Дорога тысячилетия

Трофи-экспедиция «Сибирский марафон 2005» – Дорога Тысячелетия

Текст: Павел МИРОШНИКОВ
Фото: Леонид СВИРПА, Олег БУЛГАКОВ

Монголия… Удивительная природа этой страны, ее самобытная культура и архаичный уклад жизни привлекают любителей экзотики со всего мира. И, как бы ни менялась жизнь на сопредельных территориях, эти перемены касаются «степного государства» в самую последнюю очередь. Неудивительно, что тысячи людей с разных концов света хотят испытать себя в ее непростых условиях. Правда, одни используют «традиционные маршруты», а другие, напротив, пытаются пройти там, куда нормального цивилизованного туриста и чаркой кумыса не заманишь.

Летом этого года в рамках трофи-экспедиции «Сибирский марафон 2005» команде Новосибирского клуба экстремальных автопутешествий Off road master удалось совершить уникальное путешествие. Более шести тысяч километров (пять с половиной тысяч из которых – практически полное бездорожье) они проехали по территории Монголии. Маршрут пробега пролегал с запада на восток и с юга на север «степной страны», по траектории планируемой Трансмонгольской автомагистрали, или, как ее еще называют – Дороги Тысячелетия.

Шок – это по-нашему

Путешествие по Монголии планировалось давно, а сам маршрут тщательно прорабатывался еще на стадии его подготовки. Основная идея экспедиции состояла в том, что экстремальное начало совсем не обязательно искать в каком-нибудь непроходимом болоте. Свою дозу адреналина можно получить, просто прокатившись по незнакомой стране. Недаром же есть такой термин – «культурный шок». В общем, за этим самым «шоком» и отправились 20 путешественников из Новосибирска, Томска, Красноярска и… Одессы. Привлекала не столько жажда экстремальных приключений (где-где, а в Сибири этого добра навалом), сколько желание познакомиться с культурой и укладом жизни соседнего народа.

«Покорение» Монголии начали с ее западных рубежей – пограничного пункта Ташанта в Горном Алтае. Различие между российской и монгольской стороной ощутили сразу. Нас встретили полуразрушенные строения, обшарпанное здание таможни и дружелюбные (с азиатской ленцой) монгольские пограничники. Особых проблем, по счастью, не возникло, от нас потребовали приглашения, техпаспорта и загранпаспорта. Ну, вот мы и в Монголии!

Чисто дети

В первом же поселке испытываем на себе, мягко говоря, повышенное внимание местных жителей. Монголы буквально облепляют наши автомобили. От них просто нет отбою. Они заглядывают в окна, открывают двери и словно малые дети просят посидеть за рулем, причем особый интерес у них вызывают автомобили марки УАЗ (иномарки интересуют меньше). И в этом нет ничего удивительного: в Монголии ульяновский внедорожник – самый что ни на есть культовый автомобиль. Обступив российские «джипы» плотным кольцом, они громко обсуждают их и цокают языками. Каждый считает своим долгом не просто потрогать машину, заглянуть под днище и со знанием дела попинать колеса, они так и норовят без спроса залезть в кабину. Более того, некоторые, судя по всему, уже готовы начать «разборку на сувениры»! Как можно быстрее отправляемся в путь. Но в следующем поселке история в точности повторяется!

Одни направления

По многочисленным отзывам путешествующих по Монголии, больше всего их поразили дороги, вернее, их отсутствие. Согласны, дорог там нет! По крайней мере, в нашем, «цивилизованном», понимании. Изредка, конечно, попадаются небольшие асфальтовые отрезки, где нет той зубодробительной тряски и пелены пыли, но их очень мало. В основном это сплошные «направления». Мы даже вывели незатейливую формулу: монгольское бездорожье лучше, чем монгольская дорога. Десятки колей идут то параллельно, то разбегаясь в стороны и огибая небольшие преграды, то вновь собираясь вместе. Причина появления альтернативных путей очевидна – пока одна из «дорог» находится в более-менее приличном состоянии, ездят по ней. Когда же она превращается в сплошную «гребенку» или огромную лужу, то ехать по чистому полю становится лучше. Соответственно, в степи тут же накатывается новая колея. Но и по полю ехать не совсем просто. На пути то и дело попадаются сайры (пересохшие русла речек), промоины, камни и другие препятствия.

Бутылочные пирамиды

Кстати, в ходе путешествия по Монголии участникам «Сибирского Марафона» пришлось преодолеть и горы, и степи, и пустыни. Так, на западе страны преградой были перевалы Монгольского Алтая. Для тяжело груженых машин это оказалось непростым испытанием. Тут были и перегревы двигателей на подъемах, и предельные нагрузки на тормозную систему в ходе спусков. Недолгие стоянки на вершинах перевалов, украшенных ритуальными «сооружениями» – «Обо», местами поклонения богам, духам перевалов. Любопытный момент: считается, что каждый, преодолевающий перевал, обязан отблагодарить духов. А как известно, с ними шутить не нужно – обидевшись, они будут мешать путнику туманом, снегом, а то и чего хуже – камнепадом. Радует одно – монгольские духи не капризны и могут принять в дар все, что не жалко путнику – монетки, различные безделушки и самый обычный… камень (собранные за много лет «сооружения» сегодня похожи на пирамиды). Есть и альтернативный вариант – можно просто выпить за здоровье духа. Похоже, он устраивает обе стороны. По крайней мере, пирамиды из пустых бутылок размерами уже начали догонять каменные. К нашим машинам духи, по счастью, отнеслись с почтением, и ни одного «высказывания неудовольствия» замечено не было.

Упреждающее мостостроение

После гор начались холмистые равнины. Здесь больших проблем с продвижением, кроме въедливой пыли и безумной тряски, не было. Правда, с тревогой и опасением мы ожидали встречи с рекой Завхан-Гол – по имевшимся у нас сведениям, никакими мостами здесь и не пахло. Еще дома, готовясь к штурму этой водной преграды с ее нешуточными 300 метрами водной глади, мы разрабатывали различные способы их преодоления. Дошло до того, что, раздобыв два огромных надувных рафтовых «банана», мы совершили ряд тренировочных прогулок по акватории Обского водохранилища (в качестве подопытного «плавунца» был выбран Land Cruiser 80, самый тяжелый из всех экспедиционных автомобилей). Это все вселяло в нас уверенность в успешном осуществлении задуманного. Но… провезти «бананы» в Монголию нам не дали, и теперь оставалось рассчитывать только на собственные силы. Каково же было наше удивление и разочарование, когда мы увидели… мост. Новенький бетонный красавец упростил наше экстремальное начало до неприличия. Представляете, где-то в степи, за много сотен километров от населенных пунктов и накатанных маршрутов, стоит мост и ждет, когда же к нему подведут дорогу – Дорогу Тысячелетия.

Страна озер и вулканов

Центральная часть Монголии богата уникальными природными и культурными памятниками. Соответственно, маршрут экспедиции был составлен таким образом, чтобы мы могли, отъезжая от линии Дороги Тысячелетия, знакомиться и с природными заповедниками, и с удивительными уголками природы и древними монастырями. Так нам, например, удалось посетить великолепные Монгольские озера. Клев здесь просто замечательный. Сами монголы рыбу практически не едят, а поэтому она и резвится, нагуливая жирок, не ощущая опасности. На озере Толбо мы ловили рыбу, названную «осман», на реке Завхан – «султанку», но самый поразительный клев был на озере Терхийн-Цаган. Там щуки! Везло всем – и опытным рыбакам, и впервые взявшим удочки. Сперва «трофеем дня» была рыбина длиной сантиметров 70, но уже через час у наших ног билась пара метровых экземпляров! Хотели привезти домой хотя бы голову, но ночью ее утащили собаки…

Еще одно уникальное место – национальный парк Терхийн-Цаган-Нуур (Белое Озеро). Здесь есть даже настоящий, правда, спящий вулкан (сейчас он ниже окружающих гор). Кстати, само озеро образовалось после последнего извержения, когда вырвавшаяся на поверхность лава перегородила текущую неподалеку реку. Место получилось красивым, и мы с удовольствием провели здесь целый день.

DVD + навозные лепешки

В городе Каракорум (древняя столица Монголии) находится буддистский монастырь Эрденэ-Зуу. На протяжении сотен лет в этот город и в этот монастырь шли паломники, чтобы прикоснуться к духовной святыне нации, попросить у высших сил помощи и защиты от бед и несчастий. Причем попросить не только для себя, но и для своих животных. Храмовые постройки относятся к традиционной буддийской архитектуре и окружены стеной со 108 башенками (священное число), в основание каждой из которых заложены священные свитки. Каждый пришедший в монастырь на поклонение должен обойти все 108, тем самым выразив свое уважение к святым.

Было еще одно удивительное сооружение, которое мы не могли не посетить. Я говорю о «гэр», или монгольской юрте. На своем пути мы встречали множество белых куполов (лето, и кочевники выгоняют свой скот на пастбища). Гостям обитатели юрт рады. Угощают чаем и домашним сыром. Неизменный уклад жизни сохраняется в Монголии на протяжении сотен, а может, и тысяч лет. Соответственно, и внутреннее пространство юрт хранит традиции вековой давности. Все скромно. Несколько кроватей, комод и сундук. В середине юрты печка, которую топят аргалом – высушенными навозными лепешками. Рядом высокие технологии – цветной телевизор и DVD- проигрыватель. На «дворе» спутниковая антенна. А питается это «электронное хозяйство» от солнечных батарей!

Бейсболки кочевников

Монголия – страна кочевников, юрт, степей и … «валяющихся бейсболок». Именно этот незатейливый головной убор теперь мы связываем с Монголией. И ничего удивительного в том нет – такого количества лежащих на земле «кепок XXI века» нет больше ни в одном уголке Вселенной. На вопрос «почему оно так?» ответ довольно прост: бейсболка, сорванная порывом ветра с головы зазевавшегося ездока (всадника ли, мотоциклиста ли), становится игрушкой ветров, гуляющих по степи. Гоняться за ней нет смысла, проще купить новую. Так и накапливаются они с годами в бескрайних монгольских степях. Мы даже пробовали их считать: выходит приблизительно по головному убору на десять километров!

Огни большого города

Столица современной Монголии город Улан-Батор кажется посланником другого мира. В этом мегаполисе слились воедино различные архитектуры и стили. Например, рядом с домами «сталинской» постройки, советскими многоэтажками и современными зданиями из стекла и бетона соседствуют целые районы юрт. И у каждой небольшой «приюрточный» дворик, в котором зачастую припаркован УАЗ, ЗиЛ или… Land Cruiser. Не верите? А зря. На сегодняшний день в столице Монголии зарегистрировано более 50 внедорожников Hummer!

Столичный монгольский люд отличен от монгольского люда степного. Он не только существенно менее открытый, но и откровенно избалованный вниманием. Кстати, в Улан-Баторе мы стали жертвами мошенников. Оставив свои машины на одной из центральных улиц, по возвращении мы застали многочисленную группу «мойщиков». За наведение никому не нужного «лоска» они просили пять долларов! Чтобы не нарываться на неприятности в чужой стране, пришлось частично заплатить (сговорились на одном). Но когда, не заперев дверей, полезли за деньгами, из машин пропала часть вещей – фонарик, термос, бинокль и набор гаечных ключей. Мелочь, но все равно, согласитесь, неприятно…

Забава для моряков

Недалеко от конечной точки нашего долгого путешествия, легендарной реки Халхин-Гол, мы оказываемся еще в одном, мягко говоря, уникальном по меркам степной Монголии месте – Морской пограничной части! Она единственная на все сухопутное государство и расположена на самом востоке страны, на границе с Китаем, проходящей по озеру Буйр-Нуур. В итоге, общая протяженность водных рубежей государства монгольского составляет порядка 30 километров. А поскольку «Озерные пограничники» звучит и по монгольски не совсем красиво, то пограничная застава на озере называется «Морская». «Монгольские моряки» очень гордятся своей эксклюзивной службой и не без хвастовства щеголяют нарядными пограничными значками, на которых изображен якорь!

«Морские» пограничники встретили новосибирских путешественников необычайно радушно. Они не только пригласили посетить свою часть, но и провели достаточно полную и доходчивую «политинформацию». Оказалось, что мы заехали в режимную приграничную с Китаем зону, и для нахождения здесь нужно специальное разрешение из Улан-Батора. Кстати, старшие офицеры достаточно хорошо говорят по-русски (в свое время учились в России). Они долго не хотели нас отпускать. Что поделаешь – путешественники, это тоже своего рода развлечение.

P. S. Халхин-Гол. Здесь, у берегов легендарной реки, самая восточная точка Дороги Тысячелетия. Но путешествие не закончено. Наш путь лежит на юго-запад, в Восточную и Центральную Гоби, далее поворачиваем на север и вновь пересекаем Монголию, на этот раз по дороге домой…

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 январь-февраль 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты