Эмигрант

Анатомия рок-багги

Мы привыкли к тому, что эмигрировать можно только в Америку. Как же, «страна великих возможностей» и все такое... Впрочем, были и иные примеры. Достаточно вспомнить Филиппа Староса (он же — Альфред Сарант), эмигрировавшего в СССР из США и ставшего родоначальником нашей радиоэлектронной промышленности. Но сегодня мы хотим познакомить вас с одним очень необычным эмигрантом. Знакомьтесь: RockIt II.

Герой нашего рассказа покинул родину и переселился в Россию в довольно юном возрасте. Он появился на свет в 2005-м и лишь один сезон провел в боях со сложнейшими секциями американского чемпионата We Rock. Увы, к концу сезона оказался не у дел, и вовсе не потому, что не смог конкурировать с более сильными соперниками. Нет, RockIt II сразу зарекомендовал себя как спортивный автомобиль с огромным потенциалом. Да что там говорить — вне всякого сомнения, машина вошла в десятку лучших рок-багги США! Просто пилот и владелец RockIt II, выступавший за первую в дисциплине профессиональную команду Red Bull Rock Crawling, Дастин Уэбстер перешел, как это было принято писать в газете «Советский спорт», «на тренерскую и организационную работу».

Для тех, кто не в курсе, напомним, что рок-багги — это спортивный автомобиль, предназначенный для участия в соревнованиях по рок-кроулингу. В свою очередь рок-кроулинг — это автоспортивная дисциплина, в которой участники соревнуются в точности управления на сложнейших скальных трассах, умудряясь проезжать там, где человек без альпинистского снаряжения и пройти-то не может. И тут уместно вспомнить, что в Старом Свете есть очень похожий спорт, джип-триал, в котором существует зачетный класс прототипов. Так и родилась идея «эмиграции в Россию».

Что же представляет собой RockIt II? Основа конструкции — пространственная рама из прочных труб, изготовленных из хромомолибденовой стали. К этой клетке крепятся двигатель, трансмиссия, мосты... Она же играет роль каркаса безопасности, ведь на соревнованиях по триалу и рок-кроулингу перевороты — вещь совершенно обычная. В отличие от предшественника, автомобиля RockIt, у которого мотор стоял перед водителем, здесь силовой агрегат размещается в базе, за спинкой пилотского кресла, причем под углом к продолной оси машины. Это сделано и из компоновочных соображений, и для обеспечения оптимальных углов работы карданных валов. Двигатель оснащен системой принудительной смазки. На критических углах в систему закачивается 5 дополнительных литров масла, а когда машина возвращается в нормальное положение, излишек вновь откачивается в специальный резервуар.

Трансмиссия PowerGlade, спортивная, двухскоростная, с ручным управлением. Раздаточная коробка — Atlas II. Такие агрегаты стоят и на подавляющем большинстве американских рокбагги, и на множестве «трейл-джипов», т. е. машин для экстремального туризма. О достоинствах Atlas II можно говорить долго. Среди них — и возможность включить на пониженной передаче только передний, только задний или оба моста сразу, и большой выбор передаточных отношений, и самое главное — потрясающая надежность и выносливость.

Мосты... В свое время Дастин Уэбстер, рассказывая мне о своем рецепте постройки идеального рок-багги, выразился так: «Берешь лучшие мосты Dana 60, которые сможешь найти...». В данном случае мосты не просто лучшие — они изготовлены на заказ, оснащены усиленными полуосями из специальной стали и смещенными вправо редукторами. В переднем стоит автоматическая блокировка Detroit Locker, в заднем — пневматическая ARB. А вот компрессора нет, для привода блокировки используется баллон со сжатой углекислотой. Одной заправки вполне хватает на двухтрехдневные соревнования.

Мосты подвешены на продольных рычагах, а роль как упругих элементов, так и амортизаторов выполняют пневмостойки SwayAway. Оба моста — управляемые, причем управление гидростатическое. Рулевые цилиндры закреплены прямо на балках и непосредственно приводят поворотные кулаки. Никаких дополнительных механических связей нет, что позволяет получить просто фантастическую артикуляцию мостов в сочетании с феерической маневренностью. Добавьте возможность раздельного управления передним и задним (для этого предназначены две педали под левой ногой пилота), а также правым и левым тормозными контурами. Примите во внимание две лебедки, которые служат для управления жесткостью подвески и обеспечивают возможность подъема на склоны крутизной до 70°. Учтите 40-дюймовые шины из специальной «липкой» резины на дисках с бедлоками — и вы поймете, какие чудеса (естественно, в руках умелого пилота) способен творить «эмигрант из США» на трассах джип-триала. И очень жаль, что последние несколько лет по далеким от спорта причинам этот замечательный аппарат вынужден простаивать. Но может быть, все-таки найдется спортсмен, который хотел бы побороться за призы Евротриала? Чисто технически Rocklt вполне способен их обеспечить.


Мнение джипера

Виталий Гавинский, чемпион России по джип-триалу

Автомобиль (хотя какой это автомобиль, скорее — спортивный снаряд) был приобретен и достроен под себя как достойная смена замечательному, но уже морально устаревшему аппарату на базе Jeep CJ-7. CJ позволил мне выиграть чемпионат России по джип-триалу, но существенно уступал по возможностям полноуправляемым багги европейского производства, появившимся у российских пилотов. Когда я первый раз увидел это чудо инженерной мысли и сел за руль, я твердо решил, что именно такой прототип мне и нужен! Его возможности меня просто поразили. Мощный, но при этом очень легкий двигатель; супернадежные, произведенные на заказ, мосты с редукторами, сильно смещенными в одну сторону; тяги Панара с отрицательным углом наклона, позволяющие, при определенном умении, проходить препятствия с боковыми кренами, превышающими 60 градусов; раздельная система торможения каждого из четырех колес, обеспечивающая преодоление препятствий без использования блокировок, а значит дающая возможность существенно точнее управлять автомобилем в створе ворот, и многое другое. Целый год ушел на то, чтобы убедить Дастина Уэбстера продать это чудо… Несмотря на то что с момента появления автомобиля в России прошло уже несколько лет, он до сих пор, без сомнения, остается лучшим в российском чемпионате.


текст / фото: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 февраль 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты