Ладожские панорамы

Широкий взгляд на крупнейшее офф-роуд-приключение

Текст: Евгений Константинов
Фото: Андрей Каменев

Большинство репортажей с прежних «Ладог» начиналось описанием «Пляжной гонки» или «Мегадрайва». Но на этот раз все было по-другому. «Пляжную гонку» отменили, а «Мегадрайв» и другие звучные спецучастки переименовали в невыразительные СУ1, 2, 3 и т.д. И вообще, многое из происходившего на «Ладоге 2005» можно охарактеризовать словом «впервые». Но в целом легендарный трофи-рейд прошел на удивление спокойно. Ни тебе скандалов, ни бесконечных споров о поведении отдельных экипажей на трассе, ни, слава Богу, серьезных происшествий. Похоже, «Ладога» переросла этап «большого спорта» и вышла на совершенно иной уровень, тем самым подтвердив статус крупнейшего в мире приключения на бездорожье.

Клубная покатушка

Нынешний рейд начал рушить стереотипы еще во время сбора предварительных заявок. В отличие от прошлых лет, класс «спортсменов» набирался медленно и неохотно, а класс «туристов», напротив, рос буквально с каждым днем. Рос-рос, и в итоге к моменту старта «туристы» составляли уже больше половины участников. Именно за счет этой категории 4 июня 2005 года на Исаакиевскую площадь вышло рекордное число экипажей (162), представляющих 15 стран мира. Причина такого перераспределения сил не только в разнице стартовых взносов. За последнее время сильно изменилась ситуация в трофи-рейдах как спортивной дисциплине. И теперь тот, кто жаждет рекордов и высоких достижений, ездит преимущественно на гонки Чемпионата или Кубка России. Дело в том, что спортсмены, бьющиеся на результат, просто не имеют возможности растрачивать время и технику на соревнования, заведомо не оказывающие влияния на итоги спортивного года. Тем более, когда подобная гонка по датам совпадает с одним из этапов Чемпионата. И тут уже не важно, что речь идет о таком культовом событии, как «Золотая бочка – Ладога». Что ж, подобный подход наглядно свидетельствует о том, что трофи-рейды с каждым годом становятся все ближе к профессиональному спорту. А с другой стороны, налицо постоянно растущее число трофистов, не рвущихся к вершинам большого спорта и живущих по олимпийскому принципу «главное – участие». К тому же, откровенно говоря, в системе ценностей трофи-рейда секундомер вторичен. Гораздо важнее пройти до конца намеченный маршрут.

Некогда грозное, Неодолимое болото на этот раз покорилось трофистам относительно легко. С одной стороны, помогли наработанный опыт и усовершенствованная техника, а с другой – разросшийся травяной покров.

При всем при том, победа на «Ладоге» не менее почетна, чем первое место в любой «официальной» гонке. А негласный статус этой формально «клубной покатушки» среди внедорожной общественности будет, пожалуй, выше, чем у любого из этапов Чемпионата! Кстати, этот марафон уже успел побывать в «официальном статусе», но затем санкт-петербургский «Офф-роуд клуб» сознательно вывел его за пределы Чемпионата. Здесь невольно напрашивается аналогия с «Дакаром». «Туристов» там тоже хватает... Что же до профессионалов-марафонцев, приезжающих бороться за победу, то и здесь явные аналогии. Ну, скажите, чем прибалтийские «котлеты» по сути отличаются от «прото-КамАЗов»?..

Разлившиеся речки и ручьи подняли уровень воды в лесных болотах, и они... вышли из берегов. В подобном «мангровом лесу» даже монстрам из «Прото-спорт» приходилось нелегко.

Все это трава

Стартовав из Питера, трофисты отправились в сторону Карельского перешейка. А значит, первым спецучастком был путь через Неодолимое болото... И вновь неожиданность! В прошлые годы в этой топи сходила чуть ли не половина экипажей (болото изо всех сил старалось соответствовать имени). Теперь же нуждавшиеся в эвакуации машины можно было посчитать по пальцам. И пусть через самую топь шли лишь прототипы и ТР3, а «туристов» отправили в объезд, ситуация на болоте явно изменилась. И все это несмотря на сырой год! Да, похоже, что Неодолимое начало понемногу сдавать свои позиции. На месте коричневой торфяной жижи появился травяной покров. А это уже все-таки опора! Впрочем, дело, видимо, не только в этом. Свою роль сыграл настрой участников и их опыт. Трассы трофи-рейдов все усложняются, а значит, участники просто вынуждены совершенствовать свое мастерство. Показателен один пример. Среди запросивших эвакуацию в первый день оказался один из двух английских экипажей. Джентльмены застряли точно в центре болота. Когда же до них пешком добрались спасатели (они хотели сначала оценить ситуацию и только потом вызывать технику) и принесли заботливо собранный руками жены пилота двадцатикилограммовый рюкзак еды (думая, что там запчасти), то выяснилось следующее. Британский Rover оказался полностью исправен, работали даже обе лебедки. Сломался... экипаж, оказавшийся не готовым к трассам такой сложности. Следуя указаниям спасателей, англичане выбрались на асфальт и вернулись в лагерь. Но не «слились», как ожидали многие, а, собравшись с силами, вернулись в гонку и по последним спецучасткам ехали уже вполне уверенно.

Брод через реку Уксу опытные участники проходили уверенно, но осторожно. Им еще памятны затонувшие здесь год назад автомобили

Положить начало

Самым ярким дебютом нынешнего рейда стала... заводская команда «УАЗа», впервые в истории автозавода принявшая участие в трофи (пусть и в зачете «Туризм»). Приятно уже одно то, что главный производитель отечественных внедорожников наконец-то заметил существование трофи-рейдов и заинтересовался ими. Давно пора – таково было общее мнение участников на этот счет. Многие при этом добавляли, что «завод» должен ездить именно в спортивном зачете. Всем было интересно, как покажут себя ульяновские экипажи и автомобили, подготовленные в заводских условиях. Напомню: « УАЗ» выставил два Hunter с дизелями Andoria, четырехступенчатыми КПП, раздатками старого образца и «колхозными» мостами (последние были оснащены червячными блокировками). Кузова обоих автомобилей отлифтовали под 35-й Goodrich. Что ж, и люди, и машины заводской команды оказались достойными бойцами. Пройдя весь путь до конца, они стабильно финишировали в первой пятерке. И хотя показанное на СУ время у «туристов» формально не учитывалось, подобные результаты не могли не вызвать уважения у соперников. Интересно, что, пользуясь возможностью заявить до пяти человек в туристический экипаж, ульяновцы выступили по максимуму. Первыми пилотами объявили топ-менеджеров завода Сергея Юрасова и Дмитрия Пришвина. А оставшуюся команду составили заводские водители-испытатели. Правда, директора прошли только три спецучастка, а затем дела отозвали их в Ульяновск. Именно из-за этого, да еще из-за того, что Сергей и Дмитрий не ночевали в лагере, предпочитая уют гостиниц, мне так и не удалось побеседовать с ними в неформальной обстановке. Но, надеюсь, что их появление на «Ладоге» не было случайным, и интерес к трофи-рейдам отразится и на технической политике автозавода.

Так вот они и ехали... Секрет фокуса состоит в том, что машина находится за гребнем бобровой плотины и идет преспокойно по низкой воде.

Кстати, УАЗовцы заняли первое и седьмое места в «Туризме». Отличный дебют! В этой связи, вероятно, стоит напомнить, что яркие ладожские дебюты всегда имели достойное продолжение. Взять, к примеру, казахов. Участники 2002 года до сих пор помнят их старт на «шоссейных» Mercedes Gelandewagen. Но уже на следующий год алмаатинцы были первыми в «Рейде»! На эту «Ладогу» приехал лишь один из казахских экипажей. И, что самое удивительное, ребята были практически единственными в зачетной группе «Спорт-3», кто обошелся без поломок и потому посетил и все СУ, и все дополнительные соревнования. Настоящий спортивный автомобиль должен пройти всю гонку без единой поломки и развалиться сразу после финиша?

Страсти на доске

В отличие от прошлого года, когда судьба первых мест в «Спорте» решалась буквально на последних метрах 1200-километрового маршрута, на этот раз лидеры обозначились уже на середине дистанции. А весь накал борьбы переместился в «Туризм». Дело в том, что из-за особенностей подсчета очков в этом классе, на спецучастках важно было просто уложиться в контрольное время. Судьбу же пьедестала решали дополнительные соревнования – пляжная и дюнная гонки, а затем – ночное ориентирование.

Они-то и расставили всех по местам.

За последние годы «Ладога» привыкла ко всякого рода околоспортивным склокам. В этот раз почти обошлось. Почти. По крайней мере несколько вечеров подряд весь лагерь читал на информационном табло бюллетени КСК, посвященные разбору протестов и апелляций по поводу колес экипажа Эдвинса Васовикса из Риги. Мало того, что выбранные им шины оказались на 0,3 дюйма шире обозначенной на них маркировки, положение «осложнялось» и тем, что латвийский экипаж захватил лидерство на двух первых СУ... Но даже и после смены «провокационных» колес на «совсем маленькие», дело о резине продолжало тянуться. Рижане продолжали показывать хорошие результаты, и, видимо, поэтому их подозревали в замене резины в процессе преодоления СУ, в срезках и других неблаговидных поступках. Но ради справедливости стоит заметить, что, несмотря на все бумажные войны, рижский экипаж поднялся-таки на высшую ступень пьедестала.

Вообще информационный стенд в центре лагеря был одной из немногих общих точек сбора участников. Каждый день бивак растягивался чуть ли ни не несколько километров, но к доске приходили все. Она же в свою очередь пестрила не только официальными документами вроде «оштрафовать спортивного комиссара соревнований за использование лебедки без корозащитного стропа», но и объявлениями частного характера о найденных хай-джеках и потерянных крышках бензобака... В общем, отражала реальную офф-роуд-жизнь во всей ее многогранной простоте.

Вода и песок

Традиционно самым зрелищным моментом «Ладоги» должна была стать пляжная гонка. Но... Приехав на место ее проведения около Видлицы, никакого пляжа организаторы не нашли. Точнее, нашли, но глубоко под водой. Уровень Ладожского озера поднялся больше чем на метр, и волны вплотную подступили к лесу. По той же самой причине никто из «туристов» не доехал до Варшского камня – огромного гранитного «кирпича», возвышающегося около берега. Кстати, камень этот примечателен тем, что после Ливонской войны, досадно проигранной Иваном Грозным, именно по нему определяли границу России и Швеции. Теперь же глубина непосредственно у «пограничного столба» была под два метра, а подъезд по берегу превратился в затяжной брод длиной километра два, при преодолении которого волны иной раз перехлестывали через капот умеренно лифтованного УАЗа. Лишь пара экипажей доехала до ближайшего к камню мыса, а еще несколько полюбовались им издали. Жаль лишь, что эта точка была факультативной и предлагалась «туристам» вне зачета во время дневки. Спортсмены, кстати, работали по полной программе и в этот день...

Но вернемся на пляж. Вместо него организаторы постановили провести вторую дюнную гонку. Для нее разметили место по соседству, но в отличие от традиционного маршрута, нарезали более крутые петли. И вновь сюрприз: всегда лидировавшие на дюнной гонке машины класса ТР-1 уступили первенство более подготовленной технике. В рядах «Стандарта» начался ропот: трасса не подходит, она непроезжая... Руководитель гонки ответил на претензии просто. Он сел за руль своей городской Toyota и без лишних слов проехал весь круг. Ну а лучший результат на дюнах показали норвежцы, ехавшие в зачете «Рейд».

Дюнная гонка – самый зрелищный момент всего трофи-рейда. По крайней мере, на нее специально приезжают зрители и болельщики из Питера

Средство от привыкания

Я не раз спрашивал ветеранов гонки, не скучно ли ездить каждый раз по одним и тем же местам и спецучасткам. Ведь многие настолько хорошо ориентируются на местности, что сходу, без разведки преодолевают тяжелейшие с виду «засады». По крайней мере, новички в разговорах то и дело высказывали подозрения, что некоторые экипажи заранее прошли маршрут, если так уверенно едут по самым невероятным траекториям. И они правы, ветераны действительно прошли маршрут заранее. Сильно заранее. Неоднократно...

Но на этот раз организаторы специально для «дедов» устроили «тесты на внимательность». На нескольких самых наезженных СУ они изменили варианты прохождения. В итоге, среди опытных спортсменов нашлись не только заплутавшие, но и финишировавшие без старта! Впрочем, все это из разряда курьезов.

P. S. Вы не поверите, но каждый год «Ладога» разная. Погода, соперники, настрой – все это делает гонку неповторимой.

Победители трофи рейда «Золотая бочка - Ладога 2005»
ТР1 ВАНСОВИКС Эдвинс / КОЯЛОВИКС Каспарс TLC - 70 Латвия
ТР2 КУЗНЕЦОВ Андрей / АЛЕКСАНДРОВ Алексей TLC - 70 СПб
ТР3 ПАВЛОВ Николай / НИКИЖЕВ Алексей TLC - 71 Казахстан
Прото-спорт МУММЕ Майт / Пахма Кейдо-Петер TLC - 40 Эстония
Туризм ЮРАСОВ Сергей / ПРИШВИН Дмитрий / ЗАМАЛЕТДИНОВ Рамиль УАЗ Ульяновск
Рейд ЛЕВИТ Игорь / ВЕДЕРНИКОВ Георгий / КЛИБАНОВИЧ Сергей TLC СПб
ЧУРЮКАНОВ Алексей / БАБАКОВ Денис / ХОДКЕВИЧ Дмитрий УАЗ СПб
НИКИТИН Владимир / СУЛЯГИН Юрий УАЗ СПб



Ездим так каждый день
Владимир Анечкин. Заводская команда « УАЗ» (1-е место в зачете «Туризм»)

На заводе автокросс был развит, потом в ралли-рейдах начали гоняться, а теперь трофи. День, другой финишируем – и все в лидерах. Сами удивляемся. Так мы весь рейд и проехали. Но, скажу по секрету, для нас, заводских водителей-испытателей, ничего сверхъестественного не было. Мы по таким дорогам каждый день ездим, когда проходимость откатываем. Если начальство решит эту тему развивать, то на следующую «Ладогу» приедем в спортивном зачете.











Не ожидал столько от болот
Пер Мортен Лоберг. Норвегия, Range Rover (3-е место в зачете «Рейд»)

Мы довольны своим результатом. Особенно на этой машине. Мы не ожидали, что здесь будет столько болот. Думали, что ладожское бездорожье похоже на наше, что будут лесные дороги с колеями, проселки, камни. Наша резина совершенно не предназначена для болот. Она чересчур жесткая. Приходилось сдуваться до 0,2, но она все равно ехала плохо. Мы обязательно приедем на «Ладогу» в следующий раз, но уже на другой резине и на другой машине. Наш Range Rover слишком тяжел для вашей гонки.












Туристам было тяжело
Сергей Киселев. Технический комиссар, эвакуатор в зачетах «Туризм» и ТР1

Туристам в этом году очень тяжело было. Их запустили на очень сложные трассы, рассчитанные на подготовленные машины, а ведь многие ехали в стандарте. Но в целом уровень трофи-рейда растет год от года, и это приятно. По количеству участников и по уровню организации каждая новая «Ладога» поднимается на ступеньку выше.














Обошлось без эксцессов
Юрий Овчинников. Руководитель гонки

Я оцениваю эту «Ладогу» более положительно, чем прошлую. Все обошлось без эксцессов, судьи работали четко, эвакуация справилась на 5. Отрадно, что «Туризм» и ТР1 в этом году хороши – много участников, боевой настрой. Мы постарались в этом году уделить максимум внимания подготовке трасс для этих категорий. Но для меня главная оценка та, которую дают соревнованиям сами участники.













Нам помог «Ночной дозор»
Александр Дерюгин. Бессменный начальник службы техпомощи

В этом году было легче. Трассы мы подготовили не проще, машины не стали принципиально сильнее, но опыт участников сделал свое дело. В зачетах «Прото» и ТР2/ТР3 не было новичков. Что касается общей организации, то, как обычно, нам не хватало информации о том, что делается на трассах. Очень помог «ночной дозор» – наши ребята выдвигались с утра пораньше к точкам старта каждый день и собирали стартовки. После закрытия трассы мы сверялись с финишными ведомостями и знали, кто не вернулся. Мы работали так в первый раз и теперь будем использовать этот опыт.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 август-сентябрь 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты