«Алга» означает «вперед»

Этап Can-Am Trophy глазами штурмана

В окрестностях города Бугульма в конце мая прошел первый этап открытой внедорожной серии Can-Am Trophy Russia 2014. Наш корреспондент участвовал в гонке в качестве штурмана на SSV — двухместном багги.

Татарстан — «место силы» для гонщиков. Так повелось еще со времен СССР: небольшая республика на Волге была и остается местом, где рождаются самые быстрые спортсмены. Пожалуй, из всех регионов нашей страны больше всего чемпионов СССР, России и Европы, обладателей всевозможных кубков и званий, победителей самых престижных в мире соревнований в автомобильном спорте на душу населения приходится именно на Татарию. В среде автоспортсменов ходят слухи, что гонщики из Татарстана такие быстрые потому, что в их лексиконе нет слова «назад». Для татар главное слово — «алга», т.е. «вперед». А если нужно двигаться в обратную сторону, разворачиваемся, и снова «алга»!

С заходящего на посадку в Бугульме самолета видно, что вокруг города расстилается усыпанная нефтяными «качалками» равнина. Здесь, между Альметьевском и Бугульмой, расположены одни из старейших нефтепромыслов, открытые в первой половине прошлого века. Сейчас нефть уже не фонтанирует из земли, но ее можно откачать. Нефтекачки, с регулярностью китайских болванчиков поднимающие и опускающие противовесы насосов, встречаются повсеместно. На трассе гонок некоторые из них использовались как ориентиры.

В Татарстане Can-Am Trophy проводится уже четвертый год подряд, и пожалуй, это самый гостеприимный этап из всей серии. Летняя гонка обычно сопровождается отличной погодой, местные организаторы лезут из кожи вон, чтобы продемонстрировать «восточное гостеприимство», и, надо сказать, у них это получается. Прекрасная церемо- ния открытия, уютный лагерь, обильное и вкусное питание, оборудованный пресс-центр, большой штаб — все сделано для гонщиков и журналистов. А местные жители радушны — в лагере много болельщиков и все прямо-таки излучают радость. От людей на улицах города до поваров на кухне в лагере — все хотят помочь спортсменам.

Наш экипаж состоит из двух Алексеев — Бердинских и Меньшенина. В прошлом году мы уже проехали два этапа и даже заняли первое место на этапе в Кирове. В этом российское представительство Arctic Cat выделило для команды два SSV. На втором багги выступают прошлогодний победитель серии Can-Am Артём Хайруллин и штурман с мировым именем Алексей Кузьмич.

Финиш на трех колесах

После проезда по подиуму в центре Бугульмы спортсменов ожидали три спец- участка. Первый — это маленький пролог, больше для болельщиков. А еще две трассы по сто километров каждая. Сначала стартуют SSV, затем квадроциклы. Формат соревнования — ралли-рейд по немного упрощенным (относительно мировых) правилам. Кто быстрее проедет трассу, описание которой дано в виде дорожной книги, тот и лучший. Стартуем и мы. Трасса проходит в ос-новном по малозаметным дорожкам, пересекает речки и ручейки, поднимается на холмы и спускается крутыми ступенями в долины. На пересечениях с асфальтовыми шоссе стоят полипотратить много времени. На обочинах трассы стали попадаться багги, экипажи которых ковыряются в районе задних колес: явно беда с вариатором. Наш ремень прожил все два дня гонки и, хотя грелся и проскальзывал, но успешно довез нас до финиша. Все-таки гоночный режим — не совсем обычное состояние этих, предназначенных для неспешного катания, машинок. Общая масса из-за каркаса безопасности, больших баков, всякого оборудования и защит увеличилась, а трансмиссия осталась прежней. Да еще и эксплуатируется в запредельных режимах.

Но главным бичом этой гонки стали острые камни. На втором спецучастке мы получили на заднем колесе со стороны штурмана большой боковой порез. Запаски по опыту прошлого года мы не везли, поэтому пытались заделать порез жгутами. Через десяток километров жгуты не выдержали, и 60 км мы ехали на рваной покрышке, а последние 20 — на ободе. Неприятное чувство, когда ты, во-первых, пятой точкой ощущаешь неровности почвы, а во-вторых, видишь, как пилоту тяжело удерживать прямолинейность движения: багги ощутимо тащит вбок. Ну и скорость уменьшается почти в 2 раза. Но диск не перегрелся, трансмиссия и подвеска не сломались, и мы финишировали хоть и не быстро, но на вполне приличной, учитывая ситуацию, десятой позиции, проиграв лидеру, местному гонщику Иреку Миннахметову, почти час. Пробивали колеса больше половины участников, а, например, экипажу Сыропятова и Шубина потеря колеса на последнем спецучастке стоила призового места.

Победа без подиума

На второй день мы все-таки взяли запасное колесо и попытались нагнать отставание от лидера. В отличие от раллирейдов на автомобилях, здесь скорости меньше, и временами штурман даже может оторваться от «легенды» и дороги, чтобы посмотреть по сторонам и полюбоваться окрестностями. Пристегнутый ремнями к спортивному креслу, в шлеме и «гибриде» (приспособлении против травм шеи), окруженный каркасом безопасности, ты чувствуешь себя уверенно. Да и пилот отлично управляет машинкой. Вдоль трассы гонки идет обычная жизнь — крестьяне пасут скот, работают на полях (по сельхозугодиям мы не ездим). Встретились странные мужики с большой бочкой и мотобуром, явно не обрадованные тем, что в укромном, на их взгляд, месте носятся непонятные машинки. Возможно, они пытались просверлить нелегальную скважину, а гонщики им мешали. Но в целом народ вдоль трасс приветствовал спортсменов.

Прямо перед нами из-за ошибки в дорожной книге столкнулись наши сокомандники Хайруллин — Кузьмич с багги под управлением Мартьяновой. У Хайруллина сломан ШРУС, его замена стоила спортсменам полутора часов.

Увидев стоящего на обочине Ирека Миннахметова, мы приободрились — появился шанс вырваться в лидеры. Обогнали еще несколько багги, и вот из-под колес стали выскакивать зайцы и сурки, в поле зрения появились важно расхаживающие по траве совы и непуганые ястребы. Это значит, что мы едем первыми! И вот уже последние спуски с холмов в долину, где расположен лагерь. С высоты открывается захватывающий вид на огромную равнину, рассеченную клетками полей. Последние трамплины, и мы мчимся к финишу, а нам наперерез бегут судьи, не ожидавшие увидеть гонщиков так рано. Мы — первые, но скоро ли будут соперники?

Через пару минут приехал Ваня Маликов, затем еще несколько экипажей, а через десяток минут — Ирек Миннахметов. Мы отыграли двадцать минут, но этого явно недостаточно. В результате мы улучшили свое положение в таблице и оказались седьмыми в зачете SSV из почти сорока стартовавших. В первой десятке — четверо спортсменов из Татарстана. Значит, мастерство, подготовка техники и удача привели их к победе на родной земле.

Что касается квадроциклистов, то этим парням еще сложнее, чем нам: они должны и мчаться вперед, и ориентироваться только по «Роадбуку». Среди квадроспортсменов было четыре девушки. Им, мне кажется, было особенно тяжело, и тем ценнее финиш каждой из них.

Всего в этом году будет три этапа серии Can-Am Trophy, второй пройдет в Нижнем Новгороде. Мы опять выйдем на старт, ведь сезон только начинается и есть шансы побороться за главные призы серии — SSV Can-Am Maverick для нас и Can-Am Renegade 1000 для зачета ATV.

Победители первого этапа
МестоУчастникГород
SSV
1Ирек Миннахметов/Антон ВласюкКазань/Екатеринбург
2Вячеслав Игнатович/Александр ОбуховНижний Новгород
3Тарас Лаукарт/Владимир БендюринВладимир
ATV
1Анатолий КузнецовВоткинск
2Антон БердниковПенза
3 Александр МаксимовЙошкар-Ола

текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: команда Arctic Cat Formula 7, организаторы гонки

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 июль 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты