Международный зачет

«Северный лес». I этап ЧР по ралли-рейдам. Ленинградская обл.

Эта гонка традиционно открывает Чемпионат России. Этот этап любят практически все – район проведения привычный, сроки прежние, трасса лишь слегка измененная, участники знакомые, а руководитель гонки Игорь Кан и организатор соревнования команда Nart Time снова в игре. Серьезное отличие одно – в этом году гонка была включена в международный календарь FIA, и все ждали именитых гостей.

Предполагалось, что попробовать свои силы в зимней гонке приедет команда Volkswagen и ее звезда Ютта Кляйншмидт. Для тех, кто не в курсе: это та самая «железная леди», что выиграла « Дакар-2001», став первой женщиной – победительницей знаменитого африканского марафона. Но, увы, «Лиса пустыни», она же «Летающая немка» так и не появилась. Причины? Можно предположить, что после нынешнего «Дакара» ее машина оказалась не готова к новым соревнованиям. Впрочем, выяснить, откуда вообще пошел слух о грядущем визите немецкой команды, мы так и не смогли. На предстартовой пресс-конференции Владимир Семенов (команда «Nart Time-Газэнергосеть») прояснил ситуацию. В частности, он сказал: «Мне удалось поговорить с «фольксвагеновцами» на финише «Дакара». Они были серьезно настроены. Но помешали две вещи – задержка парома, доставлявшего технику в Европу, и серьезные повреждения их боевых автомобилей, полученные в Африке». В итоге иностранный экипаж был только один – латыш Арнис Пунка на Toyota RAV4.

Ошибка Андрея Матюхина

Международный статус гонки предполагал изменения регламента. В частности, это касалось порядка старта (сначала идут участники международного зачета). Гонщикам также пришлось ознакомиться с системой пенализации, которая кроме наказания временем предусматривает и «колотушку» в Евро. Еще стоит отметить, что теперь на ралли-рейдах нет пролога. Вернее, не совсем так: «де-факто» он имеется, а «де-юре» – нет. Отныне пролог называется «суперспецучастком», и его время идет в общий зачет гонки.

Всего в Лосево приехали 37 экипажей. После первого, «разминочного» дня началась «лесная карусель» – более 450 км колец по знакомым местам.
В этом году было проложено три кольца – большое, среднее и малое. Трасса размечена просто великолепно – опасные участки помечены красными «бантами», ленточки перекрывают неверные направления (даже самые несуразные), предусмотрены и «карманы» для обгона. Но, увы, никакие меры не смогли удержать желающих уйти «на сторону». Например, опытный раллист Андрей Матюхин перепутал круги и проехал по срезке 20 км, прежде чем понял свою ошибку...


Игорь КАН
Руководитель гонки

НЕОБЫЧНАЯ ДЛЯ ЕВРОПЫ

Трудностей в этом году было много. Во-первых, не очень повезло с погодой. Во время подготовки трассы температура понижалась до -37 градусов. Очень много снега в этом году, за время расчистки было сломано пять тракторов. Лесных участков было проложено около 50 километров. В итоге у нас получилось несколько кругов, самый длинный 100 км, далее 80 и 60 км. Эта гонка проходила с прогрессивной системой слежения за скоростью, хотя, к сожалению, все новое не так быстро приживается. И мы имеем возможность отследить и скорость гонщиков, и коридор движения. Как показала эта гонка, у нас нарушения по скоростному режиму исчисляются километрами в час, и только один человек превысил на 9 км/час. Если учесть, что в прошлые годы нарушения доходили до 70 км/час, то это о многом говорит. К сожалению, в европейской части страны очень трудно найти круговую трассу длиной порядка 100 км, не проходящую через населенные пункты. Это четвертый «Северный лес», но первый раз гонка объявлена международной. В качестве официального наблюдателя присутствует представитель Международной автомобильной федерации. Поскольку это единственная в мире зимняя гонка в статусе зимнего чемпионата страны, то гонка очень необычная для Европы.


По петуху…

Во второй день я выбрал точку для наблюдения возле «кладбища автомобилей». Кроме шуток, на берегу озера находится «лесной автосервис» и стоят старые кузова в ассортименте. На трассе рядом с большими кочками собрались местные ребята (они редко ошибаются). Проходя мимо «поста ГАИ», обращаю внимание на свежую лужу крови на снегу – милиционеры зарезали петуха и в ожидании машин варят не сумевшую улететь птицу на костре. Рядом на поленнице дров лежит радар. Правда, использовать его предполагается лишь в познавательных целях – на данном участке спортсмены могут ехать во весь опор (не забывая сбросить скорость перед поворотом, конечно). На прямике, кажется, намеряли 120 км/ч. Но были и такие участки трассы – как правило, в населенных пунктах, где скорость ограничивали. Все машины были оборудованы «GPS-черными ящиками». Эти аппараты фиксировали траекторию движения и скорость на трассе. В деревнях надлежало ехать не быстрее 60 км/ч (местами и вовсе не более 40). Впрочем, продавщице сельпо и этого казалось много. Как раз перед ее лавчонкой был 90-градусный поворот, и она с замиранием сердца следила за машинами, которые неслись прямо на нее и лишь в последний момент сворачивали. Я попытался сказать, что она в абсолютной безопасности, потому как ограничение скорости и глубокий кювет. Но все было бесполезно...

Согласно предписанию

Как раз с зонами ОС (ограничения скорости) и были связаны все основные страхи и даже шумный скандал. Уже в первый день «большой» гонки открылась странная особенность: в некоторых местах фиксируемая GPS-приемником скорость неожиданно… возрастала. Скачок составлял пару-тройку километров в час, но этого было вполне достаточно, чтобы схлопотать пенализацию, причем превышение в зоне ОС каралось значительно серьезнее, чем на дорогах общего пользования. Согласно предписанию FIA, за первое нарушение брали 300 евро, а «взамен» добавляли 30 секунд за каждый километр в час, превышающий предел. Рецидивистам светило расстаться с тысячей евро и получить уже по 2 минуты за каждый лишний километр в час! Совсем уж «одаренным» в третий раз полагалось просто перейти в разряд зрителей, то есть покинуть гонку. Казалось бы, все яснее ясного, но… Изначально как бы признавалось, что GPS-самописец может отказать, поэтому желающим предлагалось поставить дублирующий прибор (за дополнительные деньги).


ШИПЫ «СЕВЕРНОГО ЛЕСА»

Техническая проверка не обошлась без небольшого скандала, причиной которого стали шипы, которыми были снабжены покрышки на автомобиле Алексея Беркута и некоторых других участников. Их форма должна была давать техническое преимущество, особенно на льду. Исторически сложилось, что в соответствии с техтребованиями в ралли-рейдах используются обычные грузовые шипы с выступанием рабочей части 2,5 мм, но допускается их особая установка (недопрессовка). Изначально количество шипов не регламентировалось. С одной стороны, это позволяет использовать обычные, относительно дешевые шипы, а с другой, получить очень хорошее сцепление с дорогой. Правда, на одно колесо устанавливалось до семи килограммов шипов, при этом, несмотря на вклейку и другие хитроcти, за гоночный день их терялось до 30 процентов! Естественно, команды, имевшие возможность менять комплекты резины каждый день, получали существенное преимущество. Сейчас количество шипов ограничено, но в техтребованиях имеются возможности для того, чтобы их вполне законно обойти. Например, поскольку форма шипа описана недостаточно четко, допускаются самые разные толкования. Вот некоторые выдержки.

Приложение 2. ПРИМЕНЕНИЕ ШИПОВ
В связи со специфическими условиями проведения бахи «Северный лес», а именно, трасса соревнования проходит по дорогам, имеющим снежно-ледяное покрытие, просим в изменение пункта 6.4 статьи 284 Приложения J к Международному Спортивному Кодексу FIA разрешить применение шипованных шин со следующими параметрами:

  • максимальное выступание шипа над поверхностью беговой дорожки шины («недошиповка») не ограничивается;
  • форма шипа и геометрические размеры свободны, кроме указанных на рис.;
  • при необходимости производится замер высоты рабочей части и размеров головки шипа;
  • выступание головки шипа может быть проверено на шине в любой момент соревнования.
Так как форма шипа не ограничена (кроме оговоренного, разумеется), возникает желание вполне законно изготовить из обычного шипа гоночный, 6–7-миллиметровый, что и было успешно проделано многими экипажами, включая Алексея Беркута и латыша Арниса Пунку. Естественно, произошедшее вызвало возмущение тех, кто этого не сделал… То есть произошел еще один шаг в сторону повышения финансовых затрат и создания очередного элитного вида спорта.


Самые спокойные?

Выяснение отношений пенализированных участников (а это почти треть оставшихся в строю) с организаторами затянулось глубоко за полночь. Спасибо Игорю Кану, что он прогнал прессу с этой встречи, и таким образом обеспечил журналистам (а стало быть, и мне) продолжительный сон, тем более что никаких конструктивных решений выработано все равно не было.

Самыми спокойными в этой обстановке казались Сергей Гиря и Андрей Матюхин. Гиря очень хорошо ехал весь день до тех пор, пока его Land Cruiser не понесло по скользкой дороге. Когда мы подъехали, белая Toyota чемпиона России уже лежала на крыше, а на дороге перед местом аварии были уста-новлены «знаки беды» в виде запасных колес. Что же касается самих гонщиков, то Сергей Гиря и Кирилл Шубин, живые и невредимые, топтались вокруг машины. Через десять минут машина уже стояла на колесах. Однако привести ее в гоночное состояние за ночь механикам не удалось, и на следующий день Гиря стартовать не смог.

Еще одним пострадавшим от этого вышеописанного переворота стал лидер национального зачета Беньямин Джепаев. Он передал в штаб информацию об аварии Гири и не уследил за окончанием зоны ограничения скорости, надавил на газ слишком рано и заработал пенализацию. Матюхину тоже не повезло. После того как он «блуданул» 20 километров по срезке, а затем проехал через КП «против движения», этому гонщику грозила серьезная пенализация. Но он избавил организаторов от хлопот, осуществив «финиш» в сугроб...

Темная история

К началу последнего дня было уже понятно, что Борису Гадасину не догнать лидера гонки Алексея Беркута. Четыре минуты – это большой отрыв. Примерно столько же было за спиной Гадасина перед Алексеем Домановским. Но после первого круга ситуация «Гадасин–Домановский» обострилась, и разрыв сократился до минуты. Интрига сыграла с пилотами злую шутку – вскоре Гадасин зарывается в сугроб. В итоге третье место достается Борису Букатову. Причина аварии выяснилась позже – на Bowler Гадасина вышел из строя гидроусилитель. Всем запомнился финиш Алексея Беркута. Его машина неслась по финишной прямой, отчаянно хлопая крышей! Что произошло с арендованным заводским прототипом Mitsubishi, так и осталось тайной. Сами спортсмены говорили, что пробило какой-то цилиндр в подвеске, и от давления разошлась склейка. Между тем, в одной из «прыжковых зон» можно было наблюдать низко наклонившийся над трассой ободранный ствол сосны. В общем, темная история…

Отдельное спасибо за брифинг

В целом все участники признали гонку отлично организованной. Отдельное спасибо говорили за брифинг, на котором разъяснялись особенности регламента, связанные с международным статусом гонки. Но не обошлось без странных моментов. Например, изначально машины в национальном классе заявлялись в двух категориях (по объему двигателя). Такая система была введена для того, чтобы дать владельцам «Нив» шанс постоять на подиуме (иначе не пробиться через лидеров на УАЗах). Однако при награждении об этом почему-то «забыли», и некоторые участники чувствовали себя обиженными...

Многих волнует отсутствие новичков в ралли-рейдах, причем это касается не только Чемпионата, но и Кубка. Например, на последнем этапе в Бологом в национальном классе стартовали всего два экипажа, причем оба сошли! Участники говорят, что им был обещан стартовый взнос на кубковую гонку вдвое ниже чемпионатного уровня. Так оно и произошло. Проблема в том, что случилось это не по причине того, что «Кубок» подешевел – просто «Чемпионат» подорожал. За последние пять лет взнос вырос со 150–200 долларов до тысячи. Выезд на гонку для независимого экипажа сегодня стоит около пяти тысяч долларов. Понятно, что такая цена «входного билета» непомерна для небогатых энтузиастов, особенно если у них нет шансов подняться на пьедестал. Хуже того, даже такие успешные в прошлом сезоне спортсмены, как Олег Белов, отказываются от участия в Чемпионате.

P.S. Можно сказать, что «Северный лес» удался. Вырос уровень организации гонки. Что же касается спортсменов, то они разъехались по «конюшням» до следующего этапа, который, кстати, состоится в конце апреля под Астраханью.

«Северный лес». Первый этап ЧР по ралли-рейдам
Т1
1БЕРКУТ Алексей / НИКОЛАЕВ Антон Mitsubishi Pajero
2ДОМАНОВСКИЙ Алексей / БРЫЗЖЕВ Павел Mitsubishi Pajero
3БУКАТОВ Борис / ДОДОНОВ Сергей Mitsubishi Pajero
Т2
1СЕМЕНОВ Владимир / БАКУСТИН Игорь Nissan Patrol GR
2НОВИКОВ Андрей / СОЛОВЬЕВ Александр Toyota Land Cruiser
3ПОДОЛЬСКИЙ Александр / ТИТОРЕНКО Антон Toyota Land Cruiser
«Национальный»
1БОРОВНИКОВ Юрий / МАСЛОВ БорисVAZ 21230
2КОЗЛОВ Игорь / БОГДАНОВ ОлегKIA Sportage
3ДЖЕПАЕВ Беньямин / ЗАМАЛЕТДИНОВ РамильUAZ Hunter
Командный зачет
1«Росагролизинг-АМК ФСО»
2«Nart Time – Gazenergozet»
3«КРАСМОТОСПОРТ»
Международный зачет
1БЕРКУТ Алексей / НИКОЛАЕВ Антон Mitsubishi Pajero
2ДОМАНОВСКИЙ Алексей / БРЫЗЖЕВ Павел Mitsubishi Pajero
3БУКАТОВ Борис / ДОДОНОВ Сергей Mitsubishi Pajero


Алексей ДОМАНОВСКИЙ
Второе место в зачете T1

ИНТЕРВЬЮ В ХОДЕ ГОНКИ

После второго этапа

О трассе: отличные прямики, но очень-очень скользкие, голый лед. У нас, видимо, слишком жестко настроена задняя подвеска и переставляет на мелких неровностях, ничего нельзя сделать – заходишь в поворот, загружаешься, только добавляешь газу, и машина срывается. Лес узкий, на ширину машины, впрочем, как всегда на «Северном лесе». Последний скоростной участок – свежий снег сантиметров пятнадцать, и под ним старые колеи; как только с колеи сваливаешься, сразу затягивает и начинает переставлять, я видел следы Беркута тоже от бруствера к брустверу. Так неприятно, и мне не нравятся настройки машины, очень быстро срывает «задницу», чуть с газом неосторожно. А вообще организация радует, все здорово, как всегда на «Северном лесе». Сейчас, по результатам двух дней, мы четвертые. Если, я думаю, иметь такие шипы, как у Беркута: честь ему и хвала, что он нашел такие шипы, которые можно использовать, не нарушая правил. И гонка все-таки для бензиновых машин, эти прямики, в лесу мы паритет держим, даже с Борей Гадасиным.

После второго дня соревнований

Если малый круг уже почистили и раскатали, то на третьем круге мы опять попали на дальнюю петлю, а там полно снега, как в начале гонки, мы зацепили снег и сели. Пока Паша откапывался, нас объехали Боря Гадасин и Леня Новицкий, прибавили работы нашему маляру. И буквально через несколько километров Борю, видимо, раскрестило на мелких ямках и развернуло, Леня стал объезжать его через лес и тоже сел. Дернули Борю, дернули Леню, и пока Леня собирал свои вещи, Боря, естественно, уехал, потом Леня нас пропустил, спасибо ему большое. Мы ошиблись – уехали мимо развилки (второй раз за эту гонку), сдали назад, Леня опять вырвался вперед, потом опять нас пропустил. Такая «заруба» шла интересная, я смотрю, мы от Борьки ненамного отстали. Если вычесть все время, которое мы там колупались, то, по ощущениям, самый быстрый круг получился. Я чувствую, завтра гонка будет жесткой.

Перед последним кругом

Настроение перед последним кругом пока не очень, Леня Новицкий нас догнал. Мы думали от него оторваться, у нас был отрыв на 11 секунд, а он нас на минуту 13 сделал. Сейчас он нас на минуту опережает. Мы на четвертом месте, то есть «вывалились из призов», что не входило в наши планы. Мы думали с Беркутом и Гадасиным спокойно доехать до финиша. Новицкий в минуте от Гадасина, мы в минуте от Новицкого, если он отыграет минуту у Гадасина, то будет вторым, то есть нам надо отыграть минуты полторы. Сейчас будем стараться что-то сделать. Сегодня трасса пыльная, снег за ночь пошел. Мы Борю догнали за один КП до финиша, уперлись в него, и так ничего не смогли сделать, держали дистанцию 200–300 метров, у меня скорость была 130, а в прошлый раз мы ехали 160. Мне надо обогнать Борю и оторваться от Новицкого, то есть задача существенно усложняется. А трасса – в лесу все так же страшно, снега навалило, все как в первый день: сверху свежий снег, а под ним старые колеи. На прямиках нормально, особых прыжков нет. Особую опасность сегодня представляют повороты.

На финише

Очень хотели отыграть минуту у Новицкого, которую проиграли на первом круге. Догнали Борю после первого ОС, Боря, видимо, стал греться, его развернуло в лесу. Сейчас веселее ехалось, снег в лесу раскидали, трасса такая ходовая. Думаю, с поставленной задачей мы справились. Надо сказать спасибо нашей механизации, они за декабрь машине такой «ребилд» сделали – старые остались, можно сказать, только крыша и каркас. И спасибо Игорю Кану, трасса совсем не убийственная, машина полностью цела.


текст и фото: Андрей ХОРЬКОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты