Большая пустынная гонка

Обзор «Дакара» и интервью с гонщиками

Краткий обзор результатов самого известного и тяжелого раллирейда планеты « Дакар». Основное внимание, конечно же, уделено российским экипажамучастникам.

Простому обывателю самым близким транспортным средством давно и прочно стал автомобиль, поэтому именно к легковому и грузовому зачетам было приковано максимальное внимание зрителей. А россиянам особенно интересен грузовой зачет, ведь фаворитом в нем считается отечественная профессиональная команда « КамАЗ-мастер» (кстати, единственная заводская в зачете грузовиков). Как и в прошлые годы, на старт вышло пять машин. Смена поколений в команде практически завершена, из «стариков» среди пилотов не осталось никого, лишь штурман Айдар Беляев продолжает выступать вместе с Айратом Мардеевым (сыном бессменного в течение многих лет пилота грузовика быстрой техподдержки Ильгизара Мардеева). В составе команды — победитель «Дакара» Эдуард Николаев и ставшие уже известными пилотами Андрей Каргинов, Антон Шибалов и Дмитрий Сотников. Легкой игры с голами в одни ворота не получилось — соперники тоже хорошо подготовились. Лидировавший на первых спецучастках Айрат Мардеев упал на бок в русло пересохшей речки и не только потерял все шансы на победу, но и из-за некстати отключившегося прибора GPS был вообще снят с гонки. А у его ближайшего соперника Жерара де Роя вычли двадцать минут «за оказание помощи», хотя и свидетели, и появившиеся вскоре в Интернете видеоролики показывали: голландец просто застрял неподалеку от КамАЗа. Этот случай надолго определил лидирующее положение де Роя — со 2-го по 10-й спецучасток он возглавлял грузовой зачет. Андрей Каргинов неуклонно догонял голландца, и наконец за три СУ до финиша лидер сменился. Напомним, что на первые два этапа Каргинов выходил с высокой температурой, да и после недавнего перелома ноги он оправился незадолго до отправки на гонку. Результат — первое место у экипажа Андрея Каргинова, Андрея Мокеева, Игоря Девяткина. Второе место у Жерара де Роя, а третье — у экипажа Эдуарда Николаева, Евгения Яковлева, Владимира Рыбакова. На четвертом месте Дмитрий Сотников, на пятом — Антон Шибалов, т. е. четыре из пяти мест — у «КамАЗа». Нельзя не отметить и 11-е место белорусской команды «МАЗ» (пилот — Сергей Вязович) — это прекрасный результат для команды, только недавно начавшей выступать на ралли-рейдах.

В легковом зачете в этом году команда России была представлена как чисто отечественными экипажами, так и смешанными. Вместе с польским пилотом, обладателем Кубка мира 2013 года Кшиштофом Холовчицем, принял участие штурман Константин Жильцов, занявший третье место на прошлогоднем «Дакаре». Экипаж выступил на автомобиле Mini за команду X-raid и завоевал высокое шестое место. В составе той же команды выступил Владимир Васильев со своим бессменным штурманом гражданином Украины Виталием Евтеховым. Их экипаж замкнул десятку сильнейших в легковом зачете.

На семнадцатом месте расположился экипаж, состоящий из казахского гонщика Айдина Рахимбаева и знаменитого российского штурмана Владимира Демьяненко, на пикапе Toyota Hilux. Тридцать шестая позиция также у смешанного экипажа — Антона Григорова и латыша Мариса Сауканса.

Лучший чисто российский экипаж в составе Артёма Варенцова и Дмитрия Павлова занял тридцать восьмое место в легковом зачете. Сорок девятое место у Романа Брискиндова и Константина Мещерякова. Замыкают список финишировавших российских экипажей Павел Логинов и Игорь Петенко, занявшие на своем маленьком багги категории Т3 пятьдесят девятое место в общем автомобильном зачете. Другие российские экипажи не смогли финишировать. Леонид Огородников и Антон Николаев, Сергей Савенко и Денис Мальцев, Илья Кузнецов и Роман Елагин, к сожалению, сошли по разным причинам в течение гонки.

Итоговый подиум автомобильного зачета заняли автомобили Mini. Первое место у испанца Марка Ромы, второе — у француза Стефана Петранселя, а на третьем месте катарец Нассер альАттия.


Павел ЛОГИНОВ

Пилот команды 4-Rally, мастер спорта по раллирейдам, обладатель Кубка России — 2006, чемпион России — 2013, бронзовый призер ралли-рейда « Дакар-2014» в категории «Т3 автомобили»

Расскажите, пожалуйста, немного о себе и о своем пути в автоспорте до «Дакара».
     — Этот « Дакар» уже четвертый в моей спортивной карьере. В 2007 году ставший для меня первым « Дакар» был последним, проводившимся в Африке, после этого гонка переместилась в Южную Америку. Участвовать в ралли-рейдах я начал в 2004 году, в 2006 завоевал свою первую серьезную награду — Кубок России, но опыта выступления на международных ралли-марафонах у меня тогда не было. И вот мой штурман Алексей Кузьмич увидел в Интернете объявление о том, что продается горячая путевка на « Дакар». Решение было принято мгновенно, и мы после четырех месяцев подготовки поехали на старт гонки. Я познакомился с совершенно уникальным человеком, Леонидом Николаевичем Майоровым. Он помог нам все организовать. Тогда, 7 лет назад, наша гонка прошла очень успешно и мы благополучно финишировали. В этом году мое участие в гонке также стало отчасти спонтанным. Я, безусловно, очень хотел поехать, но до последнего не был уверен, что получится. Но тут Эдуардо Бланко, менеджер испанской спортивной команды «Хаттон рейсинг», с которой я в последнее время плотно сотрудничаю, сделал мне очень заманчивое предложение — принять участие в новой категории, в первый раз появившейся в гонке. До этого на квадроциклах «сайд-бай-сайд» я не выступал. Предложение меня очень заинтересовало тем, что технические характеристики участвующих в зачете машин примерно одинаковы и, значит, многое зависит от гонщика. К тому же конкуренция в этом классе на данный момент невелика и появляется реальная возможность заехать на подиум. Я снова принял решение достаточно быстро. Предложение было сделано мне в сентябре, а уже в декабре мы поехали на гонку. Это было отчасти авантюрным решением, так как ни одной гонки до этого мы на данной машине не проехали и опыта у нас не было.

Павел, расскажите, пожалуйста, о том, как вы готовились к «Дакару», и о первых эмоциях от управления вашим новым автомобилем.
     — Перед гонкой мы прошли серию тестов в Марокко, Испании и Ливии. До этого я соревновался на совершенно разных автомобилях, удалось попробовать категории «Продакшн» и «Суперпродакшн», даже багги, но эта машина оказалась совершенно другой во всем. Она позволяет очень многое, едет практически на вертикальные стены, идет по любым пескам, за счет хорошей развесовки отлично прыгает, при этом очень управляема и маневренна. Машина понравилась сразу, но ко многому нужно было привыкнуть, например к тому, что ты едешь в открытом каркасе. Основной недостаток всплыл уже во время гонки, им стала низкая максимальная скорость, но это не сильно испортило нам жизнь, так как у всех автомобилей в классе был аналогичный порок.

Вы остановили свой выбор на Can-Am Maverick. Почему именно он?
     — Изначально предложение делалось об участии именно на Can-Am, так как мы выступали при поддержке и от имени аргентинского представительства завода. Он же помог с бюджетом. Так что никаких мук выбора не было, а было просто предложение, на которое я откликнулся. Если же говорить о плюсах и минусах тех или иных марок, то все машины, участвовавшие в «Дакаре», имели примерно равные характеристики. Скорее всего, победители гонки поработали с моторами своих Polaris, увеличив мощность до 120 л.с. В нашем же Can-Am был установлен штатный мотор мощностью 101 л.с., но преимущество Maverick — в его подвеске, и на сложных участках мы конкурентов обгоняли. К сожалению, наша машина была построена прямо перед загрузкой на паром и по ходу гонки вылезли досадные технические огрехи, с которыми нам пришлось бороться, что и откинуло нас в хвост канала. Ко второй половине гонки нам удалось устранить проблемы, и мы смогли показать неплохие результаты. В целом машина очень понравилась и показала себя надежной. У нас не было проблем с основными узлами и агрегатами.

Павел, вопрос по самой трассе. Как вам « Дакар» этого года?
     — По мнению всех участников, « Дакар» этого года был сложнее предыдущих. И в первую очередь за счет труднопроходимых участков. При этом протяженность как дорожных секций, так и спецучастков была выше. Для нас дополнительной трудностью стало то, что из-за технических проблем мы по несколько часов теряли на ремонте во время прохождения спецучастков, поэтому каждый день и стартовали, и финишировали в конце канала, вместе с большими грузовиками-техничками, соответственно трасса была сильно разбита и нарезана колеями по колено. Поэтому для нас это был скорее офф-роуд, чем гонка на скорость. Теперь же, когда все позади, я могу сказать, что даже в такой ситуации можно ехать и финишировать на «Дакаре». Самым трудным в гонке для нас стали физические нагрузки. Изза постоянных ремонтов первые два спецучастка мы практически не спали. Финишировали под утро, за час устраняли накопившиеся неисправности и выходили на старт следующего спецучастка. А еще организаторы гонки из года в год во время одного из первых спецучастков устраивают так называемый «супердень», когда с виду совершенно обычный спецучасток на поверку оказывается ужасной трассой. В этом году такое случилось на второй день. Когда в Неуле сошло больше сорока автомобилей, мы заночевали в песках. Вокруг нас «сидело» несколько десятков автомобилей. Мы не стали рисковать и ехать ночью, поэтому отправились с рассветом и смогли выбраться из песков. Поэтому первая часть гонки для нашего экипажа ассоциировалась с постоянным недосыпом и физической усталостью, особенно трудным стал пятый спецучасток, за пять дней в общей сложности мы спали не больше шести часов. Стояла жара под 60 градусов, и мотоциклисты и квадроциклисты собирались группами в любой найденной тени, те же, кому не доставалось места, лежали близ своих мотоциклов и квадриков. Людей эвакуировали вертолетами. Была очень сложная ситуация, ставшая для нас переломным моментом. Мы выдержали, проехали этот спецучасток и привычно финишировали ночью. Дотянули до дня отдыха и смогли наконец отоспаться. А затем все как-то нормализовалось. На «Дакаре» всегда так. Если доехал до дня отдыха, то показал, что и ты сам, и твоя машина готовы, что ты втянулся в некий спортивный ритм.

Несмотря на все трудности, вы смогли не только добраться до финиша, но и взойти на подиум, заняв третье место в своей категории. Чувствовали ли вы поддержку российских болельщиков во время гонки, и как вас встречали на родине по возвращении?
     — Во время самой гонки свободного времени практически не оставалось, часто не было возможности даже позвонить, и я ограничивался тем, что писал СМС, чтобы хоть как-то держать близких в курсе происходящего. Но когда я вернулся домой и зашел в Интернет, то осознал масштабы нашей поддержки. Была создана огромная группа в фейсбуке, где писалось по несколько сотен сообщений во время прохождения каждого спецучастка. Это было очень приятно. И я считаю, что мы благополучно финишировали не только за счет наших физических усилий, но и благодаря поддержке болельщиков.

Павел, каковы ваши планы на будущее и примите ли вы участие в гонке « Дакар-2015»?
     — Конечно же, я планирую принять участие в следующем «Дакаре», но это зависит от ряда факторов. С кем ехать, на чем. Сейчас мы ведем переговоры с компанией Can-Am, им очень понравилось наше выступление, и они хотят видеть нас в качестве пилотов своей команды в 2015 году. Если мы достигнем договоренностей, то в течение года будем «учить машину ездить», поработаем над технической составляющей, увеличением надежности, организуем несколько тестовых выездов. Также в планах проехать ралли-рейды «Шелковый путь» и «Марокко», и тогда в следующем году уже попробуем побороться за первое место.


Сергей КАРЯКИН

Чемпион России — 2010 в классе ATV, седьмое место в категории Quad на «Дакаре-2014»

Сергей, расскажите немного о себе и о своем пути в автоспорте.
     — Мне 23 года. Женат, есть ребенок. В прошлом году закончил университет по специальности инженер — проектировщик газотурбинных и газоперекачивающих комплексов. Первый квадроцикл появился у меня в 13 лет. Я очень увлекся им и каждый день катался вокруг дома. Тогда же, в 13 лет, принял участие в своей первой гонке и выиграл ее. Когда мне исполнилось 16 и я сдал на права, то начал участвовать на квадроцикле в чемпионатах России и в 2010-м стал чемпионом. В следующем году я стал выступать на чемпионате мира по ралли на автомобилях и стал «быстрейшим пилотом «Субару» в мире. В 2012 году закончились деньги, но я продолжал выступать в соревнованиях на квадроциклах. Сама идея принять участие в протяженной южноамериканской гонке пришла зимним вечером, и я начал искать команду, в составе которой можно бы было выступить на соревновании за адекватные деньги. Скопив требуемую сумму, я принял участие в гонке этого года.

Как осуществлялся процесс доставки транспорта на старт гонки?
     — Процессом доставки полностью занималась команда, а вообще доставка входит в стоимость взноса. Единственное, что требуется от участника, это привезти свою технику в Париж и погрузить на судно.

Расскажите немного о квадроцикле, на котором вы прошли « Дакар».
     — Так как это был мой первый опыт участия в раллирейде « Дакар», то в подготовке квадроцикла пришлось полностью довериться команде, но она промахнулась в некоторых пунктах. Например, размер радиатора был слишком мал. Развесовка также была далека от идеала, что привело к очень большой нагрузке на руки и переднюю подвеску. До «Дакара» я много выступал на соревнованиях среди квадроциклистов, но это нельзя считать подготовкой, потому как ни класс квадроцикла, ни тип покрытия и близко не подходили к тому, с чем я столкнулся на «Дакаре», оказавшись на заднеприводной машине среди гравия и песка вместо традиционного полного привода, травы и грязи.

Насколько сложной оказалась трасса гонки?
     — Основная сложность трассы, пожалуй, была в том, что ее протяженность составляла 9600 км и каждый день приходилось проезжать около 700 км. Часто дорога проходила по руслам рек, усыпанным камнями, а высоты доходили до 6 тыс. м. К тому же я никогда раньше не ездил по дюнам и по фирменным пескам «Дакара» — «фэш-фэш». Этот песок очень легок и подвижен. Заезжаешь в него и тонешь, как в воде. Сами организаторы признали, что « Дакар» этого года стал самым сложным за всю его историю. И мне лично тоже показалось, что трасса была достаточно трудной для того, чтобы получить удовлетворение от самого факта, что финишировал.

А все же что стало самым трудным на «Дакаре»?
     — Стояла ужасная жара. Температура доходила до 55 градусов по Цельсию. По утрам я просыпался в холодном поту и меня трясло. Наверное, именно это страшное пекло и было для меня самым тяжелым испытанием.

Чувствовали ли вы поддержку болельщиков, и как вас встречали дома?
     — Конечно же, я чувствовал поддержку и очень благодарен всем тем, кто за меня болел! А встретили дома очень тепло. Мне было приятно, что столько людей переживали за меня и интересовались моим результатом на этой поистине эпической гонке. Надеюсь, что в следующем году меня будут поддерживать еще сильнее, чтобы я мог показать лучший результат.

Спасибо за интервью, Сергей. И в завершение поделитесь с читателями нашего журнала своими планами на будущее.
     — Планы традиционны для спортсмена. Проехать два серьезных ралли, чтобы подготовится к «Дакару-2015», в котором я, конечно же, очень надеюсь принять участие. А если мне удастся выиграть « Дакар» в зачете ATV, то в моих планах пересесть на машину и участвовать в очередном эпическом ралли-рейде на ней.

текст: Алексей МЕНЬШЕНИН, Лёня НЕМОДНЫЙ
фото: Михаил ЛАСТОЧКИН, « КамАЗ-Мастер», X-raid, Toyota, Maindru

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты