То, чего не может быть

Полноприводный «Иж» на пути от социализма к капитализму

Отечественные дороги от социализма к капитализму, как мы помним, были совсем не гладкими, а порой и вовсе являлись настоящим бездорожьем. Преодолеть его пытались все наши автозаводы, создавая самые разные, порой причудливые, конструкции. Одна из них – полноприводный «Иж-2126».

Внаше время два десятилетия — это почти век! У кого в первой половине 1990-х были мобильные телефоны? Мы, радуясь невиданному техническому прогрессу, смотрели фильмы на видеокассетах, не представляли себе, что такое iPad, а тольяттинская «девятка» была мечтой для многих, даже для тех, кто сегодня вспоминает ее с презрением. Но в то же время охаянные теперь так называемые лихие девяностые были эпохой творческих порывов и надежд, пусть чаще всего и наивных. Причем, признаемся, надежды эти питали не только тех, кто все-таки пытался что-то делать, но и тех, для кого предпринимались эти попытки.

Ижевский автозавод не исключение. Хотя и в советские времена он был, пожалуй, самым несчастным из всех автомобильных заводов. Ведь предприятие подчинялось не Минавтопрому, а ведомству, для которого танки и прочая стреляющая техника были куда важней легковых автомобилей. Даже запуск в производство модификаций «Москвича-412», фургона и хетчбэка, ижевцы пробили с большим трудом. А уж принципиально новые модели 1960-х — 1970-х, в том числе полноприводный «Иж-14», так и остались в единичных опытных образцах.

Первая по-настоящему новая серийная модель завода, «Иж-2126», шла к конвейеру долго и мучительно. Ее создавали как дешевый автомобиль классической компоновки (тогда казалось, что именно она лучше всего подходит для наших дорог и бездорожья), максимально унифицированный с серийным «412-м». В результате, правда, от «Москвича» остался, по сути, лишь двигатель. Первый прототип был готов в 1982 году, но мелкосерийное производство «Иж-2126 Орбита» начали только в 1990-м.

Страна, в которой это произошло, была уже совсем другой. Поначалу дешевый автомобиль вызвал заметный интерес у не самых обеспеченных покупателей. Но ситуация очень быстро изменилась: небогатые стремительно превращались в бедных, а те, кому удавалось разбогатеть, смотрели в сторону более престижных отечественных, а то и импортных машин. В середине 1990‑х завод, понаделав некомплектных автомобилей, практически встал. Но именно в те годы в Ижевске с удивительным упорством начали создание модели, которая, по крайней мере теоретически, могла бы оживить предприятие. Ну или хотя бы помочь этому.

«Ода» четырем ведущим

В те годы автомобиль еще звали «Орбита». «Одой» он стал в самом конце 1990-х, когда новые хозяева всерьез взялись за возрождение завода. А пока ижевская тюнинговая компания «НормаАвто» начала работы по полноприводной версии «Иж-2126». Подобных фирм в те годы по всей стране расплодилось немало. Они в той или иной степени успешно предлагали улучшенные варианты стремительно стареющих морально отечественных моделей.

Идею привязки к кузову «Иж-2126» заднего, переднего или полного привода закладывали еще на стадии проектирования машины. На заводе были апологеты машин со всеми ведущими колесами, в том числе тогдашний заместитель главного конструктора А. С. Кондрашкин, некогда создававший, кстати, трансмиссию для «Иж-14». Интерес к полноприводным автомобилям в стране всегда был велик и постоянно подогревался и климатом, и нашими так называемыми дорогами. А купить простой обыватель мог лишь тесную и прожорливую «Ниву» или еще более прожорливый, при этом ломкий и некомфортный, «уазик». Зато в потоке иномарок, хлынувших в страну, все больше появлялось машин со всеми ведущими. Это тоже вдохновляло инженеров начала 1990-х.

Итак, примерно в 1990-м к мотору УЗАМ или ВАЗ и стандартной омской коробке передач пристыковали оригинальную «раздатку» без понижающей передачи. Учитывая опыт эксплуатации «Нивы» с ее вечными и практически неизлечимыми вибрациями, между коробками поставили жесткий тоннель. Сзади стоял стандартный жесткий мост, спереди к подрамнику прикрепили редуктор «Нивы» с нивовскими же укороченными приводами. Вся эта нехитрая, в общем, конструкция вполне успешно поехала, что и вдохновило ижевских инженеров на ее совершенствование.

В поисках достойного двигателя, способного прилично ускорять полноприводный автомобиль, помимо ВАЗ-2106 пробовали 1,7-литровый 76-сильный карбюраторный агрегат «Нивы», а также 1,8-литровый двигатель ВАЗ-2130 мощностью 80 л.с. (его ставили на мелкосерийные удлиненные ВАЗ-2131). Пробовали даже мотор ВАЗ-21084 от семейства «Самара». Этот 84-сильный 1,6-литровый агрегат малыми партиями выпускало опытное производство ВАЗ. На «Иже» его поставили продольно.

Передаточные числа коробки для полноприводной машины надо было менять. Главные пары переднего и заднего редукторов сделали одинаковыми — 3,9, до этого сзади была пара 4,22. В передних приводах применили шарниры от ВАЗ-2108.

Работали одновременно в двух направлениях, предполагая как дорожную (эдакий российский Subaru), так и более серьезную, чем первые прототипы, внедорожную версию. Испытывали диф- ференциалы повышенного трения и даже виско-муфту, спроектировали и построили раздаточную коробку с понижающей передачей 1:2,135.

Как и многие другие создатели тюнинговых версий отечественных автомобилей, ижевские конструкторы столкнулись с очевидной в общем-то проблемой. Отечественные агрегаты массово страдали ненадежностью, которая, вполне естественно, возрастала с усложнением конструкции. И все же казалось, что до полноценного отечественного легкового Quattro осталась всего пара шагов. Как их было не сделать?

От простого к сложному и обратно

В 1998-м «Норма-Авто» построила автомобиль со 130-сильным двигателем Hyundai. Пробовали как штатную коробку передач, так и агрегат Toyota RAV4. Автомобилю, развивавшему 180 км/ч, нужны были соответствующие тормоза. Поставили дисковые от ВАЗ-2108 на все колеса. Автомобиль на 14-дюймовых шинах, с оригинальной задней независимой многорычажной подвеской имел дорожный просвет 145 мм, т. е. был не вседорожником, а скорее кроссовером. В прессе стали писать о российском Subaru. Вот только цена приблизилась к «иномарочной», с совсем не иномарочным кузовом и комфортом.

Правда, параллельно дорабатывали куда более земные варианты с вазовским силовым агрегатом от «Нивы» и задними барабанными тормозами, а также еще более простую модификацию с серийным задним мостом. Интерес к машине увеличивался. В России иметь недорогой полноприводный автомобиль хотят многие. Тут-то завод и взялся за продвижение «Иж-2126» с колесной формулой 4х4.

Эта модификация призвана было стать если не спасением, то уж точно сильной подмогой заводу. Тем более что помимо хетчбэков он готов был выпускать пикапы, а чуть позже и универсалы (впервые появившиеся, кстати, еще в советские времена). Всем было ясно, что недорогой серийный автомобиль с импортными силовыми агрегатами — утопия, поэтому завод анонсировал машины на отечественных узлах, зато сразу три модификации.

Базовым, самым простым и дешевым, был «Иж-2126-060» с «раздаткой» без понижающей передачи и карбюраторными моторами УМПО (УЗАМ)-331 или ВАЗ-21213. Версию «2126062» оснащали двигателем ВАЗ-2016 и понижающей передачей. Наконец, заявили и модификацию «Иж-2126-063» на 14-дюймовых колесах с задней независимой подвеской и впрысковым мотором ВАЗ объемом 1,8 л мощностью 84 л.с. Эта версия, как и полноприводные пикапы с двигателями ВАЗ-21213 и дизельным 63-сильным ВАЗ-343, производство которого пытался наладить завод «Барнаултрансмаш», входящий в ту же группу, что и «Ижмаш», в продаже, правда, так и не появилась, в отличие от двух первых. В начале 2000-х, после возрождения производства новыми хозяевами завода, их вполне можно было купить.

По сравнению с «Нивой» ВАЗ-21214 «Иж» немного выигрывал в управляемости и примерно столько же проигрывал в проходимости. У машин появились первые покупатели. Увы, подъем ижевского предприятия длился очень недолго.

«Ода» спета

Пока мы мучительно решали, стоит ли широко внедрять впрыск или еще поездим с карбюраторами, а тюнинговые фирмы пытались облагородить не самые совершенные конструкции 20-лет- ней давности, не только мировой автопром, но и наша жизнь стремительно ушли вперед.

Уже в середине 2000-х спрос на ломкие, некомфортные, да и просто безнадежно устаревшие «Ижи» резко упал. И удержать его не могли ни универсал, ни эксперименты с полным приводом, ни самый причудливый тюнинг. Автомобили семейства «2126/2717» не выдерживали конкуренции даже с продукцией ВАЗа. Ну а в классе дешевых полноприводных автомобилей появилась куда более современная «Шевроле- Нива». В общем, автомобили «Иж», как и московские, а чуть позже и горьковские собратья по советской конструкторской школе, стали историей…

Пройдет еще немного лет, и полноприводными «Ижами», вероятно, заинтересуются коллекционеры. Ведь эти машины — документы эпохи, воспоминание о смутном, сложном и тяжелом времени разрухи и светлых надежд, воровства и грандиозных, пусть и наивных, планов и проектов…

Технические характеристики
Масса снаряженная/полная, кг1080/1480
Длина/ширина/высота, мм4068 / 1660 / 1450
Колесная база, мм2470
Колея спереди/сзади, мм1420/1420
Дорожный просвет, мм160
Размерность шин175/70 R13
ДВИГАТЕЛЬ
Тип и количество цилиндровБензиновый, P4
Рабочий объем, см31596
Мощность, л.с./кВт при об/мин75/55 при 5400
Крутящий момент, Нм при об/мин 116 при 3200
Коробка передачМеханическая 5-ступенчатая, раздаточная 2-ступенчатая
Тип полного приводаПостоянный
Максимальная скорость, км/ч140
Расход топлива, л/100 км8,5/10,5

Дети перестройки

В 1990-х полноприводные автомобили на базе отечественных легковых моделей пытались делать многие фирмы. С 1998-го тольяттинская компания «ЛадаКонсул» мелкосерийно выпускала семейство «Тарзан» с кузовами ВАЗ-2108/2109 «Самара». Автомобиль имел оригинальную раму, узлы «Нивы». Предлагали моторы 1,7 л, 76 л.с., и 1,8 л, 80 л.с. Позднее ВАЗ мелкосерийно строил полноприводные версии универсалов ВАЗ-2111. Долгие работы завода «Москвич» (АЗЛК) по полному приводу, начатые еще в 1980-х, привели лишь к постройке отдельных экземпляров удлиненных седанов «Калита» и «Князь Владимир», а также мелкосерийных пикапов на базе серийных «Москвич-2335» и «233521» с двойной кабиной. Тюнинговые полноприводные «Волги», как правило, базировались на узлах УАЗ. Некоторые фирмы предлагали в том числе и импортные силовые агрегаты.


текст: Сергей КАНУННИКОВ
фото: из архива автора

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 февраль 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты