Юбилей без даты

К 60-летию Toyota Land Cruiser

Внедорожник Toyota Land Cruiser в этом году отмечает свое 60-летие. Как и положено, по этому случаю уже выпущены юбилейные серии модификаций LC 200 и Prado со специальным шильдиком 60th Anniversary на задних стойках кузова — типичное решение для круглой даты в среде нынешних автопроизводителей. Различные юбилеи сегодня стали настолько частым явлением, что возникает ощущение, будто они «притянуты за уши»

Случай с 60-летием Land Cruiser не исключение. Официальный пресс-релиз на эту тему гласит: «Продажа юбилейных версий автомобилей легендарного семейства Land Cruiser приурочена к 60-летию модели на мировом рынке». На самом деле в 1951 году в производственной программе Toyota не было модели с таким названием, сами внедорожники не производились серийно, а эксперименты с полным приводом не были чем-то новым для компании. История Toyota и сегодня полна загадок и несовпадений вроде нынешнего юбилея, а чтобы разобраться во всем этом, надо начать с самого начала.

По алфавиту

Автомобили под маркой Toyota впервые появились в 1935 году — это были три прототипа А1, а само название тогда еще выглядело как Toyoda по фамилии основателя Киичиро Тойоды. Через два года при регистрации Toyota Motor Company букву d сменила t — слово проще писалось иероглифами и уже не переводилось как «плодородное рисовое поле», навсегда отбросив все ассоциации с сельским хозяйством. К 1937-му в модельном ряду Toyota присутствовали седан с индексом АА, ставший дальнейшим развитием прототипа А1, и кабриолет, обозначавшийся как АВ, сделанный на базе седана. Двигатель у обоих был одинаковым — шестицилиндровый Type A объемом 3389 см3 и мощностью 62 л.с., который вел свою родословную от мотора Chevrolet начала 30-х годов.

Одновременно с моделями АА и АВ появились и грузовики, которые на первых порах делили с легковушками один двигатель — тот самый Type A. Только в 1937-м появился Type В с такими же показателями. Именно он занял свое место под капотом грузовика GB, производство которого началось в 1938 году, а потом и легкового АС, представленного в 1943-м. Мотор производился как лицензионная копия двигателя Chevrolet 207, разработанного американцами для грузовиков, вплоть до 1955 года — настолько удачной оказалась его конструкция.

В 1939-м от этого двигателя отрезали два цилиндра, и получился Type C — его создавали для компактного седана АЕ, выпускавшегося с 1941 по 1943 год. Он же стал силовым агрегатом для первого внедорожника марки Toyota. Этот автомобиль тоже имел много общего со своим американским аналогом, вот только копия была уже нелицензионной.

Трофейная Япония

В декабре 1941 года японская армия начала вторжение на Филиппины, которое завершилось летом 1942-го захватом всех островов архипелага. Среди трофеев оказался легкий американский внедорожник Bantam — необычную находку переправили в Японию, где машину изучили в военном министерстве. Оттуда в компанию Toyota ушел заказ сделать нечто подобное и для японской армии. Так в 1942 году появился прототип АК10. Он получил двигатель Type C объемом 2259 см3 и мощностью 48 л.с., трехступенчатую трансмиссию с дополнительной двухскоростной коробкой и самый простой кузов с тентованным верхом. Изображений Toyota АК10 практически не сохранилось за исключением пары фотографий, а в боевых действиях этому внедорожнику так и не довелось поучаствовать. Но именно он является первым автомобилем Toyota с колесной формулой 4х4.

К этой формуле компания вернулась не скоро. Война была проиграна, страна находилась под контролем оккупационных войск США, экономику охватила инфляция, все частные вклады в банках оказались замороженными, а товары распределялись по карточкам. От полного краха японцев спас коммунизм, точнее, страх перед его распространением по всему миру. К 1948 году отношения между СССР и США стали напряженными, в Китае Мао Цзедун возглавил революцию, которая привела к образованию республики, а соседняя Корея раскалывалась на два государства. Только в такое непростое время Америка решила поддержать Японию, сделав ее своеобразным барьером на пути коммунистической угрозы.

Помощь была направлена на создание сильной независимой экономики. В 1949–1950 годах проводилась так называемая линия Доджа, названная по имени американского финансиста. Его основой стала налоговая система, позволившая сверстать бездефицитный государственный бюджет и стабилизировать йену, что в конечном итоге вывело страну из затянувшегося финансового кризиса. Естественно, Америка помогла японской промышленности с заказами. Одним из них стал армейский внедорожник, который американцы могли бы использовать во всем азиатском регионе — такая задача была поставлена перед инженерами Toyota в 1950 году.

Высоко в горах

Как и в прошлый раз, за основу взяли американский автомобиль — им оказался армейский Willys, хорошо зарекомендовавший себя на всех фронтах Второй мировой и получивший прозвище Jeep. Но копирование касалось только конструкции и внешнего вида, все остальное японцы сделали буквально из подручных материалов. Раму позаимствовали у серийного однотонного грузовика модели SB — с ней колесная база составляла 2400 мм, что на 16 см превышало такой же показатель Willys MB. Из-за этого японский джип получился намного длиннее американского. В качестве силового агрегата использовали старый добрый Type B, оставшийся еще с довоенных времен, — к 1950 году его форсировали до 85 л.с., которые он развивал при 3600 об/мин. А при 1600 об/мин крутящий момент составлял 215 Нм. Привод на передние колеса был отключаемым, но трансмиссия обходилась без понижающей передачи в раздатке — тяги мотора хватало в избытке. Внешне новый внедорожник Toyota во многом напоминал Willys — такие же формы кузова, облицовка радиатора, фары, крылья и тент. Назвали новую модель Toyota BJ: «B» обозначала тип двигателя, а «J» недвусмысленно напоминала об американском Jeep.

Первый прототип BJ был готов в январе 1951 года. В июле заводской испытатель Ичиро Таира за рулем следующего прототипа взобрался на шестой уровень горы Фудзи — автомобиль впервые заехал так высоко. За восхождением Таиры наблюдали сотрудники Национальных сил полицейского резерва — их впечатление от увиденного вылилось в первый крупный заказ на 289 автомобилей для патрульной службы. В дополнение к этому Toyota получила заказы от Министерства лесного и сельского хозяйства и от энергетических компаний.

Серийное производство модели началось только в 1953-м. Тогда же автомобиль мог приобрести и частный владелец — дорожные условия в Японии в те годы были далеко не идеальными, и полный привод пришелся кстати. Использование деталей от крупных грузовиков в конструкции Toyota BJ сделало машину очень надежной, что позволяло ей быть многофункциональной. Конструкция была более чем крепкой, так, рама целиком собиралась на заклепках — сварке тогда не очень доверяли.

И лишь в 1954 году модель BJ назвали Land Cruiser. Такое имя придумал технический директор компании Хенджи Умехара: «В Англии у нас был еще один конкурент — Land Rover. Мне надо было придумать название, не менее звучное, чем у наших конкурентов. Поэтому я решил назвать машину Land Cruiser». Оно переводится незатейливо — «сухопутный крейсер». Однако эту придумку господина Умехары не стоит считать чем-то необычным и оригинальным — точно такое же имя носила модель американской компании Studebaker, производство которой началось в 1934 году, а закончилось — какое странное совпадение! — в 1954-м. Придумал технический директор Toyota это название или просто позаимствовал, теперь уже никто не скажет, зато спустя годы имя Land Cruiser прочно прилепилось именно к японской марке, а вот про одноименную модель фирмы Studebaker знают немногие.

Система чисел

К тому моменту, как BJ стал именоваться Land Cruiser, сложился и модельный ряд внедорожников: «туристический» BJ-T, радиомашина BJ-R и шасси с капотом для спецтехники BJ-J. В 1954 году к ним добавился еще и FJ-J с двигателем Type F объемом 3,9 л и мощностью 125 л.с. — такую модификацию производили исключительно под спецтехнику.

На следующий год обозначения поменялись с появлением серий. Первой стала 20-я серия 1955 года — второе поколение внедорожников Land Cruiser после BJ. «Двадцатая» окончательно распрощалась с мотором Type B — его место занял Type F. Модификации получили буквенно-цифровое обозначение. Так, Toyota Land Cruiser FJ35V — это station wagon на длинном шасси 2650 мм, а FJ25 — базовый вариант с тентованным верхом. Эпоха 20-й серии ознаменовалась началом производства модели в Бразилии — Land Cruiser стал первым автомобилем марки Toyota, который начали делать вне Японии, а также стабильным экспортом «вагонов» FJ35V в Австралию.

За 20-й серией в 1960-м последовала 40-я, которую делали до 1983 года. Уже в 1965-м производство достигло 50 000 экземпляров, а модель Land Cruiser стала лидером продаж в США. К 1973 году цифру довели до 300 000 машин, тогда же появилась и первая модификация с дизельным двигателем. Через два года на передние колеса стали устанавливать дисковые тормоза, еще через год Land Cruiser начали продавать в Европе. В 1979-м покупателям предлагались кондиционер и усилитель рулевого управления. В 1980-м была представлена 60-я серия, а еще через четыре года параллельно начали изготавливать 70ю, которая сменила 40-ю в качестве «рабочей лошадки». К слову, 70-я серия производится до сих пор.

Классовое расслоение модельного ряда Toyota Land Cruiser началось в 1967 году с появлением 50-й серии — первого по-настоящему комфортабельного внедорожника. Кузов типа station wagon на долгие годы стал нормой для машин такого класса, а из-за внушительных размеров FJ55 получил прозвище «лось».

В 1989-м появилась новая «четная» серия — 80-я. Варианты для Северной Америки и Европы впервые получили постоянный полный привод, в то время как для Японии и остальных стран передний мост остался отключаемым. «Восьмидесятую» собирали в Венесуэле и Колумбии, причем до 2008 года, под именем Land Cruiser Autana — в честь местной горы. Простой латиноамериканский народ оказался не так возвышенно настроен и прозвал ее «пузырем» за характерные округлые формы.

Сами японцы делали «восьмидесятку» до 1998 года, причем последняя партия была специального исполнения Collector's Edition. В апреле 1998-го появилась 100-я серия, а двумя годами ранее параллельно с 70-й и 80-й начала производиться 90-я с собственным именем Prado. «Сотую» в 2008 году сменила Toyota Land Cruiser 200, которая выпускается до сих пор.

Мучение юбилейное

Так когда же юбилей у Toyota Land Cruiser? Отсчитывать дату можно и от появления самого первого внедорожника Toyota AK10 в 1942 году, и от второго «первого» в 1951-м. Или вообще от начала серийного производства Toyota BJ в 1953-м. Юбилейным для самой модели Land Cruiser скорее станет 2014 год — тогда можно отметить и 60-летие Toyota Land Cruiser, и 80-летие Studebaker Land Cruiser. Самое главное, чтобы все это не произошло в один день.

текст: Иван БАРАНЦЕВ
фото: из архива автора


№4 апрель 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты