Коломенские броды

Заключительный этап Чемпионата России по ралли-рейдам

Текст: Александр Исаев
Фото: Александр Давидюк

14–16 октября близ города Коломны проходил V этап Чемпионата России по ралли-рейдам, носящий недвусмысленное название «Коломенские броды». На старт вышли 40 экипажей в зачетных группах Production, Super Production и «Национальный», а также 11 спортсменов в зачете «Мото».

Коломенский этап Чемпионата России по ралли-рейдам можно считать уже традиционным. Первоначально эта гонка называлась «Трансаэро» (по сугубо практическим мотивам), потом просто «Коломна», и вот теперь был использован более поэтичный вариант – «Коломенские броды».

Когда я первый раз выходил на старт этой гонки в 1999 году (страшно подумать – это было в прошлом тысячелетии), ралли-рейды как гоночная дисциплина в России только зарождались. Но именно эта гонка сразу стала одной из самых популярных и массовых по составу участников. Кстати, в те годы в ней еще был зачет «Рейд». По крайней мере, на пролог, проходящий на мотокроссовой трассе в пойме реки Оки, традиционно собиралось чуть ли не полгорода. А затем пролог стали проводить на специальной трассе на Аниной Даче… Со спортивной точки зрения, это был несомненный прогресс, но зрелищность снизилась.

Просто покататься

В 2000–2003 годах коломенский ралли-рейд приобрел заслуженную популярность среди гонщиков. Причем определенную роль в этом играла не только близость к Москве, но и количество интересных скоростных участков, на которых определяющим был именно уровень пилотирования. Но вместе с тем трассу зачастую поругивали за отрезки, проходящие поперек старой пашни (эффект «стиральной доски»). Во-первых, они просто-таки разрушали машины, а во-вторых, не представляли никакого интереса для гонщиков (здесь на первый план выходил уровень подготовки техники). Но как бы там ни было, а на «Коломну» всегда ехали с неизменным интересом, и каждый год на трассу выходили все новые экипажи. Был даже период, когда регистрировалось более ста участников. Что же касается нынешней гонки, то в нынешнем году в стартовой ведомости значилось только сорок автомобилей, причем в подавляющем большинстве это были экипажи, реально претендующие на места в Чемпионате и, естественно, приехавшие биться за каждое очко. Соответственно, состав гонщиков подобрался очень сильный. В общем, тех, кто приехал «просто покататься», практически не было...

Убийство техники

Ну а теперь, собственно, «Коломенские броды»… Пилотируя все ту же самую «Ниву», что и в далеком 1999 году, я просто не узнал трассу. Где скоростные участки по грунтовым дорожкам (в свое время на них развивались приличные скорости без большого ущерба для машины)? Где скоростные повороты по скользкой глине? Но зато добавилось количество связок с жесткой гребенкой, и в большом количестве появился отнюдь не безопасный слалом в лесу (оставивший следы на кузовах многих автомобилей). Ну а жесткая трасса первого дня вообще вызвала у меня искреннее удивление. Дорога узкая, все машины идут по одной единственно возможной траектории, на которой сразу же набивается жесткая колея. Не трасса, а просто убийство техники. Недаром у Toyota Land Cruiser Семена Смирнова сломался передний мост, а про количество оборванных шаровых и погнутых рычагов и говорить не хочется (после первого дня работа в ремзоне кипела все отпущенное регламентом время). Не повезло и Борису Гадасину – у его Bowler после красивого полета не выдержала стойка подвески, а запасной стойки у команды ASG не оказалось. Да, в подобных условиях для победы очень важен бюджет команды… Но когда мы заканчивали еще только первый круг, нас обогнал Сергей Гиря! Его Toyota, казалось, парила над этими колдобинами – вот что значит мастерство пилота.

Губит людей не пиво…

Во второй день гонки практически у всех экипажей начались проблемы с навигацией. Стартовали мы в арьергарде, но буквально через несколько километров нас ждала довольно-таки приятная картина: возле строящегося шоссе обреченно «нарезали круги» около десятка спортивных машин… Да, коломенская трасса и раньше изобиловала навигационными ловушками, а для человека, едущего на месте штурмана первый раз, разглядеть неточности легенды очень непросто, но Андрей Чернов, штурман нашего экипажа, со многими из них справлялся вполне достойно. Но, как бы там ни было, а «блудили» даже лидеры. Например, к зоне сервиса многие именитые участники подъезжали почему-то не по трассе, а с совершенно противоположной стороны – по асфальту. И даже путь к бродам некоторые машины срезали, спускаясь по косогору (к концу гонки там образовалась альтернативная трасса). Я вот только не понимаю, как все это согласуется с требованием регламента «не отклоняться от трассы более чем на 50 метров»? Посмотрите, сколько было накатанных срезок?.. Хотя справедливости ради стоит сказать, что многие из них были рождены не желанием улучшить итоговый результат прохождения, а нечетко прописанными в легенде поворотами. Так, например, между бродами больше трети машин просто проскакивали мимо коридора с трамплином, и даже многоопытный Борис Гадасин в этом месте сильно заблудился и пропустил вперед много машин. И еще, неожиданно много проблем у лидеров гонки вызвала самая обыкновенная вода (Н2О). Например, у автомобиля Алексея Беркута залило электронику двигателя, и ему ничего не оставалось, как… давать интервью прессе. Сошел и Алексей Долмановский. В броде он залил двигатель своего дизельного Pajero. А вот лидеру «Бизнес Кар рейсинга» вода оказалась не страшна – Toyota LC 80 под управлением Сергея Гири расправлялась с водными преградами не только эффектно, но и эффективно.

Очередной затяжной прыжок Toyota Land Cruiser 80 Сергея Гири...Нового Чемпиона России в Абсолютном зачете.

Сокровища нации

После обидного схода Биньямина Джепаева, показавшего на прологе четвертое время в «Абсолюте», лидерство в национальном классе захватили УАЗы Владимира Горбачевича, Петра Дрофичева, Дмитрия Вилюнова и буквально дышащего им в затылок Алексея Елышева. А вот для «Нив» (даже таких подготовленных, как у Юрия Боровикова, Константина Купцова и Дмитрия Павлова) трасса оказалась тяжеловатой. Но в воскресенье сход (из-за пробитого поддона на УАЗ-3160) Елышева и начавшиеся технические проблемы у Дрофичева позволили Дмитрию Павлову занять третью строчку в итоговом протоколе. Игорь Козлов наконец-таки смог финишировать на своем KIA Sportage, правда, с разбитым бампером и весьма неспешно. Да, переход в национальный класс дается ему непросто.

Кстати, вот какие у меня появились мысли… Мне кажется, что с появлением на трассах УАЗов, оборудованных впрысковыми двигателями ЗМЗ 409, в национальном классе назрела проблема дальнейшего деления. Действительно, сейчас в его рамках едут автомобили с совершенно несопоставимыми характеристиками. Нет, как ни крути, не могут машины с моторами 1,8 и 2,7 литра ехать в одном зачете. В общем, если вышеозначенного деления не произойдет, то спортивные «Нивы» просто вымрут. А с ними, между прочим, уйдет и значительная часть гонщиков. В результате количество участников еще больше снизится, и в Чемпионате останутся только очень богатые команды. Кстати, ни для кого не секрет, что этот процесс и так идет просто-таки угрожающими темпами...

А в результате…

Хотелось бы также отметить неожиданно большое количество сходов в «старших» классах: из 13 экипажей, стартовавших в зачете «Super Production», до финиша добрались только семь, а из 10 в зачете «Production» – шесть!

А вот в самом массовом «Национальном» зачете ситуация оказалась менее грустная. Из 17 участников, «поддержавших отечественного производителя», до финиша не добрались только двое, но при этом вид дошедших машин был весьма плачевным (встречи с деревьями).

И в заключение пара слов о мотоциклистах. Многие пилоты двухколесных машин к концу гонки настолько измучились, что шли откровенно на доезд. И это можно понять – для них гонка была просто тяжелейшей, я видел, как трудно ребятам приходилось на трассе. Снимаю шляпу перед всеми, кто доехал: вы герои!

«Коломенские броды». V этап Чемпионата России по ралли-рейдам
Зачет Super Production
1 ГИРЯ Сергей / ШУБИН Кирилл Toyota Land Cruiser
2 БУКАТОВ Борис / ДОДОНОВ Сергей Mitsubishi Pajero
3 НОВИЦКИЙ Леонид / ТЮПЕНКИН Олег Mitsubishi Pajero
Зачет Production
1 СЕМЕНОВ Владимир / БАКУСТИН Игорь Toyota Land Cruiser 80
2 ПОДОЛЬСКИЙ Александр / ТИТОРЕНКО Антон Toyota Land Cruiser
3 ЯСТРЕМСКАЯ Катерина / ПРАВДИНА Елена Mitsubishi Pajero
Зачет «Национальный»
1 ВИЛЮНОВ Дмитрий / КУЛЕШОВ Олег УАЗ-315195
2 ГОРБАЧЕВИЧ Владимир / ПОПОВ Павел УАЗ-315195
3 ПАВЛОВ Дмитрий / ПАВЛОВ Дмитрий ВАЗ-21230
Зачет «Мото»
1 НАУМОВ Алексей (Коломна) Yamaha WR 450
2 ЧЕКУШЕВ Владимир (Москва) KTM 525
3 ПОПОВ Алексей (Москва) Honda CR 500

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 ноябрь-декабрь 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты