К самому югу Евразии

На классических внедорожниках — через джунгли Лаоса, Тайланда и Малайзии

Спустя 37 дней с момента старта из Москвы, преодолев более 16 тыс. км через самые разнообразные природные зоны и ландшафты, мы стоим на самом краю материка и пытаемся осознать, как же хрупок и прекрасен наш мир. Наверное, в такие минуты особенно остро осознаешь, что такое счастье.

Граница КНР и Лаоса словно вернула нас на три недели назад, в тот день, когда мы въезжали в Китай из Казахстана. Большой, помпезный пограничный комплекс Поднебесной, компьютеры, электронная очередь, автоматизированные пограничные процедуры. Но вот шлагбаум китайской стороны опустился за нами, и мы оказались на небольшой поляне в джунглях с парой зданий типа «сарай». Все, мы в Лаосе! Никакого шлагбаума, обозначенных направлений въездавыезда, пункта пограничного пропуска. Правда, впереди виднелся вооруженный патруль и укрепленная огневая точка. Языковой барьер здесь оказался выше, чем в Китае. Однако мы предвидели такую ситуацию и еще в Москве, планируя маршрут, заказали для прохождения границы специального гида. В руках опытного человека процесс сразу ускорился. В результате для получения штампа в паспорте о въезде на территорию Лаосской НародноДемократической Республики нам не понадобилось даже личное присутствие: гид быстро заглянул во все три окошечка деревянных приграничных построек, о чем-то поговорил с офицерами, энергично жестикулируя и размахивая руками, и дал нам знак: поехали! Впереди было 240 км до границы с Таиландом.

Гражданину России для кратковременного пребывания в Лаосе виза не нужна. То же самое и с Таиландом, и с Малайзией.

Лаос за один день

Мы въехали в одну из беднейших стран Юго-Восточной Азии. Разительный контраст с Китаем буквально во всем. Деревянные дома, поднятые на сваях высоко над землей, с крышами, покрытыми листьями бамбука. Сами же лаосцы своим внешним видом, загаром и одеждой сильно напоминают жителей какой-нибудь африканской страны.

Температура за окном уверенно обосновалась выше отметки в 35 градусов — теперь уже до конца путешествия нашим постоянным спутником будет тропическая жара вкупе с высокой влажностью воздуха и почти ежедневными дождями. Эх, где ты осталась, прохлада тибетских перевалов?! Джунгли вокруг нас становились все гуще и выше. Многоэтажные заросли разного рода тропической растительности здесь почти непроходимы, много вывороченных, сломанных деревьев, покрытых мхом и какими-то неведанными наростами. Продвижение затрудняют вьющиеся и колючие растения, окружающие высокие деревья. Местами чаща становится совсем непроходимой, местами редеет, но почти нигде лес не просматривается дальше чем на 50 м.

Население Лаоса составляет всего 6,5 млн человек и сосредоточено в основном в районе столицы. Северный же Лаос предстал пред нами довольно малонаселенной страной с практически дикой первозданной природой, очень мало тронутой человеком. Но план, график и маршрут гнали нас вперед. Для нормального знакомства с Лаосом одного-двух дней все равно мало, а у нас в резерве не было и их. Делать специальную остановку на ночевку, заправляться, менять деньги, даже обедать на территории Лаоса не входило в наши планы: граница с Таиландом закрывалась в 4 часа дня и мы планировали успеть пересечь ее в тот же день. В результате, решив как-нибудь еще сюда вернуться, мы стремительно пронеслись по территории страны и выехали к берегу Меконга — великой реки Азии, берущей начало на Тибетском плато и впадающей в Южно-Китайское море. Граница между Лаосом и Таиландом проходит в основном по реке, и пересечь ее нам предстояло на пароме.

Снова невообразимая суета и хаос, свойственные азиатским странам: крики множества людей на непонятных языках, отчаянная жестикуляция. И вот мы уже пытаемся отвалить от берега на довольно хлипкого вида пароме. Никакого досмотра машин! Ни одного человека в форме, никого хоть скольконибудь похожего на официального государственного представителя. Паром многократно перегружен, наши машины, в нарушение всех мыслимых правил безопасности, просто висят на откидном борту, а сама основная платформа плотно заставлена грузовиками. В результате слабенький буксир никак не может справиться с сильным течением, и мы несколько раз чудом чуть не врезаемся то в берег, то в другой паром! Видимо, это и есть неповторимый азиатский колорит. В довершение ко всему мы вдруг замечаем, что нашего гида нет с нами — он вместе со всеми паспортами должен приплыть на другую сторону Меконга чуть позже, на пассажирской лодке. Веселенькое пересечение границы!

Королевство Таиланд

Спрыгнув с довольно высокой ступеньки парома в самую настоящую грязь, наши экспедиционники браво въехали в арку с надписью Welcome to Thailand. Владельцы легковых автомобилей, безнадежно буксуя в отчаянных попытках выехать из жидкого месива, с нескрываемой завистью смотрели нам вслед. Получив в документах штамп, обязывающий нас покинуть территорию страны до ноября 2555 (!) года (время здесь исчисляется не от рождества Христа, а от смерти Будды), мы остановились на ночлег в небольшом отеле прямо на берегу Меконга. Это был незабываемый вечер! Один из тех, которые так красят дальние путешествия и придают им смысл. Во-первых, в Таиланде практически все довольно сносно говорят по-английски. Во-вторых, мы снова, первый раз за почти месяц пути, увидели вилки и ножи вместо ставших привычными палочек для еды, а в тарелках — знакомую европейскую пищу. Ну и наконец, мы были по-настоящему свободны: здесь с нами не было гида, согласованного маршрута, необходимости прибыть на ночевку в заранее забронированный отель. Мы были вольны ехать в любом направлении!


Национальные парки Таиланда

На территории Северного Таиланда находится множество национальных парков разного масштаба, и все они предлагают умопомрачительные виды, бесконечные пещеры и водопады, массу диких и прирученных животных (слоны, обезьяны и попугаи) и дороги, дороги... Путешествовать можно бесконечно, сервис достаточно развит, во всех парках есть обустроенный ночлег, заправки, рестораны, кафе. Вдоль дорог почти нескончаемой чередой идет торговля фруктами: бананы, манго, кокосы, много и экзотических для нас видов. В принципе, ничто не мешает остановиться и сорвать пару понравившихся плодов — они здесь растут буквально повсюду.

Чем ближе к границе с Мьянмой — бывшей Бирмой — тем больше военных патрулей и блокпостов. Это и понятно: из соседней страны, где уже который год неспокойно, в Таиланд проникают тысячи беженцев. К нам у военных нет интереса: проверка документов, удивление, как далеко мы забрались, и пожелание удачи. В одной из деревень встречаем бирманских модниц: совсем молодым девушкам на шею надевают кольца, которые растягивают шейные позвонки, делая саму шею тонкой и длинной. Чем длиннее шея — тем красивее считается девушка; правда, снять эти кольца уже нельзя — без них шея не способна сама удерживать голову. Но, как говорится, красота требует жертв...


Сквозь джунгли

Дорогу к Бангкоку — столице Таиланда — мы решили проложить подальше от скоростных магистралей. Наш путь проходил по северу страны, вдоль границы с Мьянмой. Снова за окнами пошли горы, высота время от времени превышала 1300 м, а сам пейзаж сильно напоминал лаосский. Удивляться здесь нечему: если верить навигаторам, наша дорога несколько раз пересекала государственную границу или шла буквально на расстоянии нескольких километров от нее. Здесь мы вдруг решили попробовать организовать ночлег на дикой природе. Найдя то ли узенькую дорогу, то ли широкую тропинку, мы лихо свернули в джунгли и остановились на небольшой полянке. Вечерело, вокруг нас уже был полумрак. Выйдя из машины, буквально через несколько секунд мы осознали, что весь лес вокруг нас живой: что-то шуршало, ухало, двигалось, кусты качались и шевелились! Прямо перед нами пробежал то ли муравей, то ли термит — длиною в несколько сантиметров. Ставить палатку в этом лесу как-то в момент расхотелось, и мы, не сговариваясь, бросились назад к машинам.

От океана до океана

Миновали Бангкок, город с населением 15 млн и самым длинным в мире полным названием, состоящим из 20 слов. Сейчас это быстро развивающийся мегаполис, претендующий на звание экономического центра региона и способный поспорить с Сингапуром и Гонконгом. Золотой храм, многочисленные и разнообразные статуи Будды, храм Утренней Зари, улицы и каналы города — есть что посмотреть. Мы же торопимся скорее продолжить свое движение на юг. В очередной раз покинув шикарные тайские автобаны, мы едем по узкой дороге, петляющей вдоль берега через бесконечные рыбацкие деревни. Это требует постоянного внимания — мартышки и вараны то и дело бросаются буквально под колеса. Улучив момент, съезжаем на песок и подбираемся к воде. Пусть это всего лишь Сиамский залив Южно-Китайского моря, но ведь оно относится к Тихому океану!

Как-то незаметно проскочили южную часть Таиланда и подъехали к границе с Малайзией. Переход границы снова занял не более получаса: приветственные улыбки пограничников, штамп в паспорт да пожелание счастливого пути. За окном появились указатели, написанные на латинице: малайзийская письменность, в отличие от тайской, базируется на латинском алфавите. На самом деле различий между двумя странами гораздо больше: Малайзия — мусульманская страна, со всеми вытекающими отсюда ограничениями и строгостями. Например, за наркотики здесь грозит смертная казнь и не важно, гражданином какого государства является преступник.

Первый пункт нашей программы — Андаманское море и расположенный на его берегу некогда английский колониальный город, а ныне респектабельный курорт Джоржтаун. Для нас же это еще одна знаковая точка — побережье Индийского океана. В декабре 2004 года мощное цунами понаделало здесь страшных дел! Но сейчас уже не видно никаких последствий. Связать в одной поездке два океана — сама по себе задача не из простых, добраться же на машинах из России своим ходом именно до Индийского — вдвойне сложно. В поисках дикого пляжа попадаем в мангровые заросли — здесь, в непосредственной близости от экватора, все совсем не так, как в привычных для нас средних широтах. Огромные корни деревьев не прячутся глубоко под землей в поисках воды, наоборот — корневая система мангровых деревьев возвышается над заболоченной местностью. Вода здесь повсюду. Только попав в Малайзию, начинаешь понимать, почему здесь так много связано с офф-роудом: огромное количество полноприводных автомобилей на дорогах, легендарная резина Simex и знаменитое на весь мир внедорожное приключение Rainforest Challenge... В сезон дождей потоки воды обрушиваются на землю практически каждый день, и глинистая красная почва не всегда успевает высыхать до следующего дождя. Здесь джип с серьезной внедорожной резиной и размером колес больше 36 дюймов это не спортивное увлечение или хобби, а суровая реальность фермера, который хочет попасть вечером домой.

И снова, теперь уже малайзийские, автобаны. Опять превосходное качество асфальта, шикарные развязки, понятная логика дороги.

На краю земли

Оставляем в стороне столицу Малайзии Куала-Лумпур. Мы вернемся в этот красивейший город буквально через пару дней, сейчас же сосредоточены на главной цели путешествия — мысе Пиай. Магистрали, шоссе и просто асфальтированные дороги, грунтовки и направления — все осталось позади. Справа и слева сквозь заросли банановых и кокосовых пальм начинает проступать океан. Голоса в рациях стихают: все словно завороженные смотрят на экраны навигаторов, на которых стремительно тают минуты северной широты. До экватора не более 130 км! Всё! 1 градус 16 минут северной широты — дальше дороги на автомобиле нет! Вокруг нас, впереди и справа, Индийский океан.

Через небольшой пролив виден остров-государство Сингапур, а за ним — Тихий океан. Напряженный, волнующий момент, ради которого мы и отправились в путь: континент Евразия, третья часть часть суши на планете Земля, лежит у нас за спиной.

Автонюансы

Всего дорога от Москвы до мыса Пиай в Малайзии составила 16 680 км. Из них по территории России — 2160 км, Казахстана — 2515 км, Китая — 7175 км, Лаоса — 235 км, Таиланда — 2930 км и Малайзии — 1665 км. Самое дешевое топливо оказалось в Малайзии — 18 руб. за литр солярки в пересчете на российские рубли, самое дорогое — в России (!!!) и Таиланде. Надо сказать, что все наши «легенды бездорожья» с честью выдержали непростой путь. Серьезных поломок или неисправностей не было ни у одной машины. Для «Тойоты», как и ожидалось, наибольшую трудность составили крутые затяжные подъемы высоко в горах. В условиях пониженного количества кислорода в воздухе атмосферный дизель многократно увеличивал расход солярки и отчаянно коптил — топливо полностью не сгорало. Однако за счет большого объема двигателя машина довольно уверенно двигалась и забиралась на самые высокие перевалы. Ну разве что немного упала тяга и все происходило медленнее обычного.

Бензиновый двигатель УАЗа таких болезней был лишен начисто. Основной проблемой для «Патриота» оказался недостаточно мощный двигатель и малая емкость топливных баков — приходилось возить в салоне запасную канистру с бензином. В тайских горах УАЗ неожиданно начал греться, пришлось разобрать систему охлаждения, промыть радиатор и сменить антифриз. Проблему устранить так и не удалось — видимо, сказалась недостаточная мощность двигателя и, как следствие, работа на высоких оборотах.

LR Defender неприятно удивил большим количеством мелких, а потому особенно досадных поломок. То сгорит подрулевой переключатель, то лампочки в фарах, а то прямо в руках развалится крышка топливного бака. За время поездки все машины прошли по одному разу техническое обслуживание: замену масла, фильтров и тормозных колодок. В Китае автосервис представлен огромным количеством мелких мастерских. Сложно оценить качество ремонта, но простые операции, связанные с обслуживанием автомобилей, ремонтом колес делаются быстро и качественно. Запчасти есть как оригинальные, так и местного производства. В Таиланде и Малайзии появилось много больших авторизованных центров. Основная по распространенности марка — Тоyotа, с LR дело обстоит хуже: их меньше знают, сложнее с запчастями. Ну а УАЗ вызвал просто фурор: с ним фотографировались, про него расспрашивали и уж точно видели здесь впервые.


Езда по Зазеркалью

В Таиланде и Малайзии движение левостороннее. Это означает, что, выезжая, к примеру, на круг, поворачивать надо налево, а не направо. Самый сложный маневр — правый поворот, а основное время вообще приходится ехать по встречной (глядя с привычной для нас колокольни) полосе. Ну и при обгонах приходится спрашивать штурмана, что там впереди. Если же говорить серьезно, то, несмотря на непривычную организацию дорожного трафика, особых проблем с движением у нас не возникало. Все знаки интуитивно понятны, о развязках и поворотах дорожные указатели предупреждают заранее. Как и везде в Азии, участники дорожного движения, хотя и не стремятся безусловно выполнять ПДД, но все же достаточно великодушны и вежливы, особенно по отношению к гостям. Ну и конечно же, никакого алкоголя за рулем — иначе можно получить наказание в виде ударов палкой по пяткам!


текст: Аркадий КОЛОДКИН
фото: Алексей ТУЛУПОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 февраль 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты