Нам бы только увидеть

Наш обозреватель принял участие в гонке 24 Heures TT de France

Текст: Алексей Исаев
Фото: Андрей Чернов, Константин Комков

Для меня эта гонка началась, когда в конце июля позвонил знакомый и попросил проконсультировать, как можно подготовить некогда принадлежавший мне ВАЗ-2121 к довольно продолжительной гонке. Казалось бы, тривиальная ситуация, но когда я узнал, куда он собирается, то долго не мог прийти в себя. Складывалось впечатление, что владелец моей бывшей «Нивы» решил воплотить мечту каждого советского человека. А именно, увидеть Париж и умереть…

Во Франции очень широко распространены скоростные офф-роуд-соревнования. Практически каждые выходные во Франции (а заодно в Португалии, Испании, Италии и Северной Африке) проходят какие-нибудь Бахи, ралли-рейды и прочее. А еще в этих краях очень популярны гонки на выносливость. Чаще всего они существуют в четырех- и шестичасовом формате. Ну так вот, мой знакомый решил принять участие в изнурительной 24-часовой гонке, проходящей 10–11 сентября в местечке Шеванес под Парижем!

Успеть, пока болты не затянули…

О том, как шла подготовка машины, лучше не рассказывать. Замечу лишь, что так разгильдяйски я еще не готовил автомобиль ни к одной из гонок – ясности с техническими требованиями не было до самого отъезда, а последние гайки мы закручивали уже в Париже! Но выяснилось, что не одни мы такие. Буквально за месяц до гонки были изменены требования к каркасам безопасности, и многие, не успев переделать свои машины, часть работ проводили уже на месте. Не миновала чаша сия и нас. Оказалось, что у «Нивы» не хватает диагональной трубы над местом пилота. Вдобавок ко всему выяснилось, что наш, в общем-то, стандартный автомобиль по ошибке был занесен в группу Т2В. В этой связи стоит заметить, что спортивные «Нивы» в Европе нередки, как в группе Т1 (стандартные машины), так и в Т2В (подготовленные).

А не пойти бы вам в паддок

Как я уже говорил, внедорожные гонки во Франции пользуются большой популярностью у зрителей, что, кстати, отражается и на стоимости входных билетов – 16 евро. Это, конечно, не Формула 1, но ведь и « Нива» не McLaren…

Обстановка на гонке демократична – зрители могут ходить по паддоку и наблюдать за обслуживанием и ремонтом машин. Особенно хочется отметить информационную составляющую. Была выпущена специальная газета, а особо интересующиеся могли наблюдать за гонкой с вертолетов. Хочется отметить и отменную работу телевизионщиков – они ходили по боксам, стояли в наиболее интересных местах трассы, а над стартовой прямой висела стрела подъемника с телекамерой.

Трассу грязью не испортишь

Квалификация прошла без особых проблем. И это при том, что из трех водителей за рулем данного автомобиля прежде сидел только я (в квалификационных заездах участвуют все заявленные водители, а место на старте определяется по среднему времени). В результате мы оказались на 47-й линии стартовой решетки. Но погода спутала все карты. За два часа до старта начался проливной дождь, мгновенно превративший трассу в каток. Результат не заставил себя ждать – машины участников скользили и натыкались на бруствер. Ко всему прочему, глина забивала радиаторы. После первого же круга трасса стала свободнее – добрая половина экипажей промывала забитые радиаторы и «зализывала раны» от столкновений.

Выяснился и еще один пикантный момент – значительная часть гонщиков, мягко говоря, неуверенно чувствует себя на скользкой трассе. При заносах некоторые предпринимали просто-таки парадоксальные меры. Так, прямо на моих глазах ком глины, в котором смутно угадывался Mitsubishi Pajero первого поколения, проделал такие замысловатые па, прежде чем окончательно «ушел» с трассы, что я был просто поражен, насколько богатой фантазией обладал пилотировавший его человек!

Коричневые люди

В этих знакомых до боли условиях наш экипаж, разумеется, не мог не прогрессировать. После первого часа гонки мы поднялись до 73-й позиции, а после второго наш автомобиль был уже на 37-м месте. Но дальше застопорилось – дождь кончился, и результаты стали падать одновременно с просыханием трассы…

Откатав свои два с половиной часа и отправив в бой следующего по очереди пилота, я пошел смотреть, что творится на трассе и в боксах… Надо сказать, что отношение французов к грязи трудно объяснимое. То, что для нас серые будни, для них – экзотика. У меня сложилось впечатление, что зрителей совершенно не расстраивал тот факт, что их постоянно поливают проносящие-ся мимо болиды. Коричневые от грязи люди смеялись и с притворной медлительностью прятались от мутных потоков.

Стайка веселых девчонок

А в боксах тем временем шла работа. Я, понятное дело, больше всего интересовался «Нивами». У машины женского экипажа опять был снят капот, и там колдовал механик. « Нива» с турбомотором тоже была в боксе и тоже с двигателем. Остальные еще пока ездили. Очень мне понравился питстоп у «Нивы» № 89. Пилоты этого французского экипажа – молодые веселые ребята, и это со всей очевидностью отразилось на составе обслуживающего персонала. Каждый раз, когда машина останавливалась, из недр бокса выбегала веселая стайка девчонок и начинала старательно ее намывать. Верите – это был один из самых чистых автомобилей на трассе!

А еще в боксах было видно, как тяжело приходится пилотам протраков. У этих болидов нет даже лобовых стекол, а защита от грязи ограничивается легкими пластмассовыми панелями. Досталось и механикам, обслуживающим этих монстров: плотно забитые грязью радиаторы охлаждения коробок передач, гидроусилителей и других масляных систем приводили к быстрому перегреву и выходу из строя жизненно важных агрегатов. Впрочем, в остальных боксах «керхеры» работали с не меньшей нагрузкой.

Эвакуатор не требуется!

Когда снова пришла моя очередь «в руль», уже стемнело, и на машинах зажглись «люстры». Я тоже включил свою, но оказалось, что светит она слишком близко и работает в основном на публику (плата за спешку при подготовке машины). Но мучился в связи с недостаточной видимостью я недолго, поскольку сразу же после выезда на трассу обнаружил, что рулевая колонка ходит вверх-вниз (треснул кронштейн), а от трансмиссии идет очень нехороший звук… Целый круг я пытался понять, что же это такое, а потом заехал обратно в бокс. Попытка заварить рулевую колонку при братской помощи рижан не удалась, и мы привязали ее… веревочкой. При попытке же найти причину стука выяснилось, что ослабли гайки крепления редуктора переднего моста. Их подтянули, и я было вновь ринулся в бой, но через круг загремело так сильно, что не осталось сомнений в том, что редуктор отвалился окончательно. Пришлось снова заезжать в бокс. К чести «Нивы», она проделала это самостоятельно, без помощи эвакуатора… В этой связи самое время пояснить: если при поломке на трассе организаторы эвакуируют машину в бокс, то, по правилам соревнования, за это снимают зачетные круги. Кстати, многие на этом достаточно сильно погорели. Так, например, женский экипаж все время ломался на трассе, их эвакуировали… В результате после суточной гонки с учетом штрафов у них получилось лишь девять зачетных кругов. Если бы они шли пешком, и то было бы больше…

«Месье, я не ел шесть дней…»

А между тем, у нас началась ремонтная эпопея. При беглом осмотре выяснилось, что одна из шпилек крепления переднего моста оборвана. А поскольку попытки удалить ее остатки подручными средствами не имели успеха, было принято решение поменять редуктор в сборе (благо у нас с собой было). И надо сказать, что это оказалось правильным решением, поскольку при разборке выяснилось, что левый кронштейн опоры двигателя (на «Ниве» к нему крепится редуктор) развалился на «шесть маленьких кронштейников». И пока штурман с механиком, лежа в жидкой грязи, первый раз в жизни снимали редуктор с ВАЗ-2121, я отправился искать того, кто мог бы сварить кронштейн… Пикантность ситуации состояла в том, что мой французский словарный запас ограничивался классическим «Месье, же не манж па сис жюр».

После долгих хождений по боксам и разговоров на ломаном английском и «пальцах» мне, наконец, удалось уговорить механика французской команды Toyota сварить всю эту мелочь в одну большую деталь. Вы не поверите, но в процессе обсуждения я не только совершенно неожиданно для себя начал понимать, что он мне говорит, но и вступил в довольно бойкий диалог. В общем, происходящее напоминало сцену из фильма «Особенности национальной охоты». Ну, там, где Кузьмич разговаривал по-фински...

Живее всех живых

После долгих мучений со сборкой кронштейна и поиском крепежа в подсыхающей грязи редуктор, наконец, был водружен на свое законное место, подвеска собрана, защита установлена, а мы… валились с ног. Посадив за руль нашего пилота Леонида Петрова (на сей раз без штурмана), мы отправились немного поспать. А тем временем на востоке уже забрезжило…

Последняя смена перед финишем выпала на мою долю. Сев за руль, я с удовлетворением обнаружил, что сцепление толком не выключается, вторая и третья передачи включаются с энной попытки и со скрежетом, руль повернут на 90 градусов, но в остальном – машина живее всех живых! В общем, при столь оптимистичном состоянии подвески я могу себе позволить не просто ползти в сторону финиша, а попытаться напоследок получить удовольствие от гонки. Тем более что от нашего конкурента, идущего на первом месте в классе, на тот момент мы отставали всего на круг.

Было очень приятно

Трасса окончательно высохла и в ряде мест превратилась в нечто напоминающее московский асфальт начала 90-х – ровный и твердый, но с глубокими провалами. К тому же на тот момент она уже была усеяна красивыми тюнинговыми пружинами, оторванными глушителями, брызговиками и еще каким-то не поддающимся идентификации железом. Плачевный вид двигавшихся по трассе автомобилей придавал некоторую уверенность в удачном исходе нашего безнадежного мероприятия. Значительная часть экипажей шла «на доезд». Правда, надо сказать, что вид догоняющей «Нивы» действовал на французов, словно удар хлыста на обессилевшую лошадь. Например, когда я, в очередной раз настигнув одну из Toyota LC80, начинал попытку обгона, она выпускала шлейф черного дыма и уезжала. Но через круг все повторялось, и так до самого финиша. А он все близился... На последних кругах зрители с особым оживлением приветствовали выжившие машины, махали руками и всячески подбадривали. Было очень приятно.

Мы что, первые?!

Финиш был обставлен очень празднично. Тут были виртуозное размахивание клетчатым флагом перед каждым участником, телекамеры, поздравления руководителя гонки перед заездом в закрытый парк, фоторепортеры, снимающие каждую машину. Когда же я пошел уточнять результаты, то по всем расчетам получалось, что мы первые в классе! В это я поверить не мог, а в чем моя ошибка – не знал. В общем, так и просомневался до того самого момента, когда пришло время получать приз…

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 ноябрь-декабрь 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты