Культурная революция

Минорный репортаж с гонки «Экспедиция-трофи 2006»

«Экспедиция-трофи» – молодая гонка, ей всего год. Старт проекта можно назвать вполне удачным. 2005 год отличала четкая организация, отсутствие серьезных происшествий и грамотный подогрев интереса со стороны СМИ. И все это во многом благодаря невиданному для российских соревнований бюджету. В этом году все оказалось совершенно иначе. Бюджет на порядок ниже, а амбиций, увы, больше…

Для начала пара слов по регламенту соревнования. В этом году к основному, «золотому» зачету прибавились еще два – «Культурная навигация» и переходящий приз, присуждаемый лучшему экипажу самими участниками. С одной стороны, это хорошо, ведь если в прошлом году экипажи, выбывшие по результатам прохождения одного из спецучастков, сразу же отправлялись восвояси, то теперь они могли продолжить борьбу в других зачетах. Но есть вторая сторона медали – введение дополнительного зачета взвинтило и без того напряженный «экспедиционный» темп.


Андрей КАМЕНЕВ
Специальный корреспондент ORD и официальный фотограф мероприятия

НАСТОЯЩАЯ ЗИМНЯЯ ГОНКА

Стартовала гонка в Мурманске. Колонна участников сопровождалась до выхода за пределы города. Дальше все двигались в свободном режиме до первого спецучастка «Хибины». Спецучасток был очень интересным. Замерзшее озеро, на поверхности которого сантиметров 40–50 воды. Старт из воды, финиш в воде, а между ними триста метров снежной целины, пропитанной водой. Думали, что народ будет мучиться, но все прошло очень быстро.

Перегон до Питера обошелся без эксцессов. Ночной старт с Дворцовой площади выглядел очень эффектно. Там же экипажи получили задания зачета «Культурная навигация» и ушли в направлении Москвы. На трассе Питер – Москва в одной из команд машины въехали одна в другую. Все целы, но капот «домиком» и, соответственно, сход.

Запомнился СУ в Екатеринбурге. По сравнению с прошлым годом этот спецучасток усилили. Другое дело, что проехали его гораздо быстрее, чем в прошлом году. Причина очевидна – народ, что называется, «ломился».

После СУ все отправились в Новосибирск. Хочу немного рассказать о том, как работали организаторы. Было две бригады «чистильщиков». Две машины шли перед колонной и две замыкали. Если возникали какие-нибудь проблемы, участники отзванивались в Координационный центр в Москву, оттуда связывались с мобильными бригадами, и те оперативно прибывали на место происшествия.

Следующим интересным этапом стал Байкал. Там было ориентирование «ромашка» (все носились как угорелые в поисках точек). Одна проблема – дорвавшись до гладкого льда, многие захотели попробовать, как на нем крутятся машины. Команда «Градиент» на машине, предоставленной организаторами, посередине Байкала легла на бок, зацепив торос. Короче, дорезвились… Организаторы разрешили команде продолжить гонку. Наверное, это было ошибкой, потому что, выехав с Байкала, пострадавшие прошли ровно десять километров и «сходили в лобовую» с лесовозом (вторая машина из их команды «убралась» с дороги, пытаясь объехать тот же лесовоз).

Приехали в Читу. Организаторы испугались скального выезда перед финишем СУ и укоротили трассу. В основном это было сделано потому, что после Байкала стало понятно, что к машинам, предоставленным организаторами, участники относятся очень небрежно. Спортсмены, выступавшие на собственных авто, думали, как пройти участок и не разложиться, а тут... Совершенно наплевательское отношение. Сначала машины «долбили» потому, что все только началось, а в конце – потому, что уже все равно. К финишу гонки из 20 машин, предоставленных организаторами, 12 просто «убили».

Итак, Чита. Организаторы рассчитывали, что здесь будет долгая борьба, но участок прошли за... полторы минуты.

На дорогу от Читы до Владивостока (около 2400 км) давался 41 час. Еще была некоторая интрига – пакеты с заданиями на сообразительность. Участникам выдали конверты, и они сами должны были решить, вскрывать их или нет. Если вскрывали, то в случае невыполнения задания все очки, заработанные на этапе, аннулировались. В задании были зашифрованы четыре контрольные точки, за которые давалось очень много очков. Такая вот «Зарница». Справились все.

Добрались до Владивостока. Там было все просто: контрольное время финиша у маяка. Потом все решалось на последнем спецучастке. Мне очень понравился этот СУ! Два глинистых заснеженных берега, озеро полуметровой глубины, овраг, в котором стеной стоят деревья, две ямы и снежный бруствер. Народ рубился отчаянно, и кучу машин просто «разложили». У ребят из Екатеринбурга даже сработали подушки безопасности и загорелась проводка. Накал страстей был просто бешеный. Думаю, команде «Мульт и Ко» просто повезло прийти первой.

P.S. На мой взгляд, мероприятие вполне удалось. Четкая организация, много интересных заданий и заснеженных дорог. В общем, настоящая зимняя гонка. Вот только СУ хотелось бы в будущем видеть более протяженными и сложными. Хоть на этот раз они были и сложнее, чем в прошлом году, но участники справлялись с ними гораздо быстрее. Промежуточные лагеря в такой гонке надо делать в лесу, с палатками и костром. Чтоб не получалось, что одни спят в дорогих отелях, а другие вповалку в спортзалах. На тех участках трассы, где движение оживленное, наверное, стоит как-то сопровождать участников и ограничивать их скоростной режим. И все же гонка получилась интереснее и зрелищнее, чем в прошлом году. С удовольствием приму участие и в следующем мероприятии.


Гонка за смертью

Как я уже говорил, прошлогоднее соревнование имело только один зачет – «золотой». Задача участников состояла в том, чтобы выполнять условия прохождения и не опаздывать на финиши спецучастков. Просто, как песня. Но нелегко. На этот раз появился зачет, названный «Культурная навигация», суть которого сводилась к следующему. На всем протяжении маршрута гонки были разбросаны десятки точек, представляющих историческую, архитектурную или художественную ценность. Участникам требовалось посетить их, зафиксировав свое присутствие цифровой фотографией. Вроде бы ничего сложного, обычное автомобильное ориентирование. Так, да не так. За счет разбросанности «точек» коридор гонки расширился на сотни километров, а сроки остались те же! Конечно, в ходе пресс-конференций организаторы постоянно говорили о том, что при движении по дорогам общего пользования участники обязаны соблюдать ПДД. Куда там! Они (участники), может, и рады были бы их соблюдать, но проблема в том, что законопослушным экипажам просто нереально остаться в зачете, не говоря уж о победе. Поэтому «экспедиционщикам» приходилось выжимать из машин максимум. В течение двух недель внедорожники шли на пределе своих технических возможностей и зачастую далеко за пределами возможностей пилотов. Как результат, два лобовых столкновения и около десяти переворотов! Лишь по счастливой случайноcти обошлось без жертв, но если бы на месте встречного грузовика или лесовоза оказалась какая-нибудь малолитражка, все могло быть иначе...

Конечно, формально никто не заставлял участников гнать без оглядки на обстоятельства и собирать все расставленные точки. Можно было ехать медленнее. Но как вам такая ситуация? По правилам гонки на участке Екатеринбург – Новосибирск участники должны были как минимум три раза встретиться с поездом экспедиции и получить отметку в карнете. В противном случае им грозило выбывание из золотого зачета. Место и время стоянок известно. И вот первая стоянка взята, и участники устремляются ко второй. До нее около 50 километров. По трассе летит десяток экипажей, рядом по рельсам катит поезд. На дороге творится полное безумие: обгоны по встречной… обочине и «елочка» между грузовиками (о превышении скорости этак на 60–80 км/ч я даже не говорю). Ажиотаж был изначально создан условиями прохождения. Поверьте, это была «гонка за смертью». Я ехал в одной из машин и все прочувствовал на собственной шкуре. Эмоции опускаю, слишком непечатные…


Георгий КУШКО
4x4 team Latvia, TLC Prado,
2-е место в зачете «Культурная навигация»


МЕРОПРИЯТИЕ ИДЕЙНО ВЫДЕРЖАНО

Гонка и понравилась, и не понравилась одновременно. В любом случае я снимаю шляпу перед организаторами за введение зачета «Культурная навигация», по ходу которого встречались очень интересные и одновеменно сложные задания. А теперь о том, что не понравилось... Не понравилось, что судьба гонки фактически решалось на последнем спецучастке, и вся предыдущая гонка никак не учитывалась. На TLC Prado мы выступаем уже во второй раз. Гонку прошлого года мы прошли на этих же машинах – они высокоскоростные, комфортабельные и надежные, и отлично подходят под формат мероприятия. Думаю, организаторам удалось идейно выдержать мероприятие в том формате, который они заявляли, так что гонка скорее понравилась, чем нет. Если «Экспедиция-трофи» будет организовываться и дальше, то я скорее всего приму в ней участие, предварительно выяснив формат. Если снова будет «Культурная навигация», то, наверное, и в следующий раз поеду на TLC.


Что это было, Пух?

«Трофи» означает «трофей». Трофей – это 10 килограммов золота. Казалось бы, все правильно. Проблема лишь в том, что в массовом сознании слово «трофи» прочно закрепилось за передвижением на полноприводных автомобилях по сильно пересеченной местности, снежной целине и непромерзающим болотам. В «Экспедиции-трофи» бездорожья был мизер. Внедорожные спецучастки на поверку оказались просты и тривиальны. Взять хотя бы екатеринбургский СУ с названием «ледовый триал» (100 метров снежной целины с двумя брустверами и тремя канавами). На его прохождение организаторы отвели 4 часа, а у команды «Ночные волки» на все про все ушло… 4 минуты! Да и остальные участники не сильно отстали. В подобной ситуации мне хочется, как незабвенный Пятачок, спросить: «Что это было, Пух?» А последний, владивостокский СУ?! На протяжении гонки все шли командами из двух машин, вместе преодолевали трудности, делили тяготы пути, и тут на тебе: война окончена, всем спасибо, теперь каждый сам за себя. Вот такое командное соревнование… Вы деритесь теперь друг с другом за «желтенький металл». И ведь дрались, зачастую до полного разрушения… автомобилей. Только это, простите, не трофи, это дичь какая-то...

Большая коррида

Бригада организаторов ехала на экспедиционном поезде и в машинах, которые шли впереди со значительным опережением. С колонной (если это слово применимо к подобному броуновскому движению) участников они пересекались лишь на финишах этапов. На протяжении всего остального маршрута следования команды были предоставлены сами себе. На мой взгляд, это больше всего походило на извращенный вариант корриды. Представьте, что организаторы открыли ворота загона в одном конце страны, выпустили стадо обалдевших от адреналина быков и закрыли ворота в загоне на другом конце, когда последний из уцелевших копытных, натужно хрипя, пронесся мимо скрипящих створок. Ответственность же за их триумфально-хаотичное продвижение по стране лежит на плечах… ДПС, МЧС и прочих государственных аббревиатур.

Домашние заготовки

По условиям гонки, как в подготовке автомобилей, так и в дополнительном оборудовании допускались любые решения. Более того, организаторы приветствовали нестандартные ходы и смекалку. Это, конечно, похвально – каждой команде давалась возможность по-своему воплотить в жизнь формулу успеха. Вот только некоторые участники зашли по этому пути слишком далеко. Одна из команд, например, установила на свои машины оранжевые проблесковые маячки. Документы на эту «властную утилиту» у них разумеется имелись, и вроде бы все было по закону. Вот только согласитесь, как-то это все неспортивно. Дальше - больше – капитан другой команды, направо и налево нарушая правила дорожного движения, тыкал в лица растерянных инспекторов ДПС каким-то «околофээсбэшным» удостоверением! Представители власти разумеется тут же брали под козырек и отпускали нарушителя. Вот такие домашние заготовки…


Вадим УСКОВ
Главный судья гонки «Экспедиция-трофи»

Я СЧИТАЮ ПРОЕКТ УДАЧНЫМ

ORD: Во время гонки все экипажи постоянно нарушали ПДД. Тем самым они подвергали опасности свои жизни и жизни других участников движения. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию.
В.У.: Во-первых, я не согласен с тем, что ВСЕ ЭКИПАЖИ ПОСТОЯННО нарушали ПДД. Мы ежедневно получали от оперативного дежурного ГИБДД сводки о нарушениях ПДД участниками гонки, и у нас совсем иная информация. Этих нарушений было немного, так что ваше утверждение недостоверно и, скорее всего, основано исключительно на личных наблюдениях. Вы ведь даже теоретически не могли видеть все экипажи. Во-вторых, весьма спорно утверждение относительно того, что участники «Экспедиции-трофи» подвергали опасности жизни свои и других участников движения. Формально каждый, кто садится за руль автомобиля, который, кстати, является источником повышенной опасности, уже подвергает и свою жизнь, и жизнь других участников движения некой опасности. Поэтому вопрос не в том, подвергали или не подвергали, а в том, в какой степени; а это уже тема долгой дискуссии. Тут можно сравнивать некоего среднестатистического водителя-любителя, который едет на своей машине от дома до работы и обратно, и профессиональный водительский опыт участников «Экспедиции-трофи». В-третьих, все опасения относительно и нарушений ПДД, и опасности участников дорожного движения, к счастью, так и остались на уровне эмоций. В этом году, как в и прошлом, никто из участников «Экспедиции-трофи» не пострадал, не травмирован, все вернулись живыми и здоровыми. Никто из участников дорожного движения также не пострадал. Как и в прошлом году, соревнования проходили при активной поддержке ГИБДД, причем поддержка заключалась в более пристальном контроле за соблюдением ПДД участниками «Экспедиции». Я считаю, что в условиях столь протяженного маршрута это очень важная поддержка. Мы планируем и дальше развивать это сотрудничество, поскольку оно наиболее эффективно для поддержания дорожной безопасности.

ORD: В ходе гонки произошло несколько ДТП по вине участников, имели место многократные перевороты машин, вылеты на обочины, даже лобовые столкновения. Как вы считаете, правильной ли была логистическая организация мероприятия? Какие шаги вы собираетесь предпринять, чтобы в будущем избежать повторения инцидентов?
В.У.: И опять вы под вопросом маскируете собственное мнение о тотальном нарушении всеми и вся всех мыслимых и немыслимых правил. Однако давайте рассмотрим факты. Всего во время гонки произошло четыре ДТП. Одна машина на скользком повороте съехала в кювет и въехала в дерево, а еще одна машина из-за пробитого левого переднего колеса оказалась на встречной полосе (лобового столкновения удалось избежать). Также было ДТП с участием двух наших машин – сейчас оно находится в группе разбора (выясняется вина водителя лесовоза). Еще одна авария произошла на последнем спецучастке – машина с разгона попала в канаву. В результате этих четырех ДТП пострадала лишь одна «сторонняя» машина. Относительно логистики мероприятия я считаю, что сделано все правильно. Это же не покатушки районного масштаба, а трансконтинентальная гонка длиной в 17 000 километров! В ней проверяется способность людей работать командой в жестких условиях многодневной гонки. Какие шаги мы будем предпринимать, чтобы предотвратить повторение подобных инцидентов? А каких инцидентов? Ударов машин на спецучастках в подготовленные препятствия? Организаторы соревнований могут создавать задания и заботиться о безопасности доступными средствами. Приставлять к каждому экипажу сотрудника ГИБДД – нереально. Нереально исключить и ошибки водителей, причем как участников гонки, так и ведущих лесовозы...

ORD: На всем пути следования, за исключением финишей этапов, участники никак не контролировались организаторами, почему? Собираетесь ли вы во время следующей гонки это изменить?
В.У.: И опять ложный посыл в основе утверждения. Все экипажи на протяжении всего маршрута контролировались, и не только организаторами. Мы впервые применили систему спутникового мониторинга за всеми участниками. На карте в Интернете любой мог видеть, где находится тот или иной экипаж, с какой скоростью он движется. Все дорожно-патрульные службы ГИБДД по маршруту гонки работали в усиленном режиме, фиксируя малейшие нарушения ПДД, в том числе непристегнутый ремень. Все поисково-спасательные отряды МЧС страны передавали друг другу информацию о вхождении гонщиков в зону ответственности того или иного ПСО. В особо опасном участке на Байкале силами МЧС была проложена стокилометровая трасса по льду. Добавьте сюда семь машин организаторов, в каждой из которых находился врач с необходимым оборудованием. Эти машины так называемых чистильщиков были рассредоточены таким образом, чтобы оказаться первыми в любой точке нахождения гонщиков.

ORD: Можно ли назвать «Экспедицию-трофи 2006» удачным проектом? Собираетесь ли вы в дальнейшем принимать участие в его организации?
В.У.: На Востоке говорят, что нет никакого смысла в словах, которые мы произносим. Смысл есть только в словах, которые слышит собеседник. Вы спрашиваете таким образом, что становится очевидным ваше мнение о неудачности этого проекта. Я с вами не согласен и считаю проект«Экспедиция-трофи 2006» удачным, и не только потому, что на старт вышли 28 экипажей, а до Владивостока добрались 22. Я доволен высоким профессионализмом многих участников, отменной подготовкой машин. Считаю, что нам удалось предложить участникам интересную интригу, красивые места, множество Моментов Выбора, различную познавательную информацию о России в рамках культурной навигации. Я доволен тем, что, несмотря на экстрим, все вернулись живыми и здоровыми, что никто из журналистов и посторонних лиц не пострадал. Конечно, как в любом мероприятии, в нашем проекте есть что улучшать, и над этим мы будем работать. Как главный судья я, разумеется, планирую принимать участие в организации этого проекта и дальше.


Одна винтовка на двоих

И вот еще харрактерная деталь – за победу в зачете «Культурная навигация» Златоустовская фабрика «Оружейник» предоставила замечательные призы – настоящее наградное оружие, кортики, изготовленные по старинной технологии. Согласитесь, достойная награда за столь серьезное испытание духа. Но организаторы и тут приняли нестандартное решение. Три наградных кортика выдавались на команду из… шести человек. Делите как хотите! Во время Великой Отечественной войны идущим в бой тоже часто выдавалось одно оружие на двоих, но тогда не хватало винтовок, а чего не хватает сегодня? Молодцы латыши, они просто дозаказали недостающее количество на заводе. А вот в другой команде на почве дележа вспыхнул настоящий скандал. Дошло до того, что один из участников завел на другого уголовное дело, обвинив в краже денег…

P.S. Грустная получилась статья. Грустная и… злая. Так неужели в этой гонке все было так плохо? Нет, конечно. Здесь присутствовали и командный дух, и честная борьба, и взаимовыручка. Да, много было настоящего и доброго. Но об этом уже писали, да и еще напишут. Мне же хотелось заострить внимание на ошибках, которые были допущены при организации и проведении. Я за «Экспедицию-трофи», но против риска и непрофессионализма. Надеюсь, что в будущем организаторы учтут свои ошибки, и соревнование станет тем, чем оно и задумывалось – самой длинной и самой красивой зимней гонкой в мире.


Владимир КОНДРАТЬЕВ
Капитан команды «Астра», Mitsubishi L200, 3-е место в зачете «Культурная навигация»

УЧАСТВОВАТЬ В СЛЕДУЮЩЕЙ!

Третий раз участвую в гонке подобного формата. Сначала был пробег «Москва – Владивосток – Москва» на время, потом «Экспедиция-трофи» прошлого года, теперь вот эта гонка. В прошлый раз выступали на Mitsubishi RVR, но на первом спецучастке выбрали неправильную тактику, в результате чего машины были серьезно повреждены. В этом году немного поостыли, выиграли отбор, получили машину – L200. Из плюсов – нескоростной авто-мобиль (не боялись убиться), из минусов – нескоростной авто-мобиль (не получалось разогнаться). Проходимость вполне достаточная, спецучастки проходили ходом, вот только большие свесы немного мешали. Оставили колеса, предоставленные организаторами (BF Goodrich A/T), но ошиповали и добавили по второй запаске в каждую машину. Что касается самой гонки, то, на мой взгляд, она сильно перегружена событиями. И тебе гонка за золотом, и культурная навигация. Через всю страну проехали, столь-ко всего увидеть хотелось, а перед глазами одна серая лента дороги. Но трудно нам не было, у нас на каждую машину приходилось по три водителя. Так что ехали в нормальном режиме. В целом гонка понравилась, думаю, что буду участвовать и в следующей.


текст: Леонид МИНДЕЛЬ
фото: Андрей КАМЕНЕВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты