Время собирать камни

III этап ЧР и IV этап КР по джип-триалу (г. Зеленоград)

Текст: Андрей Судьбин
Фото: Александр Давидюк

Июль, суббота, жара... В такие дни все городское население запасается прохладительными напитками и устремляется куда-нибудь поближе к воде, в тень раскидистых деревьев. А как вам предложение провести день под палящим солнцем, на пустыре окраины Зеленограда? Категорическое «нет»? Ну а если я скажу, что там проходят этапы Чемпионата и Кубка России по джип-триалу? Вот вы и задумались...

В России не так уж много внедорожных клубов, специализирующихся исключительно на соревнованиях по джип-триалу. Собственно, лично я только один такой и знаю – «Зеленоградский спортивный офф-роуд клуб». Но вот что интересно: с 2002 года все зеленоградские триалы проходят на одном и том же месте. Казалось бы, подобное территориальное постоянство организаторов должно основательно приесться и участникам, и зрителям. Но ничего подобного не происходит. Все дело в фантазии зеленоградцев и в их стремлении постоянно придумывать что-нибудь новое.

Строители триализма

Первую простенькую искусственную трассу здесь построили в августе прошлого года. На этот раз команда Олега Тагунова построила две секции, конфигурация которых вызывала у человека непосвященного одну мысль: «И что, здесь кто-то проедет?». Действительно, десяток лет назад такие препятствия были бы уместны в американском рок-кроулинге. Но для наших спортсменов, выступающих на практически стандартных (по американским меркам) внедорожниках, такие трассы представляют предельный экстрим.

Соревнования начались с традиционного парада участников: в сопровождении ГАИ колонна боевых машин проследовала от места регистрации к старту. И вот первый сюрприз: Сергей Савенко, занимающий вторую строчку в протоколе Чемпионата России по трофи-рейдам 2005 года, решил попробовать свои силы и в триале...

Ба! Знакомые все лица!

На старт третьего этапа вышел весь постоянный состав. Не хватало только Дмитрия и Сергея Лысаковых и Кирилла Волоцкого-Глинского. Зато в стартовом протоколе появилось новое имя – Сергей Щетинин. Сергей попробовал свои силы в Туле и решил принять участие в Чемпионате. Что же касается участников Кубка, то на старт зеленоградского этапа вышли только три спортсмена – Роман Щербов, Андрей Егоров и Алексей Рогов. Собственно, лишь они приняли участие во всех трех прошедших ранее этапах, и спор за кубок идет только между ними.

Жребий открыть соревнования в классе подготовленных машин выпал Сергею Савенко. Его маленькая смешная машинка (фактически внедорожный багги) отважно ринулась на штурм бетонного «мавзолея». Рев мотора, передние колеса взлетают на метровую трубу... а через секунду раздается характерный механический удар. Прототип, который не смогли остановить ни тосненские болота, ни уральская согра, не выдержал первого столкновения с бетонной реальностью. Позднее, когда Сергей уже снял гоночный комбинезон, я подошел к нему узнать, как настроение. Конечно, он был расстроен. Но в то же время было видно, что человека «зацепило». В общем, насколько я знаю Сергея, он теперь не успокоится, пока не построит триальную машину, которая позволит ему реально бороться за победу.

Очередь к мавзолею

Тем временем на штурм «мавзолея» один за другим выходили другие участники. Не сумел совершить «восхождение» на трубу лидер чемпионата Владимир Казак. Правда, его заход в перпендикулярном направлении был более удачным, но двое непройденных ворот обошлись ему в 600 штрафных очков. Не сразу все получилось и у Ивана Евдокимова. Было видно, что его автомобилю отчаянно не хватает ходов подвески. И все же секцию Иван покинул, отягощенный лишь тридцатью штрафными очками. Примерно по той же схеме прошло и выступление Сергея Польщикова из Твери. А вот Антон Филимонов, Сергей Щетинин и Юрий Самодуров расправились с «мавзолеем» буквально играючи, заработав лишь по 6 очков штрафа. Наконец, на старт вышел Олег Романов, выступавший вне зачета Чемпионата. И тут со всей очевидностью стало ясно, почему Олег так не любит жесткие бетонные препятствия. Mercedes G-class, позволяющий Олегу столь успешно выступать на грунте, категорически отказывался карабкаться на бетонные уступы! Итог: попытка штурма первых же ворот, и автомобиль сносит (при этом от бампера отлетает пластиковая законцовка). Новый заход, но уже с перпендикулярного направления – все повторяется. Одним словом, полное фиаско техники. В итоге, Олег был вынужден покинуть секцию, так и не взяв ни одних ворот. Более того, трезво оценив ситуацию, он и вовсе решает отказаться от дальнейшего участия в этом соревновании...

За ленту запрещено!

Еще более неуступчивой оказалась вторая секция, построенная из старой трейлерной платформы. На этот раз камнем преткновения, а точнее, целой грудой камней, оказался не подъем, а спуск с платформы. Слишком уж мало было правильных траекторий, позволяющих провести машину колесами по верхушкам бетонных блоков. Плюс ко всему, возможности маневра ограничивала лента ограждения, задевать которую было категорически запрещено. В результате, успешней других с этой трассой справился Иван Евдокимов. Правда, он все же задел несколько вешек и получил 64 штрафных очка, но, тем не менее, это позволило ему выйти в лидеры соревнования, ведь и Самодуров, и Казак, и Филимонов, и Щетинин набрали почти в десять раз больший штрафной балласт. Казак, например, сумел выбраться с коварного съезда только после того как у него закончилось контрольное время, и экипаж получил возможность подставить «под хвост тигра» хай-джек.

Один, совсем один...

Третья секция модифицированного класса была традиционно грунтовой, но не менее экстремальной. Самыми сложными здесь оказались ворота, стоящие на краю уступа с вертикальной стенкой высотой в рост человека. Именно на этих воротах отличился Антон Филимонов, решивший использовать мощь своего четырехлитрового мотора и пройти ворота ходом. В результате, его Cherokee свечкой взлетел в воздух с отрывом всех четырех колес. Такого издевательства полуоси, естественно, не выдержали... Таким образом, единственным спортсменом, сумевшим покорить стенку и успешно взять ворота, оказался Сергей Польщиков на УАЗе. Правда, и ему на это понадобилось не менее двух десятков попыток. И еще маленький нюанс: в итоговый протокол Сергей так и не попал. Дело в том, что, согласно присланной заявке, он должен был выступать в паре со штурманом, но почему-то ездил один. А поскольку, с точки зрения регламента, это довольно грубое нарушение, все его результаты были аннулированы... А вот Иван Евдокимов решил ограничиться простой демонстрацией атаки ворот. Впрочем, поскольку все остальные ворота секции Иван прошел очень чисто, он уверенно и с хорошим отрывом занял первую строчку в итоговом протоколе соревнования и вплотную подобрался к Владимиру Казаку в общем зачете. «Серебро» досталось Юрию Самодурову, а бронзовую медаль получил Сергей Щетинин.

Содержимое кубка

Что же касается Кубка России, то здесь события развивались менее драматично. Спортсмены, выступавшие в стандартном классе, весьма успешно справлялись с предложенными им грунтовыми секциями. При этом основная борьба развернулась между Романом Щербовым на «Ниве» и Алексеем Роговым на Jeep Cherokee. Посудите сами: после двух секций разрыв между ними составлял всего лишь 6 очков, в то время как Андрей Егоров прошел первую секцию не слишком удачно и отстал от лидеров почти на 200! Все решилось в третьей секции: Щербов сумел пройти ее очень чисто – 42 очка, тогда как Егоров получил на ней 274, а Рогов и вовсе 831 очко!

Секция оказалась достаточно сложной, с большими перепадами высот. Неудивительно, что именно здесь и случились единственные «уши» в исполнении Уткина, выступавшего вне зачета Кубка. Причем можно сказать, что ему еще повезло: после того как спортсмен ошибся и попал левым передним колесом в промоину на склоне, автомобиль упал крышей на горизонтальный уступ, а не покатился дальше. В итоге, «золото» у Щербова, «серебро» – у Егорова, а Рогову пришлось довольствоваться «бронзой».

Триал – не догма

В целом соревнования произвели очень благоприятное впечатление. Впрочем, организаторы обещают, что следующие зеленоградские триалы (согласно календарю, в августе и октябре здесь пройдут еще два этапа Кубка и Чемпионата) будут еще интересней, а трассы – экстремальней. Соответственно, и борьба на них тоже обещает быть очень острой, ведь и в Кубке, и в Чемпионате в этом году выступает довольно много спортсменов, имеющих практически равные шансы на победу. И еще: и Чемпионат, и Кубок приближаются к «экватору», но пока ни в одном из классов нет лидера с подавляющим преимуществом. А это значит, что зрители не будут сожалеть о том, что вместо шашлыков на берегу реки они провели свой выходной день на окраине Зеленограда.

III этап Чемпионата России по джип-триалу
1 ЕВДОКИМОВ Иван Jeep
2 САМОДУРОВ Юрий Jeep Wrangler
3 ЩЕТИНИН Сергей УАЗ-3171
IV этап Кубка России по джип-триалу
1 ЩЕРБОВ Роман ВАЗ-21213
2 ЕГОРОВ Андрей / КУЗЬМИНОВ Сергей ВАЗ-21213
3 РОГОВ Алексей Jeep Cherokee

Положение в ЧР по джип-триалу 2005 года (после трех этапов)
1 КАЗАК Владимир / КАЗАК Родион УАЗ-469 22
2 ЕВДОКИМОВ Иван Jeep 20
3 ФИЛИМОНОВ Антон Jeep Cherokee 14
Положение в КР по джип-триалу 2005 года (после четырех этапов)
1 ЩЕРБОВ Роман ВАЗ-21213 38
2 ЕГОРОВ Андрей / КУЗЬМИНОВ Сергей ВАЗ-21213 32
3 РОГОВ Алексей Jeep Cherokee 26



Готов ехать на бетон и камни
Роман Щербов. 1-е место на IV этапе Кубка

Все очень понравилось. Отличные, зажигательные трассы. Но чувствуется, что организаторы опять оказались обескуражены подготовленностью оригинального класса. Я, например, уже готов ехать на каменные блоки.

Что касается самой борьбы, то некоторое время мы с Андреем опять выступали практически на равных до тех пор, пока он не отказался от штурма верхних ворот. Но все это связано в первую очередь с подгототовленностью машины. У меня к этому этапу машина оказалась подготовлена наилучшим образом. Я «заглушил» задний дифференциал, сделал новую подвеску, решил проблему задних амортизаторов, и теперь ход подвески у меня составляет 700 мм. Кстати, о «Нивах». Из всех выступающих на соревновании «Нив» ни одна не сломалась, если не считать «ушей» из-за ошибки пилота. Расстраивает только одно: в следующем году, возможно, Кубок вымрет, и останется только Чемпионат. Причина очевидна – подготовленность участников растет, соответственно, усложняются и трассы. А выступать на них с риском перевернуть и изуродовать единственный автомобиль согласится далеко не каждый. Я же на следующий год точно перейду в Д3.



Нужна удача и кураж
Иван Евдокимов. 1-е место на III этапе Чемпионата

Трасса была построена из расчета на новые, серьезно подготовленные автомобили. Моя машина все-таки конструктивно весьма старая, с рессорами под мостами. Теоретически на этом автомобиле здесь ехать невозможно. Но мне очень хотелось выиграть в родном городе, поэтому я сумел преодолеть силу земного притяжения, недостаточные углы въезда и съезда, недостаточную артикуляцию и не работающую заднюю блокировку. Так что выиграл я только силой воли и за счет опыта управления именно этой машиной. Что касается того, что не всем участникам нравится триал на жестком субстрате... Да, он не нравится Олегу Романову, и я его понимаю. Но все остальные относятся к этому вполне нормально, рубятся в меру своих сил. В этом году мне очень нравится, что в Чемпионате выступает много близких по классу соперников. Я стараюсь выполнить поставленную задачу, но сказать, кто именно окажется победителем, до соревнований просто нельзя. Невозможно. Есть гораздо более современные, по сравнению с моим, автомобили, есть очень сильные спортсмены, которые ничего не боятся и отлично едут. А чтобы выиграть, нужны элементы удачи и определенный кураж.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 август-сентябрь 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты