Рейд милосердия

Благотворительная экспедиция компании ARB в мексиканскую глубинку

Текст: Крис Коллард
Фото: Крис Коллард

Штат Омаха, 350 километров от границы с Гватемалой. Это Мексика, настоящая Мексика... Ухабистая дорога, тянущаяся вдоль прибрежных гор, извивается между зарослей кустарника и мескитовых деревьев. Козы, погоняемые местными ранчерос, неторопливо цокают копытцами вдоль обочины и сбиваются в тени у подножья скалы. А между тем наш невеликий, но упорный караван громыхает по дороге, везя в грузовых отделениях и на верхних багажниках экспедиционных автомобилей необычный, но очень важный груз.

Мексика встречает нас крепким рукопожатием и трудно передаваемым чувством душевного подъема. И пусть отсюда далеко до модных курортов Кабо-Сан и Канкун, но именно в жителях этой местности с особой силой чувствуются традиции, уходящие корнями в те далекие времена, когда ни один европеец еще не пересек Атлантику.

Свобода передвижения

Опаленный солнцем ландшафт серьезно пострадал от продолжающейся уже несколько лет засухи, и это самым непосредственным образом отразилось на местном населении, живущем исключительно сельским хозяйством. Цель благотворительной экспедиции – бедная деревенька Санто Доминго Йолотепек, расположенная в окрестностях городка Гвайюапан. Но внедорожники везут отнюдь не продовольствие и не оборудование для ремонта обвалившихся колодцев. В наших багажниках – надежда для тех, кто волею судьбы обречен на жизнь в неподвижности и зависимость от других людей. Мы везем инвалидные коляски…

Несколько месяцев назад компания ARB, известная во внедорожных кругах всего мира своими сверхнадежными блокировками, сделала солидный взнос в пользу фонда Free Wheelchair Mission (некоммерческая фирма, в задачу которой входит забота об инвалидах, не имеющих средств для покупки инвалидного кресла). По мере того, как мы узнавали подробности об этом благородном начинании, в душах зрело желание и самим приложить свои силы. А в результате своими глазами увидеть, как люди обретают свободу передвижения. Вот, собственно, я и перечислил все причины, по которым наша компания присоединилась к местному Oaxaca 4x4 Club и представителю ARB. Цель – доставить 38 инвалидных кресел в отдаленные поселения штата Оаксака, а заодно и провести исследование засушливого бездорожья самого южного штата Мексики.

Там, где нет тротуаров

В этой части планеты, как и во многих других странах «третьего мира», вопросы медицинской помощи встают со всей остротой. Если ребенок рождается калекой, или фермер теряет ногу в результате несчастного случая, даже самые простые действия (встать с кровати и дойти до ванной) превращаются в серьезную проблему. Всемирная организация здравоохранения подсчитала, что в бедных и развивающихся странах более 130 миллионов инвалидов проводят свою жизнь в ежедневной изнурительной борьбе за существование, поскольку у них отсутствуют даже самые простые приспособления. И удивляться здесь особенно нечему – в регионах, где средний доход составляет не более двух долларов в день, покупка кресла-каталки ценой в 300 долларов представляет собой несбыточную мечту. И вот на сцену выходят доктор Дон Шендорфер и основанная им компания Free Wheelchair Mission. Идея «дарить людям подвижность» пришла ему в голову уже достаточно давно – в 1977 году, причем произошло это во время поездки в Марокко, где он увидел женщину-инвалида, в буквальном смысле слова ползущую через дорогу. Именно в этот момент Дон Шендорфер дал самому себе слово, что обязательно предпримет определенные шаги в этом направлении. Идея вызревала долгие годы, пока в 2002 году не оформилась в создание фонда Free Wheechair Mission… К настоящему времени фонд подарил способность перемещения в пространстве 53 тысячам человек в 43 странах! Но сначала ему пришлось поработать над тем, чтобы сделать инвалидные кресла дешевыми, надежными и способными передвигаться там, где нет ни тротуаров, ни асфальтовых дорог.

Надежды маленький оркестрик…

Когда мы прибыли в Санто Доминго, наш проводник Пако Монтеро (сотрудник аппарата губернатора) осведомился у местного алькальда, сколько инвалидов в поселке нуждается в бесплатных креслах. Ответ нас буквально ошеломил – в поселке с населением в несколько сот душ таковых насчиталось аж тридцать восемь человек! К тому моменту, как наш пропыленный конвой добрался до местной иглесии (церкви), там уже собралось все местное население. Маленький духовой оркестр сопровождал торжественными мелодиями вручение кресла каждому очередному счастливцу. Затем Дэйв Дэй, представляющий в нашем караване милосердия экспортную компанию Specialty Coffee и ассоциацию Growers First (эта ассоциация оказывает помощь местным сельхозпроизводителям в получении надлежащих сертификатов на их продукцию), произнес по-испански короткую, но прочувствованную речь: «Мы не смогли бы привезти вам эти кресла без помощи множества людей по всему миру и таких компаний, как ARB».

Нехитрые устройства

Весь остаток дня мы провели, собирая инвалидные кресла и помогая их новым владельцам освоить эти нехитрые устройства. Приходилось даже устраивать показ их возможностей. Ну а завершилось все по мексиканской традиции – обедом с поджаренной на огне козлятиной.

Спустя двадцать четыре часа, пополнив наши запасы сорока креслами, мы отправились в следующую деревню, расположенную в пятидесяти милях западнее Санто Доминго. Там среди получателей наших подарков были маленькие дети и старики. Их объединяло одно – они привыкли жить в постоянной борьбе с проблемами, которые находятся просто за пределами понимания человека из благополучной страны.

Через два дня и после множества благодарных улыбок мы направлялись обратно в Оаксаку. Местный клуб Oaxaca 4x4 пригласил нас опробовать местные внедорожные маршруты.

Пониженный ряд

Звучит гонг, означающий начало офф-роуд-игры… Ранним утром мы стоим в начале маршрута, а теплое южное солнце тем временем щедро заливает склоны гор к востоку от города. Снижаем давление в шинах, переключаемся на пониженный ряд, и Даниэль Хернандес решительно направляет свой внедорожник в песчаную местность, которую здесь называют «арройо». Его примеру следовала вся наша колонна, состоящая из 15 машин.

В этих диких местах не часто встретишь автомобиль марки Jeep, не говоря уже о новеньких Jeep Rubicon, которых в нашей колонне начитывалось целых четыре штуки! Оставшуюся часть «автопарка» представляли изрядно побитые жизнью CJ5, Wagoneer, YJ и один Grand Cherokee. Когда тропа сузилась до такого состояния, что камни начали царапать борта, самые крупные машины свернули на объездную дорогу, с тем чтобы присоединиться к группе у начала каньона. Что же до более юрких машин, то их пилоты провели остаток дня, протискиваясь меж скал вверх по высохшим водопадам и поражаясь размеру колючек у окружающих тропу растений. Все шло просто замечательно. И если в начале пути мы еще испытывали трудности общения из-за языкового барьера между «гринго» и хозяевами, то последующий переход на международный язык жестов сделал свое дело, и вскоре обе стороны обрели полное джиперское взаимопонимание. Ну а к вечеру, когда мексиканскую пустыню расчертили длинные тени от возвышающихся над ней кактусов, последний автомобиль уже выбрался на плато.

Отдельная благодарность

В заключение мне хотелось бы сказать огромное спасибо всем принявшим участие в этом проекте по программе Free Wheelchair Mission, а именно ARB, Growers First, Poco Lopez, а также администрации губернатора штата Оаксака. Отдельная благодарность парням из 4WHEELTEAM Off Road Store и Oaxaca 4x4 Club за то, что они были столь гостеприимными хозяевами. Скажу честно, без их помощи нам бы просто не удалось осуществить наш рейд милосердия. Ну а всем тем, кто хочет присоединиться к подобным благотворительным программам или сделать посильный финансовый взнос, мы предлагаем посетить сайт Free Wheelchair Mission

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 ноябрь-декабрь 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты