Всё выше, и выше, и выше

К морю — через перевал Грачевский

У меня сложилось мнение, что тяга к бездорожью у россиянина в крови. С самых первых лет жизни ребятня на велосипедах, роликах, самокатах и просто на своих двоих стремится покорить все складки местности, встречающиеся на пути, будь то просто лужа, образовавшаяся посреди двора после дождя, или же грунтовая дорога в деревне. Да и вообще на большей части нашей территории дорог нет, а есть лишь направления! Видимо, именно этим можно объяснить развитие офф-роуд-движения в России.

Заложенная в генах страсть к технике и бездорожью по мере взросления человека приводит его в джип-сообщество, где можно найти единомышленников, друзей, теплую уютную атмосферу авантюризма, спортивного духа и потрясающую тягу к познанию окружающего мира! Ярким примером такого сообщества является внедорожный клуб, получивший название по месту постоянной дислокации — «Балашиха 4х4». В этом году клубу исполняется 3 года. В честь такого значимого события, а также в ознаменование 69-й годовщины победы в Великой Отечественной войне было решено подняться из поселка Отдалённый на перевал Грачевский, возложить венок к памятнику защитникам Кавказа и спуститься на побережье Чёрного моря.

Одним словом, вспомнив призыв известного литературного персонажа Остапа Бендера, мы решили «ударить автопробегом по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму». Старт экспедиции назначили на 1 мая.

До последнего момента было неясно, сколько экипажей поедет и какова степень их подготовки. Как водится, некоторые машины готовились практически за последние сутки. Проанализировав всю имеющуюся информацию, мы сделали вывод, что преодолеть перевал будет весьма непросто. Нас ждал очень крутой каменно-глиняный подъем, скользкий колейный спуск с ваннами из глиняной жижи, камней и бревен, ну и на десерт — движение по руслу реки Псезуапсе. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. 1 мая в 5 утра перед Вечным огнем на центральной площади Балашихи в походном порядке выстроились шесть боевых машин с экипажами, нацеленными на победу.

Некоторое время заняло нанесение на машины знаков отличия от серой массы шашлычных и прочих псевдоджиперов, а именно наклеек с картами маршрута, символикой клуба и логотипами спонсоров. Далее последовал короткий брифинг, фото для истории — и в путь!


У машин должны быть имена

Настало время рассказать вам о машинах. На старте для упрощения связи в колонне каждой машине дали позывной. Итак, встречайте.
1. Land Rover Defender 110 «Рыжий» — легендарный автомобиль, проехавший полмира и прошедший две «Экспедиции-трофи». Установлены лебедка, резина 35", шноркель, дополнительный свет.
2. Land Rover Defender 90 «Колобок». Установлены лебедка, резина 35", шноркель, дополнительный свет.
3. Nissan Patrol Y61 «Утюг». Установлены лебедка, резина 35", шноркель, дополнительный свет.
4. Jeep Grand Cherokee, он же «Чирик», он же «Гранд». Установлены лебедка, резина 32", шноркель, дополнительный свет.
5. Land Rover Defender 110 «Пожарник». Установлены лебедка, резина 35", шноркель, дополнительный свет. 6. Land Rover Defender 110 «Беляш». Установлены лебедка, резина 33", дополнительный свет.


Первомайские демонстрации

Просто сказать, что мы не угадали со временем выезда, — это значит ничего не сказать... Раньше было принято отмечать 1 Мая митингами и демонстрациями. Теперь же все это проходит в формате многокилометровых пробок. Как только мы выехали на трассу М-4 «Дон», сразу же встали в чудовищную пробку, которая закончилась лишь в Тульской губернии. Далее столкнулись с новой напастью под названием «платные участки». Приходилось стоять по часу в огромных очередях, чтоб отдать плату за проезд... Получается, платная дорога не ускоряет путь, а лишь увеличивает время, которое на него уходит. Ситуация пприближалась к критической точке, люди были раздражены, словом, нависла угроза возникновения конфликта регионального значения.

Воронежская разминка

Но мы ехали отдыхать, и ничто не могло вывести нас из равновесия. В радиоэфире постоянно слышались шутки. На границе с Воронежской областью мы покинули дорогу и поехали через поля, обогнув около 5 км пробки. Честно говоря, мы думали, что бездорожье для нас начнется гораздо позже. Зато такая разминка взбодрила экипажи, подняла боевой дух и стремление достичь цели. До Воронежа мы шли около 10 часов. Даже и не знаю, засчитает ли ктонибудь это время как рекордное... А потом трасса практически опустела. Примерно к 2 часам ночи мы добрались до Каменска-Шахтинского в Ростовской области. Там экипажи всех «Дефендеров» остановились на ночевку. Ну а команды «Утюга» и «Чирика», в которых было по три водителя, решили двигаться вперед, в поселок Гуамка, и там ждать основной конвой. Примерно к полудню следующего дня все были снова в сборе. Перекусив, мы решили отправиться на железнодорож- ную экскурсию по ущелью. Проходит она так: сначала вы едете в маленьком смешном вагончике узкоколейки, а вам рассказывают историю появления самого ущелья, железной дороги и разные интересные вещи. Паровозик довозит вас до определенной точки, где можно выгрузиться и пройтись по ущелью пешком.

Рэкет по-лагонакски

Вдоволь нагулявшись, мы вернулись к машинам и начали подъем на плато Лагонаки. По дороге наверх столкнулись с непонятными архаровцами со значками то ли Рыбохотнадзора, то ли лесников-добровольцев. Удостоверения какие-то странные, купленные в переходе. За возможность подняться наверх с нас потребовали мзду в размере 1000 руб. с машины плюс 100 руб. с человека. Итого с 6 машин и 15 человек имеем 7500 руб.! Неплохой заработок... Но, согласно Конституции РФ, а именно ст. 27, п. 1, «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Так что требования данных личностей были проигнорированы, и мы отправились дальше. Нашли прекрасную поляну, быстро и слаженно разбили лагерь, накрыли стол и приступили к празднованию начала приключений.

Утро 3 мая встретило нас солнышком и прекрасной погодой. Хорошенько отдохнув и выспавшись после утомительного перегона Москва — Гуамка, мы вкусно позавтракали, зарядились энергией и начали движение в сторону перевала. Сначала был перегон Гуамка — Отдалённый — в общем-то ничего особенного. В Отдалённом порадовал местный колорит. Наблюдали такую картину: две свиньи и четыре поросенка мирно гуляли по улицам села, потом пересекли главную дорогу и дружно угнездились в единственной луже в округе. Тоже, наверное, джиперы в душе... После Отдалённого начали подниматься на перевал. Дорога интересная — колеи с камнями, лужицы, броды. Заметно меняется климат, появляются папоротники (интересно, видели ли они динозавров… эх, жалко, говорить не умеют), начинают попадаться «недобитые» теплом сугробы.

Первый пошел!

И вот мы подошли к началу крутого каменно-глиняного подъема к нашей цели. Сначала пешая разведка. Штурмана расставлены на точки и готовы координировать подъем, связь налажена, и наконец, «первый пошел, далее — по очереди!». Как поется в «Авиамарше», «все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц…». «Чирик» вообще без напряга забрался, было ощущение, что он участвует в ралли и идет на результат, хотя при наличии двигателя объемом 5,9 л грех не порезвиться. Чем выше забираемся, тем больше нам встречается снега. А как известно, резина класса МТ не очень дружит со снегом... Поэтому где-то продавливаем весом, стараясь докопаться до твердого грунта, где-то приходится пробираться через кусты.

В азарте борьбы мы и не заметили, как достигли первой точки нашего маршрута — памятника защитникам Кавказа. В торжественной обстановке экспедиционеры возложили венок к памятнику, почтили память погибших минутой молчания.

Потом короткая фотосессия: долго любоваться открывшимися красотами не получилось, впереди нас ждал сам перевал. До него предстояло еще «рубиться». Поднимаясь выше и выше, мы сталкивались с заболоченными участками, большими колеями, приходилось лавировать между деревьями и кам- нями, искать пути обхода «засадных мест». Но надо отдать должное подготовке автомобилей и мастерству водителей — на этом этапе к лебедкам мы даже не прикасались. И вот до главной нашей цели остается около двух-трех километров. Мы полны решимости дойти до точки, горючее есть, светлого времени осталось еще часа четыре, все бодры, веселы и готовы «бороться и искать, найти и не сдаваться». Но есть один нюанс — крутой подъем почти полностью покрыт приличным слоем снега.

На прорыв бросается «Чирик». Взревев на всю округу шестилитровым движком, он резво взлетает на первую ступень, выбрасывая из-под колес фонтаны снега, грязи и камней. По его следам стартует «Утюг», используя массу и заднюю блокировку. Ловко маневрируя между деревьями, он умудряется обойти «Чирика» и первым начать штурм второй, более крутой, ступени подъема. Рыхлый снег не дает тяжелой машине подниматься вверх, а накатывать колею не получается из-за веса. На малых оборотах двигатель не тянет, но стоит чуть сильнее нажать педаль акселератора, как машина, пару раз копнув колесами, удобно устраивается на мосты. Чтобы не насиловать двигатель и трансмиссию, решили воспользоваться лебедкой.

Якорь из утюга

Дважды перецепившись, «Утюг» преодолевает препятствие. Можно было бы за оставшееся до сумерек время взобраться на перевал, но внизу остались товарищи, а мы своих не бросаем. Теперь «Утюгу» предстояло стать якорем. Встав на краю спуска и размотав лебедку, начали поднимать «Чирика». Когда до конца подъема оставались считанные метры, у «Гранда» разорвало ШРУС на переднем кардане, машина стала полностью заднеприводной. Пока подняли оставшиеся четыре автомобиля, начало быстро темнеть, и было принято решение встать лагерем на ближайшей подходящей поляне. Такая нашлась как раз неподалеку. За день участники изрядно устали, и отдых был просто необходим. Короткий ужин, и все быстренько улеглись спать.

Вкус жизни

4 мая. Мы находимся на высоте 1200 м над уровнем моря. Когда вечером ставили лагерь, никто и представить не мог, какая красота нас встретит утром... Мы видели лишь мириады звезд над головой. Рассвет подарил нам понимание ценности нашего путешествия, донося до каждого вкус жизни. Яркое солнце, вокруг горы, камни, поляна, усеянная эдельвейсами, снег на северных склонах... Вдалеке виднеется Чёрное море, и лишь небольшой ветерок нарушает тишину. Это невозможно передать словами, это нужно чувствовать. Всем не терпелось подняться наверх.

Здесь хочется остаться

Сложив лагерь, мы сделали это — достигли главной цели нашей экспедиции. В команде царила эйфория. Хотелось остаться там и просто любоваться видами. Сколько ни смотри по сторонам, каждый раз глаз цепляется за новые восхитительные пейзажи. Но все заканчивается в этой жизни, а нас еще ждал путь вниз, к морю. Сделав коллективное фото, отложив в памяти наиболее красочные виды и запомнив свои эмоции, мы начали спуск.

Потихоньку добрались до снежного склона, где накануне экипажи оттачивали мастерство использования лебедок и проходили «боевое слаживание». Перед второй ступенью этой горки мы обнаружили стоящий в неприличной позе Grand Cherokee, второй Grand вытаскивал его из этого интересного положения, немного в стороне в сугробе отсиживался Hummer Н3. Это были джиперы из Тихорецка. У застрявшего «Гранда» на подъеме развалилась «раздатка».

Какое-то несчастливое место для машин этой марки! Мы помогли, чем смогли, и продолжили спуск. Скатываясь с горки, как на санках, колонна потихоньку выстраивалась в боевой порядок, экипажи спустившихся машин сидели на травке, загорая на солнышке. «Чирик» шел замыкающим. Он уже вырвался из снежных объятий и катился по поляне. И тут колесо попало в колею, водитель немного придавил педаль газа, мотор издал звериный рык, а потом в заднем мосту что-то хрустнуло — и все… «Чирик» превратился в абсолютнейший объект недвижимости — порвали полуось.

Кавказская недвижимость

Вот тут уже стало весело... Нам предстояло на тросе спустить эту недвижимость с высоты 1100 м. Какую-то часть пути машину тащил местный трактор. Причем двигались мы своеобразным паровозиком, поскольку к «Гранду» был привязан микроавтобус Toyota. Потом пути трактора и наши разошлись, и все по очереди буксировали подбитую технику. Спускаться все же легче. Хотя, как и ожидалось, было много грязи, глубоких колей и адреналина. Веселей всех экипажу «Чирика». Собака «все понимает, но сказать ничего не может», а здесь все видишь, но сделать ничего не можешь, разве что только тормозить и пытаться увернуться от камней.

Медленно, но уверенно мы спускались, совсем рядом уже был слышен шум реки Псезуапсе, правда, мы никак не могли к ней выбраться. Дорога петляла по ущелью, то подходя вплотную, то резко забирая в сторону и вверх. По пути нам как раз встретился один такой «лютый» подъем.

Даже на первой пониженной передаче машины шли вверх достаточно тяжело, а о буксировке «Гранда» и говорить не приходилось. Было принято решение собрать все имеющиеся тросы (динамические, буксировочные и даже запасные от лебедок) и связать их воедино. Получился трос длиной метров 300. Подъем подбитой машины занял около 2 часов.

Экстрим в пределах разумного

Стемнело... Слева стенка, справа обрыв. Думали найти карман и поставить лагерь, но ничего подходящего не попалось, а вставать на ночлег в русле горной реки — самоубийство. Включив весь имеющийся в арсенале свет, колонна медленно двигалась в сторону цивилизации. Глиняный серпантин с камнями — то еще удовольствие, но впереди была река. Встретившиеся нам квадроциклисты рассказали, что уровень воды в ней очень приличный да и течение довольно сильное. Пути назад нет, так что оставалось только идти вперед и действовать по обстановке.

На деле все оказалось не так страшно. Один или два раза машины ныряли по фары, а в остальных случаях экстрим был вполне в пределах разумного. Жаль только, из-за того что по руслу реки мы двигались ночью, нам не довелось полюбоваться природой. Мы видели лишь куски, выхватываемые светом мощных фар. Но фантазировать никто не запрещал, и на основе увиденных скудных картин каждый сам себе дорисовывал пейзажи окружающей местности.

Приблизительно в начале второго часа ночи 5 мая вышли на асфальт около поселка Лазаревское. Мы были до предела вымотаны, но весьма довольны пройденным маршрутом. А далее все было банально и не очень интересно — накачали колеса, нашли гостиницу, организовали импровизированный ужин, переходящий в завтрак. Потом мойка, отдых и ремонт «Чирика» (но это уже отдельная история).

Скажу лишь одно: все машины экспедиции вернулись домой, в славный город Балашиха, своим ходом, а участники получили колоссальный опыт, немереное количество позитивных эмоций и заряд бодрости до следующего путешествия.


Историческая справка

Перевал Грачевский (1286 м), расположенный на Главном Кавказском хребте, имеет многовековую историю. Через него проложены старинные конно-верховые дороги к побережью Чёрного моря. Сюда из верховьев долины Пшехи, из горных аулов поднимались охотники и пастухи. На обширные альпийские пастбища пригонялся скот для выпаса. Через перевал Грачевский проходит самый короткий путь на побережье Чёрного моря, в селение Лазаревское. В годы Гражданской войны со своим полком через него проходил будущий писатель Аркадий Гайдар, а в годы Великой Отечественной совершила героический зимний маршбросок легендарная 9-я горнострелковая дивизия, которая, прорвав линию обороны врага, освободила Майкоп и Краснодар. В тяжелом для страны 1942 году всего за три месяца была построена дорога из Лазаревского в поселок Отдалённый (Шпалорез). По ней пошли полуторки, тракторные тягачи с пушками, конные повозки, груженные оружием, снарядами, боеприпасами. И именно по ней в суровых зимних условиях на линию фронта была переброшена 9-я горнострелковая дивизия со всеми подразделениями. С тех пор эта дорога к Чёрному морю действует уже 70 лет, без какого-либо ремонта и совершенствования.


текст: Сергей КАЗАК
фото: Андрей ГОРНОСТАЕВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 июль 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты