация: команда России ночует в 20 км от КП1, а у двух команд Беларуси в общей сложности пробиты семь колес, и они заняты их восстановлением. Что же до команды Украины, то она заночевала там, где застряли обе ее машины. К сожалению, нет никакой информации от команды «Россия-2» (Юрий Овчинников).

На следующий день в 8 утра умчался Дессуд. Буквально через час команды стали выскакивать из пустыни одна за одной. Заглянув в пункт управления гонкой и подглядев текущий результат, я понял, что назревает сенсация. Обе команды России занимают первую и вторую позиции, за ними Нарышкин («Белоруссия-1»). А вот французов что-то не видно.

Дай нам свой полный привод

Финиш второго дня совпал с очередным КП, где ровно в 18.00 я увидел обе команды Беларуси (Нарышкин / Шкель) и стартовавших на три часа раньше французов (Дессуд). Лучший результат дня оказался у бельгийской женской команды (Сильван Гуталан). На втором месте – «Белоруссия-2» (капитан – Сергей Шкель), проигравший девчонкам всего 170 метров! И первая сенсация гонки – Андре Дессуд заблудился и отстал от лидера на 30 километров. Организаторы в шоке – прошлогодний победитель терпит фиаско! Команда «Россия-1» (Борис Гадасин) уступила в этот день бельгийкам 1 километр, но осталась лидировать по итогам двух дней гонки.

Тем временем пески подсохли, и преодолевать дюны стало тяжелее. У «России-1» проблема – «кончился» передний мост на Toyota Гадасина. Однако к биваку на третий день команда прибыла первой, второй была «Франция-2», отставшая от нас на 6 километров. На 3-м месте «Россия-2» (Юрий Овчинников), на 4-м – «Белоруссия-1» (Михаил Нарышкин).

Общий бивак «Бора-Бора» разместился на побережье Индийского океана. Белый песок, изумрудная вода в лагуне, целые семейства дельфинов… Температура воздуха 27 градусов, воды – 22. Участники первым делом бросились в теплый океан, с ужасом вспоминая, что дома мороз и снега по пояс. После брифинга организаторы пригласили нас на ужин. В эту ночь мне и команде «Россия-1» не спалось. Мы сняли редуктор с моей машины и переставили на машину Гадасина. Вот так я остался без полного привода…

Коварные белорусы

Утром в 08.00 автомобили выстроились на океанском побережье, а пилоты встали в 10 метрах от своих машин: старт в стиле Le Мan, да и только. Взмах флагом, и все 32 автомобиля (сошедших не было) рванулись с места. Кстати, по ходу гонки выяснилось, что выгоднее ехать в конце пелетона и подрезать траектории конкурентов (получится значительная экономия метража). Команда «Белоруссия-1» во главе с Михаилом Нарышкиным сразу после старта остановилась, достала насосы и… стала имитировать подкачку колес. За ними остановилась и «Россия-1». Но нервы у россиян не выдержали, и они ушли вперед. Правда, через несколько километров белорусы случайно, уже в зеркалах заднего вида, заметили замаскированный в кустах саксаула автомобиль Гадасина…

Трасса тем временем вновь свернула к океану и пошла по полосе прибоя. До следующей точки оставалось около 30 километров, как вдруг на пути возникла огромная скала, уходящая в океан. Легенда гласила: объезд 6 километров, прямо нельзя категорически. Подъехав к этой точке, команда «Белоруссия-1» спрятала автомобили и пошла искать какую-нибудь «козью тропу». Тем временем в эфир ушла «деза» на русском языке: «Поехали в объезд, проехать прямо невозможно». Реальный радиообмен шел на литовском... Подъехала «Россия-1». Смотрит, следы идут в объезд (настоящие следы белорусы замели ветками). Эфир подтвердил этот факт. В общем, постояв минут пять, наши рванули в объезд, а между тем Михаил со штурманом Антанасом Юкневичусом нашли-таки «козью тропу» и, чуть не свалившись в пропасть, прошли скалу связкой из двух машин.

Нарышкина арестовали!

Началась ровная степь, скорости стали расти, но вдруг машины словно кто-то схватил и не отпускает! Солончак… В ход идут лопаты, сенд-траки и веревки. Очень ровно выступают казахи, не вырываясь в лидеры, но и не проваливаясь далеко вниз. Но самая веселая команда – это «Украина» во главе с капитаном Татьяной Шейнич! Где бы я ни встречал ребят, на трассе ли, на заправке, на пляже или в магазинчике, везде смех, шутки. Да и ехали они очень надежно (это единственная команда, у которой сохранился национальный флаг на автомобиле). После красивейшего горного этапа экипажи вылетели в цивилизацию, и началось… Команду Украины заставили снять флаг – в Омане это запрещено. Но это еще цветочки. Михаила Нарышкина вообще арестовали, когда он показал местным «гаишникам» свои права, и выпустили только после звонка куда-то «наверх». Дальше все как в калейдоскопе – награждение, интервью местной прессе и сдача автомобилей. Приключения закончились… Нам же со своей стороны остается лишь поздравить команду в составе экипажей Борис Гадасин / Андрей Кузнецов и Александр Мироненко / Константин Палевич с победой в первом неофициальном «Трофее Наций».

P.S. На мой взгляд, гонка в этом формате – самый эффективный вариант тренировок в песках. Во-первых, сами пески не уступают «дакаровским» и очень разные, от высоченных (150 метров) до тяжелых крестообразных дюн. Работа с GPS и навигация в песках – хорошая тренировка и для штурмана. Во-вторых, нет необходимости гнаться и бить машину, важнее – научиться преодолевать пески, оставаясь в гонке. И, наконец, главное! Стоимость семидневной гонки – всего 7000 евро, включая аренду спортивного автомобиля.

Oman Desert Express
 УчастникиКомандаПройденные км
1ГАДАСИН Борис / КУЗНЕЦОВ Андрей (Россия) МИРОНЕНКО Александр / ПАЛЕВИЧ Константин (Россия)ASG1398,00
2ДЕБАН Александр / ЛАРДО Патрик (Франция) ПОМАР Бруно / ФЬЮЖАН Ерв (Франция) ДИ АНДИА Алехандра / БУРГОН Флоранс (Франция) Toyota France 1410,13
3НАРЫШКИН Михаил (Россия) / ЮКНЕВИЧУС Антанас (Литва) ЛЕКАВИЧУС Арунас / КРУСКАУСКАС Рамунас (Литва)Flex Group Belarus Team 11422,70
4Юрий ОВЧИННИКОВ / Александр БАРАНЕНКО (Россия) КЛЮЙКО Михаил / ПЕНТИНЕН Игорь (Россия)Off-Road Team Saint-Petersburg 1435,80
5ШКЕЛЬ Сергей / КЛИМЕНКО Юрий (Беларусь) НОВИК Алексей (Беларусь) / МЕЛНИС Артур (Латвия) ПЕРАЙТИС Аурелиус / ГИЗАС Витаутас (Литва)Flex Group Belarus Team 21451,13

Текст: Леонид Майоров
Фото: Ален Россиньель,
Леонид Майоров

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты