Звездная болезнь

Уже 39 раз в Токио проводится международная автомобильная выставка. А ведь 51 год назад никто и предположитьне мог, куда заведет японская инициатива...

Текст: Денис Орлов
Фото: Денис Орлов и компании-производители

Со дна каменных джунглей Токио мир видится иначе. Россиянину невдомек, зачем, например, приспосабливать автомобиль для перевозки домашних животных или привязывать координаты машины к расположению светил. Что за звездная болезнь такая? С другой стороны, в каталоге японской автомобильной промышленности до сих пор присутствуют две карбюраторные модели (выпускаются они, наверное, лет двадцать, и используются по большей части как такси). Их мир – совершеннейшее зазеркалье. И дело даже не в том, что мы ездим по правой стороне дороги, а они – по той, что напротив…

Ни для кого не секрет – если грядет очередное Tokyo Motor Show, жди концептуальных машин. В нечетный год – легковых, а в четный – грузовых. Кстати, такое разделение повелось с 1999 года, но счет выставок все равно общий. А поскольку внедорожники вроде бы посередине, то эти полноприводные бестии присутствуют и там, и сям. Но (возможно, меня и проклянут особо преданные офф-роуд-теме читатели) касаться в обзоре Токийского автосалона исключительно внедорожных моделей – это значит обкрадывать самих же себя. Знаете, это напоминает мне по-детски наивное «тут вижу, а тут не вижу»… В общем, ни в коей мере не меняя приоритетов, на этот раз мы обозрим в первую очередь наиболее интересные экспериментальные модели.

Настырные секреты маневрирования

Toyota Fine-X. Уникальный автомобиль с экстремально большим углом поворота четырех управляемых колес и электрохимическим генератором («топливными ячейками») вместо ДВС. И что же получается? Сохрани инженеры традиционный привод, ничего у них не вышло бы – при таких углах не смогут работать самые совершенные ШРУСы. Выход – электропривод и мотор-колеса. А в итоге? Возможно, что эта электрическая «кофемолка» открывает человечеству ключ к решению одной из важнейших автомобильных проблем – маневрирования в стесненном пространстве!

Надо заметить, что по своему характеру Fine-X – очень японская разработка. Прямолинейная и настырная. В духе корпоративного лозунга Zeronize & Maximize (аналог отечественного девиза «Все или ничего). А что – выкрутил руль до упора, и езжай себе поперек! Колеса при этом разворачиваются в стороны, словно на показанном еще в Детройте внедорожнике Jeep Hurricane, только еще круче. У Jeep привод был механический, а здесь – провода. И на месте крутануться, и втиснуться меж двух машин, стоящих у бордюра.

Маркетинговый ход

С другой стороны, Toyota RAV4, показанная в сентябре на Франкфуртском автосалоне как товарная модель, у себя на родине подавалась под лейблом… концептуальной разработки! Нечего сказать, дальновидный маркетинговый ход. Не спорю, лукавства в современной автомобильной промышленности хоть отбавляй, и в той же Америке принято преподносить практически серийный образец под видом концепт-кара – посмотрят на «концепт», глядишь, на следующий год созреют до покупки. Но неужели столь же наивны жители «страны суши»? Ведь есть Интернет, телевидение, журналы...

И вообще, где-то в глубине души я уверен, что рано или поздно автомаркетологи «подложат свинью» производителям. Хотите пример? Пожалуйста. Скажем, США определены стратегическим рынком для Volkswagen Touareg, и этот SUV продается там существенно дешевле, чем в Европе. А теперь скажите, кто мешает его реэкспортировать (в свое время так поступали с нашими «Ладами»)? Что, собственно, и происходит. Вы не поверите, но с одного реэкспортного Touareg «серый» дилер наваривает до 15 тысяч евро! Вы спросите, кто оказывается в проигрыше в результате подобных комбинаций? Отвечу – преданные компании-производителю европейские дилеры. В конце концов, отчаявшись, они расторгают контракты и берут на реализацию те же японские, корейские, индийские и китайские внедорожники…

Пойди туда, не знаю куда

Обратимся еще к одной новинке выставки. Представленный во Франкфурте предсерийный внедорожник Daihatsu D-compact в Токио был показан в варианте для японского рынка. И дело не только в расположенной в правом переднем углу салона рулевой колонке и иначе сориентированном головном свете. Машину втиснули в местные налоговые рамки! Если длина европейской версии составляла 4075 мм, то у японской этот же параметр составил 3995 мм (особям малого класса на островных дорогах отмерено не более четырех метров длины). В общем, то, что европейцам обещано в лучшем случае весной следующего года, аборигены получат, едва закроются двери выставочного центра Макухари. И в данном случае в этом нет никакого маркетингового лукавства: так уж исторически сложилось, что все новинки японцы сначала обкатывают на местном рынке, а уже затем везут за моря. Кстати, названа японская версия Be-Go, от английской фразы being there – going somewhere. Короче, «иду туда – не знаю куда». И еще любопытный момент: несмотря на то, что компания Daihatsu является дочерним подразделением корпорации Toyota Motor (изделие имеет немало общих комплектующих с Toyota RAV4), идеологии этих марок заметно разнятся. Например, в Daihatsu Be-Go применен неразрезной задний мост и межосевой дифференциал с принудительной блокировкой, чего нет ни на прежней, ни на новой Toyota RAV4.

Круговорот пластмасс в природе

Возвращаясь к Toyota Fine-X, заметим, что этот концепт-кар интересен именно прицелом на дальнюю перспективу. Например, многие детали его кузова изготовлены из полимера на основе… выжимки из различных сельскохозяйственных культур (например, того же сахарного тростника). Причем наполнителем послужил жмых тех же самых растений.

Разработчики называют новые материалы carbon-neutral (самая что ни на есть натуральная… пластмасса). Смысл вышесказанного в следующем – в случае широкого использования «сельскохозяйственных» материалов не будет происходить увеличение содержания в атмосфере углекислого газа (растения поглощают его в процессе фотосинтеза). То есть происходит некий круговорот углекислого газа в природе. Нет, действительно. Попробуйте представьте себе следующую идеалистическую картину: солнышко вовсю светит, растения, как вы понимаете, всходят, из их волокнистых стеблей штампуют экологически чистые панели обивки салона, звукоизоляции и прочие «отделочные материалы». А по окончании срока службы все это высокотехнологичное ноу-хау безжалостно сжигают. При этом выделяется ранее поглощенный углекислый газ. И все начинается по-новому: солнышко, цветочки, панельки…

Автомобили, подобные Toyota Fine-X, традиционно оснащаются широкоформатными многофункциональными дисплеями вместо привычных приборных панелей и джойстиками вместо рулей. Что же до подушек безопасности, то они вовсе не нужны, поскольку передним седокам попросту не обо что биться головой.

Видеокамеры традиционно заменяют наружные зеркала. Показания приборов проецируются на лобовое стекло. А поскольку дверной проем делается сквозным на оба ряда сидений, то предусмотрительные создатели Fine-X тотчас водружают поворотное водительское кресло: в Японии особое внимание уделяется людям с ограниченной подвижностью, и все компании обязательно представляют «инвалидные» модификации новинок. Что же касается привода, то у концепт-каров он, как правило, альтернативный (гибридный, или электрический, от электрохимического генератора).

В переплетах Мураками…

Концепция Nissan Pivo заимствована у строительной техники...
Альтернативное решение в области маневренности транспортного средства предложила вторая по величине после Toyota автомобильная компания страны – Nissan. Ее экспериментальный электромобильчик назван Pivo. Ему просто не требуется разворачиваться – полный оборот делает кабина. Ну, а на сколько градусов был совершен поворот, покажет крупная градуировка, нанесенная на нижнюю часть окружности кабины. Вы не поверите, но этот занятный «тяни-толкай» создан японским дизайнером по фамилии… Мураками.

Привод у Pivo на все четыре колеса – двумя электромоторами. Кстати, в данном случае речь идет о так называемых «супермоторах». В каждом из тяговых электродвигателей по два цилиндрических якоря, и они способны вращаться с разной скоростью, так что мотор с успехом заменяет межколесный дифференциал! Питание – от сверхплоской ячеистой литий-ионной батареи.

Но на первом месте у компании Nissan – разработка способов управления. То, что называется интерфейсом «человек – машина». Водитель вызывает функции, не отрывая рук от руля. Инфракрасный сканер считывает, в каком направлении указывают отогнутые пальцы, и дает сигнал открыть меню и выбрать позицию.

Пассивная безопасность также переходит в новое качество: практически круговую обзорность обеспечивают водителю Pivo четыре видеокамеры.

Средство общения

Но самым радикальным решением проблемы нехватки места на улицах, вне всяких сомнений, служит Toyota i-swing. Это так называемое индивидуальное транспортное средство (ИТС). За основу взята идея электрического самоката Segway (придуман одним «яйцеголовым» из Калифорнии). Но поскольку последний был, естественно, защищен патентом, то патент решили обойти (это общемировая практика). Так вот, самокатом Segway человек управляет стоя, по аналогии с ходьбой. Чем больше наклоняется вперед, тем быстрее самокат едет. Поворот происходит благодаря разнице в скоростях и даже направлениях вращения колес. Чтобы замедлиться и остановиться, надо отклониться назад (президент Буш уже разбил колени на такой штуковине). И что вы думаете – чтобы не было претензий от американцев, в японской конструкции человек размещен… сидя, а все это сооружение для остойчивости (помните случай с Бушем) опирается на третье стояночное колесико, которое автоматически убирается, стоит i-swing прийти в движение. Управление осуществляется педалями (реагируют на силу нажатия) и джойстиками в подлокотниках. Поворачивает же i-swing по-мотоциклетному, за счет смещения центра тяжести в нужную сторону. Но вместе с тем в стилистике Toyota i-swing принципиально нет ничего общего с мотоциклом, скутером или автомобилем. Здесь скорее использованы мотивы рикши. Наружная обивка – непромокаемая сменная ткань (цвет подбирается по сезону). Торцевые дверки – экраны, облицованные гибкой жидкокристаллической панелью, способной по желанию владельца менять цвет и рисунок. Эскиз можно выполнить на карманном компьютере PDA и загрузить в «мозги» i-swing. ИТС преподносится скорее как средство общения – на нем предлагается совершать прогулки с возлюбленной, проводить летучки и… играть в лапту!

Куда же без четырех ведущих?

Отныне практически любая модель японского автомобиля может обзавестись полноприводной модификацией, причем в равной степени это касается всего парка, от малолитражек длиной до 3,4 м (относящихся к льготному налоговому классу kei) до микроавтобусов. Горная страна, переменчивый климат – куда без четырех ведущих? В результате полный привод перестает быть опцией, он все чаще переходит в разряд базового оснащения. Посудите сами – из четырех экспонатов Honda два были полноприводными, а из четырех новинок Mitsubishi – три имели колесную формулу 4х4. С нашей же стороны остается только пожалеть, что в большинстве случаев использование всех ведущих колес направлено не на повышение проходимости, а на улучшение таких качеств, как устойчивость и управляемость. Согласитесь, очень японский подход.

«И почему же Россия не Япония?» – все чаще спрашивают нас читатели с Дальнего Востока. И похоже, что у них есть веские причины задавать подобные вопросы. По крайней мере, они первыми принимают «эстафету дня» от островного соседа, а значит, новинки Токийского автосалона интересны им не как технические диковины, а как потенциальный товар легендарного Зеленого угла. Вот так-то, а мы и не заметили, как за годы экономических и политических бурь наша страна разделилась на два лагеря, один из которых выбирает евро-американскую иномарку, а другой – японскую.

Это не отступление, а маневр…

А вот на серийные внедорожные новинки Токийское автошоу оказалось достаточно скупо (особенно на фоне автосалона во Франкфурте-на-Майне). Daihatsu Be-Go, Toyota RAV 4, что еще? Ах, да, компания Mitsubishi представила на суд островных сограждан полноприводный минивэн Grandis Sport Gear и новую версию среднеразмерного SUV Outlander. Впрочем, относительно последнего у меня есть определенные сомнения... Памятуя, что Outlander предыдущего поколения шел к европейскому покупателю два долгих года, рискну предположить, что в российских шоу-румах леворульная версия машины появится позже, чем на дальневосточных рынках… праворульная подержанная.

Создатели Outlander заостряют внимание на использовании технологий, легендарного Lancer Evolution, а это значит, что по асфальту новинка будет ездить лучше, чем по… плохим дорогам. Что уж говорить о бездорожье?!

В общем, сколько раз ни пиши « полный привод», а дорожная тема звучала в Токио на этот раз гораздо мощнее темы внедорожной. Хотя полноприводное предложение для твердого покрытия растет буквально год от года. Более того – в перспективе (это подтверждается экспериментальными разработками) не исключен окончательный переход к колесной схеме 4х4.

P. S. Анализируя удивительную стойкость японцев к обстоятельствам, российские востоковеды видят рациональное зерно в заимствовании модели экономики Страны восходящего сол-нца. Приводится и еще один довод: проиграв во Второй мировой войне, Япония утратила положение великой военной державы. В результате вся сила нации была перенаправлена в мирное русло, и… смотрите, какую автомобильную промышленность им удалось создать!

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 ноябрь-декабрь 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты