Хорватская жесть

Победа россиян на крупнейшем европейском трофи-рейде

Десять лет в небольшой стране на Балканах — Хорватии — проходят соревнования, на которые съезжаются сильнейшие трофисты Европы. Мы представляем уникальный материал от единственного российского журналиста, освещавшего юбилейную, десятую, «Хорватиютрофи» и выступление на ней команды нашей страны

Спортивные мероприятия в Европе разительно отличаются от российских в первую очередь высоким уровнем сопутствующего сервиса. Просто перечислим объекты инфраструктуры, имеющиеся в базовом лагере: столовая, биотуалеты, умывальник, автомойка, бар. Кстати, находился он на окраине небольшого поселения — Старого Села, изрядно потрепанного гражданской войной в девяностых годах прошлого века.

Эхо войны

История распада социалистической Югославии в отличие от СССР содержит немало кровавых и страшных страниц. Субъекты этой федеративной республики отделялись от центра последовательно, и сопровождался данный процесс пограничными столкновениями, приправленными межэтническими конфликтами. Та часть Хорватии, где проходила гонка, расположена вблизи границы с Боснией, населенной мусульманами — кстати, этническими южными славянами, пятьсот лет назад, во времена Османской империи, принявшими ислам. Поэтому в разгоревшихся военных действиях участвовали наемники из радикальных исламистских организаций. До сих пор на порубежной территории есть минные поля, о чем предупреждают соответствующие таблички. В позапрошлом году на «Хорватия-трофи» подорвались на минах два журналиста, поэтому на специальные «Пресспоинты» представители прессы двигались с помощью особых дорожных книг по безопасным местам.

В районе гонки очень много пустующих домов и заброшенных земель: отсюда ушли сербские семьи, когдато представлявшие доминирующую нацию в Югославии. И брошенные, и сохранившиеся дома имеют многочисленные следы от пуль и осколков артиллерийских снарядов. Но всетаки мало-помалу хорваты отстраивают свою страну, что особенно заметно в современных домах и промышленных объектах. Между прочим, многие помнят изучавшийся в школе русский язык, кроме того, общность славянских лингвистических корней позволяет нашим понимать аборигенов.


Мнение участника соревнования

Игорь ЧЕРНЕНКО, пилот, 26-е место

«Хорватия-трофи» — мое первое соревнование недельной продолжительности. От российских гонок данное мероприятие отличается, что называется, «клиенториентированностью». Все построено таким образом, чтобы у людей была мотивация приехать сюда еще раз: организация лагеря, инфраструктура, отношение устроителей, помощь сильно отличаются от таковых на всех тех соревнованиях в нашей стране, на которых мы были. Очень понравился рельеф, но это особенности страны. Вызывает вопросы система подсчетов, но, с другой стороны, в России ситуация та же. Однозначно вернулся бы сюда на следующий год и при наличии возможности обязательно сделаю это. Очень сильно от российских отличаются техтребования, поэтому сюда имеет смысл приезжать на машине ТР-3, либо с людьми, которые участвуют в «Хорватии» десять лет и знают местность, можно конкурировать только технически.


Россияне в Хорватии

В прошлом году на «Хорватию-трофи» впервые приехал экипаж из нашей страны — Юрий Селифонов и Александр Надькин. Он сразу же показал хороший результат — занял двадцатое место из сорока с лишним. Тогда гонка запомнилась им отличной организацией и радушным приемом хозяев. В 2010-м на старт вышли сразу три российских экипажа: вышеупомянутые Юрий Селифонов и Александр Надькин на Mercedes-Benz G300 в категории Adventure (аналог нашего ТР-1); в основной категории, соответствующей российской ТР-3, участвовали Игорь Черненко и Владимир Кречетов на Toyota LC 70, а также Сергей Савенко и Андрей Русов на прототипе свободной конструкции.

Появление Савенко, пусть и на автомобиле, построенном восемь лет назад и устаревшем для российского Чемпионата, позволяло надеяться на успешное выступление наших ребят, и в целом эти прогнозы оправдались. На старт в «тяжелой» категории, кроме наших спортсменов, вышли шесть десятков экипажей из Германии, Хорватии, Австрии, Бельгии, Нидерландов, Великобритании, Словакии, Словении, Венгрии, Румынии, Мальты, Дании, Италии, Израиля, Польши и Чехии. Формат подсчета результатов — сквозной секундомер. Стартовый лист на следующий спец участок формируется в соответствии с результатом, показанным на предыдущем, то есть кто быстрее, тот и стартует раньше.

Машины конкурентов

Спортивная техника европейцев сильно отличается от той, что можно видеть на российских соревнованиях. В Старом Свете отсутствуют ковровые болота, поэтому большинство машин все-таки не прототипы свободной конструкции и внешне напоминают серийные. Портальные мосты, механическая лебедка и мощный бензиновый мотор — вот портрет типичного автомобиля на «Хорватия-трофи». Однако безопасности все-таки уделяется недостаточно внимания. Каркас безопасности обязателен, но жесткая крыша, двери, стекла (в том числе ветровое) не требуются, что в условиях лесистой местности может привести к травмированию экипажа.

Горная гонка

Многие спортсмены приехали в Хорватию далеко не в первый раз, они хорошо знают специфику трассы, проложенной в горной местности. В Европейской части России похожий рельеф можно найти на Урале и Северном Кавказе. Крутые подъемы и спуски, ущелья и каньоны, глубокие реки и болотистые участки — за один день можно несколько раз подняться на вершину хребта и спуститься в долину, преодолеть не один брод, пересечь несколько верховых болот. Каждый день (их было восемь) экипажам предлагался один спецучасток длиной от 15 до 55 км, при этом сложность нарастала и к предпоследнему участку достигла наивысшей. Забегая вперед, скажем, что в тот СУ из «тяжелого» класса прошли десять машин, а из класса Adventure только российский экипаж Юрия Селифонова преодолел всю трассу, что и предопределило его победу в соревновании.

Регламент гонки не накладывает ограничений на ширину резины — на подъемах и спусках хороша узкая, а в топких местах — широкая. Кстати, участники практически не стравливают давление в шинах — время, потраченное на процесс сдувания и накачивания, меньше выигрыша от преодоления «засады» на низком давлении.

Если говорить о тактике, то европейцы двигаются излишне прямолинейно — видят конечную цель и едут по кратчайшему расстоянию к ней, не пытаясь найти альтернативные траектории. При этом они долго лебедятся в нарытых предшественниками колеях. Кстати, технические требования к машинам в отличие от российских не накладывают ограничений на количество, тип и расположение лебедок. На некоторых автомобилях дополнительные «губки» лебедок установлены даже на крышах, что позволяет успешно траверсировать склоны. Российские же гонщики активно искали варианты объезда и зачастую опережали конкурентов благодаря подобной тактике.


Мнение участника соревнования

Сергей САВЕНКО, пилот, 15-е место

Нам удалось спонтанно, буквально за 48 часов, собраться, и благодаря собственным воле и упрямству мы попали на «Хорватиютрофи». За соревнованием я следил давно. В этом году решились попробовать свои силы. Плохо, что недостаточно подготовились, но все равно участие — это большое дело. Мы финишировали, испытав непередаваемое чувство радости. Понравилось все, потому что это праздник, общение с такими же, как мы, ненормальными джиперами, живущими этим увлечением. Немного непривычным было то, что «Хорватия-трофи» — это скорее своеобразный туризм, техтребования здесь значительно более либеральные, чем у нас. Анализируя гонку, мы понимаем, что использовали не тот автомобиль. Наверное, надо было ставить на ралли-рейдовую машину лебедки и ехать. Но все равно ни о чем не жалею — мы познакомились с многими интересными людьми, помогая всем, приобрели хорошую репутацию. А в последний день в нашем лагере разгорелся спор — настоящий европейский форум на тему: «кому в Европе после кризиса живется хорошо — трофистам или экономистам?» Решили, что все-таки трофистам.


Командообразование

После пролога, распределившего стартовые позиции первого несложного участка, всех гонщиков разделили на команды для так называемого трофидня. Занявшие первые пять мест в текущей классификации составили одну команду, с шестого по десятое — другую и так далее. Сергей Савенко, занимавший девятое место, вошел в одну из лидирующих групп. Их участникам предлагалось совместно выполнить два упражнения — спустить пару машин из команды на лебедках с очень крутого склона, а затем построить мост из четырех бревен через ручей. При этом экипажи разговаривали на разных языках, и им надо было понимать друг друга.

Здесь проявилась разница в подготовке автомобилей и водителей. Немногие, в том числе россияне Савенко и Черненко, одновременно спускались по склону и ехали по мосту. Вообще тот факт, что наши парни бесстрашно выступили на этом состязании, положительно повлиял на их репутацию. Правда, Сергей Савенко «порвал» в этот день оба кардана и финишировал исключительно на лебедке. Данное обстоятельство сильно ухудшило его положение перед следующим днем. В группе Adventure разыгралась ожесточенная борьба между немецким экипажем на Suzuki Samurai, голландцами на Land Rover Defender и представителями нашей страны на Mercedes-Benz G300. Захватившим лидерство на первых спецучастках нашим парням никак не удавалось оторваться от настырных конкурентов, чтобы обеспечить себе безоговорочную победу. А на четвертый день произошла авария. В это время на спецучастке было организовано встречное движение.

Россияне победили!

Экипаж австрийского Jeep Wrangler, видимо, вспомнив Вторую мировую войну и лобовые схватки немецких и русских пилотов, решил испытать нервы Юрия Селифонова. На узкой дорожке он ни на сантиметр не отвернул с середины. Чтобы избежать столкновения, Юрию пришлось в последний момент сворачивать в кусты, в которых, к несчастью, оказался пень. Результат — сломана рама, пробит радиатор, смяты крылья. С большей потерей времени, постоянно охлаждаясь и подливая воду, наши ребята успели финишировать, но лишь четвертыми в классе. Однако на следующий день они опять пришли первыми и в итоге заслуженно заняли высшую степень пьедестала в классе. А в «тяжелом» сегменте победили австриец Томас Шукер с миниатюрным штурманом Жасмин Молл. Надо сказать, что этот экипаж уже в пятый раз участвует в «Хорватия-трофи» и хорошо знает специфику соревнования. Два других российских экипажа — Сергея Савенко и Игоря Кречетова — заняли соответственно пятнадцатое и двадцать шестое место, что для дебютантов очень хорошо.

Приезжайте в Хорватию!

Побывав на «Хорватия-трофи», понимаешь, что таких соревнований в нашей стране пока нет. Да, у нас проводится «Ладога», и это лучшая трофи-гонка в России. Но даже она, за исключением трасс, недотягивает до «Хорватии» и многих европейских гонок ни по организации, ни по отношению устроителей к участникам. Остальные отечественные соревнования и вовсе находятся далеко позади. Ведь, кроме сложных линейных спецучастков и трофи-дня, здесь проводятся еще и ночная, и кольцевая трофи-гонки. Поэтому, если вы хотите увидеть, как проходит настоящее трофи, добро пожаловать следующей весной в Хорватию: гонщики — участвовать, а организаторы — перенимать передовой опыт. Окно в Европу уже прорублено, и русских здесь любят и ждут. Кстати, для тех, кто не знает, сообщаем: россиянам виза в Хорватию не нужна.


Победитель

Юрий СЕЛИФОНОВ, пилот, 1-е место в классе Adventure

Мы на «Хорватии» второй раз. В прошлом году, первыми из россиян, участвовали в «Хорватия-трофи», чтобы посмотреть на эту гонку, а сейчас ехали показывать результат, и нам это удалось. Понравились и организация, и дух гонки. Думаю, что теперь мы каждый год будем сюда приезжать, это становится традицией. Cоревнование абсолютно не похоже на российские — полная новизна. Хотя, конечно, второй раз новизны было меньше. По дорожной книге мы не ездили нигде в нашей стране, такого рельефа у нас не видели. Эти соревнования можно сравнить только с отечественной «Ладогой», и то по многонациональности. Многие участники не говорят по-английски, и на трассе приходится объясняться буквально на пальцах — полный интернационал.


МестоПилот/штурманСтранаАвтомобиль
Adventure
1Юрий Селифонов/Александр НадькинРоссияMB G300
2Роберт Галл/Эдвин БергерГерманияSuzuki Samurai
3Джон Джогнилл/Репет ДжогниллНидерландыLR Defender 90
Hard
1Томас Шукер/Жасмин МоллГерманияMB G300
2Лоренцо Савини/Ромео МанзанИталияLR Defender 90
3Борос Ксаба/Золтан КоньяВенгрия Jeep Wrangler

текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 июль 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты