Русские побеждают на Балканах

Отчет о выступлениях наших команд в Хорват

Уже тринадцать лет в начале мая в небольшую балканскую страну — Хорватию — съезжаются сильнейшие спортсмены Европы и всего мира, чтобы сразиться в умении преодолевать бездорожье. В этом году к ним присоединились многие российские экипажи.

Первые российские спортсмены — Юрий Селифонов и Александр Надькин — приехали на «Хорватию трофи» в 2009 году. Выступление было удачным — оказавшись на абсолютно незнакомом рельефе и на таком бездорожье, которого практически нет в нашей стране, они заняли место в середине итоговой классификации — 19-е из 47. На следующий год экипаж Селифонова — Надькина подготовился лучше и завоевал победу в классе Adventure, а в 2011-м повторил свой успех, став впервые за всю тринадцатилетнюю историю гонки единственной командой, выигравшей дважды.

В 2012 году соревнование стало широко известным в России, не п оследнюю очередь благодаря публикациям в нашем журнале (№ 9, 2008; № 7, 2010; № 7, 2011), единственном отечественном издании, освещавшем Croatia Trophy все эти годы. В результате на старт вышло сразу восемь экипажей, в составе которых были россияне, в том числе четыре чемпиона России разных лет. Победители прошлогоднего Croatia Trophy Юрий Селифонов и Дмитрий Соколов представляли столицу, Александр и Наталья Тюрины — Саратов, Виктор Столярчук и Алексей Шохин — Санкт-Петербург и Саратов, Максим Кирпилёв и Вадим Шмайлов — Белгород, Алексей Богодистов и Дмитрий Петросян — Геленджик. Сергей Савенко и Денис Мальцев — также из Москвы. Два россиянина участвовали в интернациональных экипажах — Алексей Голубев несколько лет выступает с эстонцем Имре Поомом, а петербуржец Алексей Иванов был штурманом у призера марафона PRO-X мальтийского пилота Карла Буттигиега. Всего в старт-листе насчитывалось 88 экипажей из Австрии, Австралии, Бельгии, Великобритании, Израиля, Мальты, Германии, Боснии, Венгрии, Хорватии, Словении, Словакии, Нидерландов, Франции, Испании, Норвегии, Эстонии, Италии.


Что такое Euro Trophy

В 2012 году произошло то, что давно уже предполагалось многими поклонниками трофирейдов Европы, — объединение нескольких соревнований под единым брендом Euro Trophy. Организаторы Croatia Trophy (Хорватия), трофи-марафона PRO-X (Россия) и гонки на выносливость Klaperjaht (Эстония) образовали европейскую серию. Каждая гонка проходит по собственным правилам, технические требования также у каждого организатора свои. Однако за победу на каждом этапе участники получают очки, и в конце лета на последнем этапе, в Эстонии, впервые в истории будут названы имена сильнейших водителя и штурмана Европы. Интерес к новой серии уже проявили организаторы трофи из Финляндии, Бельгии и стран Балтии, и, возможно, на следующий год новое соревнование прирастет другими увлекательными этапами. Сайт серии


Незнакомое трофи

В первые дни россияне «вкатывались» в незнакомый им формат соревнований. Если для нашей страны характерно преимущественно равнинно-болотистое трофи, то в Хорватии оно проходит на горном рельефе. Лучше других здесь чувствовали себя спортсмены из Геленджика на УАЗе — ведь ландшафты Северного Кавказа напоминают холмы местных нагорий. Еще одной особенностью являлось то, что трасса задана с помощью дорожной книги — а это было в диковинку многим спортсменам, кроме тех, которые выступают не только в трофи, но и в ралли-рейдах.

Каждое утро на старт отправлялись вымытые и исправные машины, а уже спустя какой-нибудь час в лагере появлялись первые «сошедшие». На Croatia Trophy нелегко не только победить, но и просто финишировать. Например, немец Фриц Беккер умудрился «прикончить» мотор своей машины на первом километре трассы и перешел в категорию зрителей, наблюдая за гонкой с бутылкой, естественно, шнапса. Но россияне хоть и «ломались», и иногда не финишировали на спецучастках, тем не менее продолжали выходить на старт. Даже прошлогодний победитель Юрий Селифонов вторую половину гонки проходил уже только на одном переднем мосту и, конечно, не мог составить конкуренцию соперникам.

Наше повествование в основном посвящено соотечественникам, но нельзя не сказать нескольких слов и об их соперниках. Венгр Борос Ксаба увидел свою «машину мечты» во сне. Проснувшись среди ночи, он пошел в гараж материализовывать сон и безвылазно просидел там несколько суток, пока на бумаге не появились чертежи его чудоавтомобиля, лишь внешне слегка напоминавшего JeepWrangler.

Команда Великобритании выступала, естественно, на Land Rover Defender, в конструкцию которых была заложена колоссальная прочность, что необходимо для этой гонки. Вообще марка Land Rover доминировала над всеми трофи-мобилями, хотя были представлены и Mercedes G-class, и Jeep.

Белгородец Максим Кирпилёв попал в основную категорию случайно — его Suzuki Samurai на небольших колесах и с оригинальным мотором никак не мог конкурировать с «монстрами», но тем не менее экипаж героически финишировал каждый день, приобретая опыт, и в результате показал неплохой результат — 27-е место. В категории Adventure три экипажа вошли в десятку сильнейших: Алексей Богодистов и Дмитрий Петросян, Александр и Наталья Тюриковы стали соответственно седьмыми и восьмыми, а первое место завоевали Виктор Столярчук и Алексей Шохин. Таким образом, третий год подряд в этом классе побеждают россияне. Иностранцы уже шутят, что русские регулярно отбирают у них победу.

Русские идут!

Алексей Голубев и Имре Поом приехали в Хорватию вместо того, чтобы выступать на чемпионате России, и здесь встретились с очень серьезными соперниками, хорошо знающими трассы и на подготовленных автомобилях. Вначале ребята осторожно присматривались к рельефу и соперникам, берегли машину, а в конце вплотную подобрались к лидирующей группе. Видимо, у нескольких конкурентов не выдержали нервы, и сильные спортсмены из «головки» сломали машины, а Алексей и Имре соблюли необходимый баланс между скоростью и сохранностью техники. В последние два дня они буквально летели по трассе, впрочем, как и вся лидирующая пятерка.

Нельзя не поразмышлять об отличиях отечественного внедорожного спорта от зарубежного. Конечно, в разных странах проходят разные соревнования. Если уровень развития техники и мастерства спортсменов в некоторых странах ближнего зарубежья (например, на Украине) отстает от российского (но и на Украине недавно появились серьезные машины и гонщики), то в странах Балтии и Западной Европы внедорожный спорт совсем другой. Там есть и профессиональные команды, и отдельные хорошо подготовленные и мотивированные на победу спортсмены. У европейцев есть чему поучиться. Изолированность, как показывает история, не приводит к прогрессу, и интеграция с Европой необходима в первую очередь для нас. В этом смысле серия Euro Trophy, в которую уже входит российский этап, является важным моментом такого объединения. Надо сказать, что в последнее время и Российская автомобильная федерация понимает необходимость сближения позиций с другими странами. Надеемся, что массовый десант лучших российских спортсменов на Croatia Trophy расширит кругозор и еще больше откроет Европу для наших соотечественников как место, где проходят сложные и престижные соревнования, и мы увидим фамилии россиян среди призеров и победителей международных гонок!

МестоЭкипажСтрана
Основная категория
1Алексей Голубев/Имре ПоомРоссия/Эстония
2Борос Ксаба Михали ЭйгнерВенгрия
3Хендрик де Нильс Андриес де НильсБельгия
Категория Adventure
1Виктор Столярчук Алексей ШохинРоссия
2Георг Лах Кристоф МостлерАвстрия
3Янец Кривич Клемен КривичСловения

От первого лица

Алексей ГОЛУБЕВ, победитель Croatia Trophy

Я давно уже не участвовал в таком соревновании, где в классе на старт выходило бы шесть десятков команд, из них более десяти — реальные конкуренты, которые ехали очень хорошо. Мы боролись каждый день, начало гонки складывалось для нас не совсем удачно, но к последнему спецучастку от ближайшего соперника нас отделяли всего лишь три минуты. Можно сказать, что мы бились до самого финиша и буквально вырвали победу у легендарного спортсмена — венгра Бороса Ксабы. Сильные соперники, можно сказать, что здесь собрались лучшие трофисты Европы, и сложные трассы — вот что такое хорватское трофи.


текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 июль 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты