Лесными тропами

Шесть мнений о Subaru Forester

Subaru Forester
2,5 (172 л.с.) 4АТ
цена: 1 469 500 руб.

На российском рынке модель Subaru Forester имеет даже больший успех, чем раллийный идол марки — Impreza. Оно и понятно, в наших реалиях предпочтение всегда отдается высокому просвету и приличной вместимости. А вот чем еще берет покупателей автомобиль, выясняли наши персонажи.

С автомобилем, собственное имя которого в переводе звучит как «лесник», японская компания Subaru ступила на стезю кроссоверов. Первая генерация модели (SF) была представлена публике в 1995 году на Токийском автосалоне в статусе концепта (Streega Concept), а продажи в Японии стартовали уже два года спустя. На местном рынке Forester пришел на смену Subaru Impreza Gravel Express. По сути Forester, наделенный некоторыми стилистическими особенностями внедорожников, но построенный по легковой схеме с несущим кузовом и независимыми подвесками, можно назвать одним из родоначальников современного класса кроссоверов. В основе неказистого, но функционального автомобиля лежала платформа Impreza. Компания продвигала новинку под слоганом SUV tough, car easy — т. е. «Крепкий, как SUV, легкий в управлении, как легковушка». Кроме атмосферных двигателей семейства EJ объемом 2,0 и 2,5 л, Subaru Forester оснащался и наддувными двухлитровыми двигателями. Особенно интересен вариант агрегата для японского рынка, разогнанный до 250 л.с. и превращающий «форика» в низколетящий снаряд. Интересный факт: первое поколение продавалось в Индии под маркой Chevrolet в связи с тем, что General Motors имел в те стародавние времена долю в Fuji Heavy Industries.


Несмотря ни на что!

Вот этот автомобиль для меня! Мотор, который разгоняет машину до «сотни» чуть больше чем за 10 секунд, может, и не впечатляет, но он здесь не главное. Главное — управляемость. Как инженерам Subaru из поколения в поколение удается сделать кроссовер, который ныряет в повороты живее, чем иные трехдверки, я точно не знаю. Да, один из факторов — это легкий оппозитник с низким центром тяжести, который делает нос машины менее инертным, но дело явно еще и в настройках подвески и рулевого. Проходить повороты на любом Forester — удовольствие, даже если ехать далеко не на пределе. Таких послушных машин среди кроссоверов больше нет. При этом подвеска не пережата в угоду управляемости, через «лежачие полицейские» можно переезжать, не опасаясь за свой позвоночник. И вот за эту живость и отзывчивость я готов простить «Леснику» его недостатки. Привод газа мне кажется слишком чувствительным, и от легкого прикосновения к педали машина бросается вперед. Такие «как бы гонки» в пробках утомляют, надо быть очень аккуратным, чтобы кого-нибудь не «догнать». А еще я не уверен, что мои домашние простят ради моего удовольствия шум в салоне. Увы, это не характерный звук «оппозита», который начинает превалировать лишь на высоких оборотах, а банальный шум от шин, катящихся по дороге. Его в салоне многовато. И еще хорошо бы 6-ступенчатый автомат вместо 4-ступенчатого. Но все равно Forester мне нравится уже хотя бы за то, что это кроссовер с отчетливо заметными чертами характера правильной спортивной машины.


Продолжая традиции

Второе поколение с обозначением SG представлено в 2003 году. Гамма моторов пополнилась двигателем объемом 2,5 л с турбонагнетателем Mitsubishi TD04. Продолжая старую добрую традицию экстремальных исполнений, придворное подразделение Subaru Tecnica International выпустило в 2004 году «разогретый» Forester STI, оснащенный вариацией мотора от Impreza WRX STI, выдающей свыше 300 л.с. Для лучшей реализации потенциала мощного двигателя его состыковали с шестиступенчатой «механикой». Остальные модификации кроссовера довольствуются четырехступенчатым автоматом или пятиступенчатой «механикой». С 2005 года вся гамма моторов получила систему изменения фаз газораспределения AVCS. Нынешний, третий, Forester дебютировал в Японии в конце 2007 года. Автомобиль стал крупнее: колесная база увеличилась на 89 мм, длина на 76 мм, ширина на 46 мм, высота на 110. Начиная именно с этой генерации кроссовер утратил безрамочные окна дверей, бывшие отличительной чертой Subaru.


Ни рыба ни мясо

Наше знакомство началось с того, что я раз пять-шесть похлопал водительской дверью. Этот звук нужно слышать. Даже у Renault Logan он приятнее. Не могу отнести себя к людям, ревностно оценивающим качество пластика и тактильные ощущения, но, извините, при такой стоимости (почти 1 500 000 руб.) волей-неволей пощупаешь и послушаешь. Пластик салона напомнил все тот же Logan, с той лишь разницей, что здесь он стремится показаться мягким. Главное, что скрипов услышано не было, но во время движения ошарашили звуки из багажника: там все скрипело и бухало при том, что он был девственно пуст (даже задней полки на тестовом автомобиле не было). Внешность: где былая харизма Subaru? Где узнаваемость марки? От одной особы женского пола даже прозвучал вопрос: «Юр, а это «китаец», да?». Посадка удобна, приборы читаются неплохо. Трогаться нужно аккуратно — Forester буквально прыгает вперед. В пробках это начинает утомлять. В спокойных режимах понять автомобиль сложно. На нем нужно ехать быстро. При быстрой езде обнаружилась очень приятная управляемость — хорошие реакции, «понятный» руль, минимальные крены. Динамика не оставила никаких впечатлений, а вот подвеска очаровала своей энергоемкостью и «вседозволенностью», допускающей немалую скорость на разбитой дороге. Но есть и ложка дегтя — автомат. В спокойных режимах к нему не возникает претензий, а стоит поехать быстрее — начинаются задержки, переключения становятся не просто резкими, а некомфортными. Спортрежим ситуацию не спасает. Средний расход топлива составил 10,8 л/100 км. Если вы присматриваетесь к «Леснику», то имеет смысл подумать над вариантами 2,0-литровой модификации с автоматом и сэкономить при покупке либо с двигателем 2,5, но с «механикой». А еще лучше обратить свой взор на более гармоничные автомобили.


Исключительно бензин

Сегодня на российском рынке Subaru Forester представлен с тремя типами силовых агрегатов. Все они бензиновые, четырехцилиндровые и, соответственно, имеют оппозитное расположение цилиндров. Базовый — это новый атмосферный бензиновый двигатель объемом 2,0 л и мощностью 150 л.с. Предлагается мотор в паре как с механической 5-ступенчатой КП, так и с 4-диа пазонным автоматом. В зависимости от типа выбранной трансмиссии покупатель получает и разные системы полного привода. Так, в версиях с механической КП в качестве элемента, отвечающего за раздачу крутящего момента между ведущими осями, выступает центральный механический дифференциал со встроенной муфтой, которая обеспечивает его автоматическую блокировку. А вот в придачу к гидромеханической КП положена система, в которой крутящий момент между передними и задними колесами распределяет обычная многодисковая муфта. Впрочем, по отношению к Subaru Forester подобная градация применима при любом типе заказываемого двигателя. Стоит отметить, что в вариантах с механической КП кроме более продвинутой схемы полного привода присутствует и понижающий ряд передач. Следующий в списке представленных силовых агрегатов — атмосферный мотор объемом 2,5 л и мощностью 172 л.с. (Именно этот агрегат в версии с автоматической КП выступает героем нашей рубрики.) И наконец, последний мотор — 2,5-литровая «четверка», оснащенная турбонаддувом, которая кроме «гражданского» варианта с мощностью 230 л.с. имеет еще и «разогретую» до 263 л.с. модификацию.


Поддержание имиджа

Маркетинговая политика подчас делает бренды заложниками собственного имиджа. Вот, например, Subaru. Разве не круто звучит бренд? Раллийная слава марки, и все такое. При этом имени что-то должно быть не как у всех, думают, видимо, маркетологи… Именно не как у всех на «Леснике» реализовано, на мой взгляд, управление тягой: неожиданно резкая реакция на нажатие педали акселератора как со стороны мотора, так и со стороны коробки передач. Кто-то скажет, что это отсутствие задержек. Дескать, разве оно не может не радовать любителей драйва? Или это всего лишь высокая чувствительность к небольшим управляющим воздействиям? Разве она не может не утомлять любителя комфортного перемещения из пункта А в пункт Б?

«Василий Иванович, вы за кого — за большевиков али за коммунистов?» Если герой Бориса Бабочкина (это я про Чапаева) мог ответить уклончиво на прямой вопрос, то потенциальным покупателям Forester лучше определиться заранее, в каком стане их симпатии. Если вы с теми, кто видит драйв в некоторых, скажем мягко, отступлениях от требований ПДД, вам, возможно, сюда.

При весьма послушном поведении машины на дороге она имеет хорошую для кроссовера геометрию — большие углы въезда-съезда за счет поджарых бамперов и не самую плохую защищенность днища — опять же с поправкой на основное назначение транспортного средства.

Что в минусах? Гулкий салон, особенно в задней части, некоторая несовременность панели, немалая цена — плата за имидж и доверие к бренду.


Оснащен по максимуму

Ценники на Subaru Forester стартуют с отметки 1 088 200 руб. (2,0 л, МКП). Уже в базовой версии автомобиль имеет неплохую комплектацию, в которую входит полный набор системы пассивной безопасности (фронтальные и боковые подушки, надувные шторки спереди и сзади, ABS с EBD, система динамической стабилизации VDA), зимний пакет (обогрев сидений, наружных зеркал и стеклоочистителей), п ротивотуманные фары и даже самовыравнивающиеся под нагрузкой задние амортизационные стойки. Автоматическая КП поднимет эту цену до 1 367 000 руб. Начальная стоимость варианта с атмосферным 2,5-литровым двигателем составляет 1 405 500 руб. Наша версия (плюс автоматическая КП, 17-дюймовые колесные диски, камера заднего вида, продвинутая аудиосистема, раздельный климат-контроль, электрорегулировки водительского кресла и отделанный кожей салон) оценивается в 1 469 500 руб. А вот цена Forester c наддувным двигателем начинается от 1 506 100 и заканчивается суммой в 1 787 200. Кстати, на момент подготовки номера многие дилеры предлагали специальные цены на данную модель. Так, автомобиль, аналогичный побывавшему в наших руках, можно приобрести за 1 394 600 руб.


Рабочая лошадка

С японским «Лесником» я знаком давно, поездил на самых разных модификациях. Каждый раз машина оставляет двойственные чувства: кажется, чтобы ее полюбить, нужно как минимум быть в числе фанатов марки. Я к таковым не отношусь, но философию Subaru все равно ценю. Хотя бы потому, что компания ей не изменяет. Скажите, в каком еще современном автомобиле встретишь такой интерьер. Разработчики словно не заглядывают в салоны конкурентов. У Forester архаичный дизайн и грубые материалы отделки. Но при этом все находится на своих местах и удобно в использовании. Особым откровением для меня стало то, что убранство «Лесника» понравилось моей второй половине. Никогда бы не подумал. Снаружи кроссовер прост как два пальца. Рестайлинг не повлиял на узнаваемость незатейливых форм кузова. Forester не похож на типичных представителей класса, и это неудивительно, так как предыдущие поколения скорее являлись полноприводными универсалами, брутальными и неотесанными. Модель, появившаяся в 2008 году, лишилась квадратного дизайна, но самобытность сохранила. Каждый раз, когда я встречаю ее на улице, мысленно отдаю дать уважения владельцу.

И все же главное — то, как машина едет. Любые неровности и ухабы проходятся на скорости, которая большинству паркетников и не снилась. Конечно, подвеску при этом изрядно потряхивает, но ощущения, что она сильно страдает, нет. 2,5-литровый атмосферный оппозитный двигатель радует во всем диапазоне оборотов, и даже задумчивая автоматическая коробка не особо портит общее впечатление. Хотя, конечно, ей маловато четырех ступеней. В общем, Subaru Forester мне нравится, как и прежде. В нем есть что доводить до ума, но перечень таких вещей совсем небольшой.


Опровергая слухи

Гарантия на все автомобили Subaru Forester, проданные на территории Российской Федерации через сеть авторизованных дилеров, составляет 3 года или 100 000 км (в зависимости от того, что наступит ранее). Вопреки расхожему мнению о заоблачных ценах на обслуживание автомобилей марки Subaru содержание Forester на фоне большинства конкурентов вовсе не выглядит издевательством над кошельком его владельца. Периодичность, с которой предписано посещать станцию технического обслуживания для проведения регламентных работ, составляет 15 000 км. В среднем цена каждого ТО оцениваются в сумму, немногим превышающую 10 000 руб. Правда, стоит отметить некоторое неудобство, связанное с требованием завода-изготовителя производить первую замену моторного масла при пробеге 1600 км, а стоимость этой операцииу официальных дилеров составляет около 4000 руб. Если обслуживание автомобиля не слишком подорвет бюджет владельца, то страховые компании слегка предвзято относятся к машинам этой марки. Так, оформление полиса добровольного страхования (КАСКО) в Московском регионе в среднем выльется в сумму 100 000 руб. Зато на стоимость полиса обязательного страхования, как и на выплаты транспортного налога, имидж спортивных болидов не распространяется. И на то и на другое в центральных регионах придется потратиться на сумму около 6000 руб.


Уважаю, но не куплю

От 1 400 000 руб. за атмосферный Forester 2,5 с автоматом? Не много ли хотите, господа дилеры Subaru? Я сижу в японском кроссовере и искренне недоумеваю: не может автомобиль, в котором я нахожусь, столько стоить. Отделка салона на уровне «корейцев» десятилетней давности. Дизайн примерно из той же эпохи. Кузовные панели кажутся тонюсенькими, а дверная ручка издает дешевый лязгающий звук. Зато «приборка» красива и информация с нее хорошо воспринимается. Да и в целом салон неплох эргономически. Но… дорого. А потом я еду и забываю о запланированных на вечер делах. Прочь из Москвы в область, туда, где есть прямики и повороты - они нужны Forester как живительный воздух! Ямы, на которых колеса должны стать квадратными, кроссовер едва замечает. Нечасто можно встретить автомобиль с такой поразительно энергоемкой подвеской. Несмотря на отсутствие турбонагнетателя , «форик» очень легок на подъем. А с ходу даже чересчур прыткий из-за старого четырехступенчатого автомата, проваливающегося в глубокий кик-даун даже при легком нажатии «тапки». В пробках избыточная отзывчивость пропадает и автомат «засыпает». Вот образовалось «окно», нырнуть бы туда, но автомобиль «тупит». Тем не менее регулярно провоцирует, чертяка: «Я могу ехать быстрее, а ты?». И снова проявляет коварный нрав — на стыке так и норовит переставить «корму». Нет, только за город! Именно там можно снизить, наконец, расход топлива до трассовых 10,5 л. В городских заторах кроссовер, похоже, ест немногим меньше моего «американца» с V8. А по приезде достать из багажника мангал и палатку, благо он вместителен. Но… дорого.

Немалый прайс должен быть оправдан, а «раллийное наследие» и прочие любимые адептами марки аргументы на меня не действуют. В данном сегменте мне ближе Freelander 2 и Nissan X-Trail. Я уважаю автомобили с характером и харизмой, которые покупают убежденные «сектанты». Фанаты марки наверняка готовы принять Forester таким, какой он есть. Но я, увы, не из их числа, и «секта» у меня своя.


Технические характеристики
МАССО-ГАБАРИТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Масса снаряженная/полная, кг1495/1815
Длина/ширина/высота, мм4560/1780/1700
Колесная база, мм2615
Колея спереди/сзади, мм1530/1530
Дорожный просвет, мм220
Шины спереди/сзади225/55 R17 (27")*
Объем багажника, л450–1660
ДВИГАТЕЛЬ
Тип, расположение и кол-во цилиндровБензин., оппозитное, 4
Рабочий объем, см32498
Мощность, л.с. (кВт) при об/мин172 (126) при 5800
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин235 при 4100
ТРАНСМИССИЯ
Коробка передач4AT
Передаточные числа:
I2,785
II1,545
III1,000
IV0,694
Задний ход2,272
Главная передача4,444
Тип полного приводаПостоянный
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Подвеска передняя/задняяНезависимая / Независимая
Тормозные механизмы спереди/сзадиДисковые вентилируемые / Дисковые
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Максимальная скорость, км/ч185
Время разгона 0–100 км/ч, с10,2
Расход топлива город/трасса, л/100 км12,5/7,5
Топливо/емкость топл. бака, лАИ-95/60
Цена, руб.1 469 500
*В скобках указан наружный диаметр шин


Приятное впечатление

Водительское место Subaru Forester практически не имеет серьезных огрехов. И диапазоны, и количество регулировок как водительского кресла, так и рулевой колонки позволяют без проблем устроиться на месте пилота человеку практически любой комплекции. К положительным активам стоит отнести и отменную обзорность как вперед, так и назад, через зеркала заднего вида. Неплохо обстоят дела и с восприятием информации с комбинации приборов, причем независимо от времени суток. По комфорту размещения на сиденьях второго ряда Subaru Forester в рамках своего сегмента выступает как примерный хорошист. Запаса свободного пространства в продольном направлении достаточно даже для весьма высокого человека, а вот ширина салона предполагает нахождение здесь трех пассажиров только при условии, что все они не слишком тучного телосложения. Объем багажного отсека можно считать достаточным, особенно с учетом того, что в его подполье размещено полноразмерное запасное колесо. Небольшой минус машина получает за высокую погрузочную высоту грузового проема.

Атмосферный оппозитный двигатель в 172 л.с. объемом 2,5 л наделяет Forester приемлемой динамикой. Правда, работающий с ним в паре адаптивный четырехступенчатый гидромеханический автомат грешит излишней «задумчивостью» в спокойном режиме движения и слишком рваным алгоритмом переключения передач при активном стиле езды. Высокую оценку получает настройка шасси. Автомобиль стабилен как на прямой, так и при прохождении сложных дуг поворотов на покрытии любого состояния. Рулевое управление, оснащенное гидроусилителем, достаточно точное и при этом не перегружено излишней информативностью. Электронные системы активной безопасности по сравнению с большинством современных кроссоверов имеют поздний порог срабатывания, что придется по душе любителям агрессивного стиля вождения. В отношении комфорта стоит отметить отличную плавность хода машины, а к минусам отнести недостаточную шумоизоляцию кузова. По проходимости Subaru Forester превосходит подавляющее большинство аналогов, но, к сожалению, в версии с автоматической КП за раздачу крутящего момента между осями отвечает обычная многодисковая муфта, а не механический дифференциал, как у варианта, оснащенного «механикой».


текст: Алексей ТОПУНОВ
фото: Роман ТАРАСЕНКО

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 июль 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты