Осенний марафон

Открытое первенство клуба «Лебедушка», Тверская область

Текст: Леонид Фалкенберг
Фото: Андрей Куприн, Леонид Фалкенберг

17–18 сентября в окрестностях Твери клуб «Лебедушка» провел для всех любителей внедорожного спорта ставшее уже традиционным мероприятие под названием «Осенний марафон». На соревнование съехалось более 80 экипажей из Твери, Ярославля, Тамбова, Москвы, Зеленограда, Лихославля и Торжка. В этом году, по замыслу организаторов, «марафон» включал в себя три офф-роуд-дисциплины: трофи-рейд с элементами ориентирования, классический джип-триал и оригинальную полосу препятствий под названием «Волжский утес».

Свободное ориентирование

Первым и, вне всяких сомнений, основным «блюдом» тверского троеборья была дисциплина, обозначенная в стартовых ведомостях как трофи-рейд. В своей сути это было свободное ориентирование, основанное на выборе оптимального маршрута для прохождения контрольных точек. Но не все так просто – заболоченные ландшафты приволжской низменности требовали использования всех возможностей полного привода, высокой степени подготовки автомобиля и мастерства экипажа. Кстати, регламент соревнования предусматривал исключительно командное участие в рейде. Большинство команд было сформировано заранее по территориально-дружескому принципу, что же до оставшихся не у дел одиночных экипажей, то они были вынуждены вступать в «грязные связи» уже по прибытии в лагерь. Каждой из участвовавших в «марафоне» команд предстояло преодолеть спецучастки разной степени сложности и уложиться в контрольное время. При этом контроль за прохождением трасс и посещением точек осуществлялся судьей, который был прикомандирован непосредственно к команде на все время рейда!

Тамбовские бойцы

Точек, предложенных для «посещения», было понаставлено с большим запасом (более 130). С одной стороны, это, конечно, здорово, а с другой (журнально-репортерской), подобная разбросанность ограничивает возможности наблюдения за действием сквозь видоискатель фотокамеры. Но надо заметить, что в данной ситуации нашему редакционному десанту просто повезло. С первого же захода на «точку» мы наткнулись на стайку (команду), состоящую из трех красочно подсевших внедорожников ( Nissan и две Toyota) тамбовской команды. При этом было видно, что тамбовчане отчаянно борются за победу. Скажу больше, у меня сложилось впечатление, что экипажи соревнуются и внутри команды. Проводив ребят до довольно глубокого брода (который, кстати, они великолепно преодолели), мы вернулись на болотную просеку, где к этому времени развертывалась новая баталия.

В поисках духовности

В том самом месте, где только что по самые фары в грязи сидели представители японского внедорожного автопрома, были благополучно засажены аж четыре «настоящих американца»… Команда альтернативно-бездуховного офф-роуда «ТАОб», одержимая боевым духом, с ходу бросила свои видавшие виды Jeep в болотный размес и на удивление быстро преодолела сложный участок.

А рядом, практически параллельным курсом, по болотистому лесу медленно, но достаточно уверенно пробиралась команда из Зеленограда (впоследствии ставшая победительницей соревнования).

Двигаясь по болотистому дерну, машины почти не допускали пробуксовки, штурманы вовремя подкладывали трапики, а пилоты по возможности избегали езды след в след. Ведущим в этой офф-роуд команде был экипаж Андрея и Николая Лели на подготовленном внедоржнике Daihatsu Rocky (последний был укомплектован военными мостами от УАЗа).

А если бы он вез патроны?

К вечеру, вернувшись в лагерь, мы из «официальных источников» узнали об очередном неординарном событии. К нашему приезду рядом со штабной палаткой лежала сельскохозяйственная борона. И надо сказать, что лежала она там не просто, а по определенным причинам. Дело в том, что данное орудие для возделывания полей было обнаружено участниками гонки в колее одной из дорог! Более того, ее металлические крючья были в лучших партизанских традициях направлены вверх и замаскированы, а основание удерживалось от смещения железными прутьями.

Уже темнело, когда на территорию лагеря вкатился УАЗ со стартовыми номерами на дверях и подозрительно низкой крышей… Хотя, с другой стороны, что это за гонка без опрокидывания, и каким еще образом можно узнать тот самый уровень предела? Что ж, в данном случае «предел» познал не только сидевший за рулем пилот, но и его супруга-штурман…

Командный судья

Как я уже говорил, к каждой из участвовавших в «Осеннем марафоне» команд был прикреплен «личный» судья. А поскольку таких команд было сформировано аж 18, то массовость судейского корпуса со всей очевидностью превысила разумные пределы. При этом в регламенте соревнований имелся весьма любопытный пункт, согласно которому финиш трофи-рейда не был обозначен на местности. Рейд заканчивался в 20.00, полевой судья просто фиксировал количество пройденных на тот момент точек, после чего команда могла неспешно возвращаться в лагерь. На мой взгляд, достаточно спорное решение, особенно если брать в расчет некоторые особенности человеческой психики. Ведь согласитесь, трудно ожидать беспристрастного взгляда на секундомер от человека, который плечом к плечу с контролируемыми прошел пяток болот, переправился через десяток бродов, вытолкал машину из четырех засадных мест и подкрепил возникшую на почве совместной борьбы с бездорожьем симпатию семью рюмками крепко заваренного чая?..

Ненавязчивое общение в красивом месте

Вечер и большая половина длинной сентябрьской ночи были посвящены той немаловажной трофи-составляющей, ради которой, собственно, мы и выбираемся на природу – костру, шашлыкам под пиво и ненавязчивому общению в кругу единомышленников. В этой связи нужно отметить, что базовый лагерь «Осеннего марафона» расположился в очень красивом месте на левом берегу великой реки Волги (любители бездорожья раскинули свой походный табор в районе деревни Большие Борки на большой поляне, окруженной «прозрачным» сосновым лесом). Жаль лишь, что доехать до него в эту ночь довелось не всем экипажам – два окончательно «умерших» автомобиля (сказались последствия борьбы между колесной техникой и болотом) так и остались ночевать на трассе. Причем, если экипажи (в смысле, люди) обездвиженных машин разными окольными путями добрались-таки до вожделенных палаток, то их боевых коней (в смысле, технику) штатный организаторский эвакуатор смог вызволить лишь к обеду следующего дня...

Засады песчаного карьера

На следующий день (а это, если мне не изменяет память, было воскресенье) праздник джиперов на тверской земле продолжился. В 11.00 по московскому времени одновременно был дан старт не имевшему имени собственного джип-триалу и оригинальной прибрежной полосе препятствий, получившей название «Волжский утес». Зрителей на эти зрелищные дисциплины наехало достаточно, а поскольку оба действа проводились в относительной близости друг от друга, при желании можно было посмотреть и то и другое… На мой взгляд, трасса джип-триала не отличалась какой-то особой сложностью. Определенные «засады», конечно, были, но только для тех, кто стартовал в первых рядах. Потом трассу раскатали, и для подготовленных машин она стала откровенно простой. Судейство было традиционным – оценивалось количество пройденных ворот и количество штрафных баллов. Любопытный момент: десяток автомобилей прибыл исключительно с целью штурмовать песчаный карьер (в трофи они не участвовали). А поскольку командный принцип на триал не распространялся, то и победитель был один. Им стал тверской экипаж Вячеслава Ревяко и Романа Малинкина на УАЗе.

Есть на Волге утес

В то же самое время на расположенном по соседству высоком берегу Волги-матушки происходило не менее зрелищное действо: команды-участники в полном составе, по три автомобиля одновременно, с крутого косогора устремлялись в реку, где им предстояло пару раз заплыть за предварительно установленные буйки. При этом от глубины погружения в речной фарватер непосредственным образом зависело количество зарабатываемых штрафных очков (чем глубже, тем лучше). Стартовав одновременно, в воде машины выстраивались в линейку и плыли «гуськом». Со стороны выглядело очень забавно, но экипажам пришлось поволноваться. Для победы требовалось добиться идеального сочетания дальности заплыва и потраченного на все про все времени.

Голосую колесами

Ну, а в заключение я бы хотел отметить очень приятную атмосферу, традиционно царящую на мероприятиях, проводимых клубом «Лебедушка». И любители езды по бездорожью не остаются в долгу, «голосуя» за подобные соревнования колесами. Так, например, «Осенний марафон» этого года собрал рекордное число участников – 84 экипажа. Я тут на досуге прикинул – получается, что в среднем раз в полтора месяца «Лебедушка» выдает на-гора отлично организованное спортивное соревнование с разнообразной программой. И заметьте, все это без особых организационных заморочек, зачастую свойственных мероприятиям с большим числом участников.

Победители в категории «Трофи-рейд, подготовленные»
1-е место Команда «Стинг–Зеленоград»
2-е место Команда «Крокодил»
3-е место Команда «Алени»

Победители в категории «Трофи-рейд, стандарт»
1-е место Команда «Maxxis»
1-е место Команда «ТАОб»
1-е место «Группа экстремального туризма & SoloWay»


Эта машина не для трофи
Инна Мартьянова, Участница соревнования. Пилот (ВАЗ-2121 « Нива»)

Ночью мы пытались собирать наиболее легкие точки, но все же поехали на точку 135, там и «попали», за три часа мы прошли 100 метров… Сначала спалили лебедку, а потом «полетел» передний мост, вот тут мы поняли, что пора обратно в лагерь. В общем, все понравилось, правда, место заняли 15-е. В трофи мы с Костей не новички, все началось с покатушек на «Ниве», но оказалось, что эта машина не для трофи – там, где УАЗик просто едет, на «Ниве» приходится рубиться. Очень понравилась «Карелия», туда мы ездим традиционно. Собираемся приехать в октябре на «Свободный полет» – это очень интересное соревнование по ориентированию, легенды Женя делает просто замечательные.



Никто не знает, что его ждет
Евгений Павлов, Организатор соревнования

В этом году «Осенний марафон» проводится уже в шестой раз, на этот раз рекордное для осени число участников. Соревнование рассчитано, в первую очередь, на построение командной тактики. В каждую из дисциплин участник может заявиться отдельно, не обязательно участвовать во всех трех. Все соревнования организованы так, что участник приезжает и не знает, что его ждет. Трассы самые разнообразные, несмотря на сухую осень, удалось найти труднопроходимые участки с болотами и грязью. Ядро нашего клуба – это оргкомитет, где-то 15 человек, а также мы готовим судей, проводим с ними семинары. Учитывая большое число машин-участников, один из принципов подготовки наших соревнований – это создание условий, при которых отсутствуют очереди на спецучастки, для этого приходится готовить количество трасс заведомо большее, чем могут проехать участники.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 ноябрь-декабрь 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты