Не думай о секундах свысока

«Тверская земля» – III этап ЧР, III этап КР по трофи-рейдам (г. Тверь)

Текст: Леонид Фалкенберг
Фото: Александр Давидюк

С 8 по 11 июля под известным брендом «Тверская земля» клуб «Лебедушка» провел сразу три трофи-соревнования – Чемпионат, Кубок и Клубное. Конечно же, объединяя такое количество зачетов, организаторы во главе с Евгением Павловым шли на определенный риск: не имея должного опыта, принять большое количество экипажей (собралось более 50 машин) довольно сложно. Но, скажу сразу, клуб с поставленной задачей справился. Был даже организован парадный старт из центра Твери. Участникам предлагались три разные трассы, отличавшиеся по сложности прохождения и нормативу времени. Но формат был у всех един – ориентирование.

Кювет

В отличие от линейных гонок, ориентирование предполагает вдумчивый подход к выбору маршрута движения, последовательности поиска точек и решения других тактических задач. После общего старта большинство экипажей, в буквальном смысле слова наступая друг другу на колеса, устремилось к выходу со стартовой поляны. Я же поставил себе задачу провести наблюдение за самыми сложными участками трассы. И действительно, буквально через 20 минут мне довелось лицезреть контрольную точку №28 (ставшую впоследствии одной из самых знаменитых точек соревнования). Собственно, это был просто придорожный кювет. Но кювет очень глубокий, широкий и к тому же заполненный водой. Многие экипажи оставили его на «десерт», но так и не смогли «проглотить» отложенное. А самыми первыми подмочили здесь свою амуницию братья Макаровы из Екатеринбурга. Они брали это препятствие почти сходу, причем труднее всего было переплыть эту канаву штурману с тросом в руках. А потом он просто вручную подтянул съехавший в воду и не успевший затонуть автомобиль. Далее машина лебедкой была вытащена на берег. Точка взята, а вот назад гораздо сложнее. Не за что зацепить трос! По счастью, взаимопомощь в трофи – вещь обыденная, и подъехавший экипаж Юрия Пшеничникова из Твери перетащил Макаровых обратно через канаву...

Тщетные поиски

Весь следующий день я провел в поиске труднопроходимых участков и таки нашел их, но... участники в этих точках так и не появились. Кстати, общий норматив времени в Чемпионате составлял 42 часа при 25 контрольных точках. Что же касается количества участников, то в ТР2 было восемь экипажей, а в ТР3 восемнадцать (итого 26). Получается на каждого участника по точке и полтора часа, чтобы доехать до каждой...

На другое утро я возобновил поиск засадных мест, а заодно и экипажей, растворившихся в бескрайних тверских лесах. Моя тактика была достаточно проста: на «гражданском» внедорожнике подобраться как можно ближе к искомой точке, а далее пешком. И надо сказать, что в этот день охота удалась...

Березовый пруд

Точка №22 – это пруд, точнее, березовый лес... глубиной около двух метров. Услышав какое-то лязганье, иду на звук и в ста метрах от искомой позиции в кустах нахожу Сергея Савенко, пытающегося на своем монстре «подплыть» к точке с совершенно неожиданной стороны. Кстати, с поиском самой точки у экипажа возникли весьма своеобразные проблемы. Дело в том, что дерево с красным номером 22... уронил какой-то «нехороший человек». В результате чего оно плавало в воде «лицом вниз»! Штурман Дмитрий Кемаев минут тридцать ворочал в воде тяжелые и скользкие древесные стволы, пока не нашел нужный, а потом еще некоторое время искал то место (пенек), где он (ствол) изначально произрастал. И только после того как была составлена чрезвычайно сложная композиция «ствол-пенек-пилот-машина», было сделано заветное фото для недоверчивых судей. Кстати, машины на эту точку приезжали достаточно стабильно, а когда вся эта «водоплавающая» техника выныривала назад из «березового озерца», она как неводом вытаскивала кучу травы, лягушек и... пиявок.

Тещин Конец

Надо сказать, что расстояния между точками были вполне приличными (порядка 30 км). И поэтому было практически невозможно разобраться, кто куда уехал и где находится. Я же отправился в деревню под интригующим названием... Тещин Конец. «Конец» настораживал и, надо заметить, не без оснований. Даже подъезд к этой загадочной деревне был с «обязательной лебедкой». Все четыре «деревенские» точки были как бы тупиковые, причем одна из них, по мнению большинства участников, оказалась самой сложной... Коварная №19. В густом заболоченном, буреломном лесу, вяло течет ручеек. Так, лужица какая-то, а ступишь в него, и сразу по грудь... Ну а после ручейка еще 200 метров по заболоченной трясине (только 12 машин сумели преодолеть это препятствие). Потом была точка, обозначение которой пряталось под мостом через реку. А в это время в лагере проходила торжественная процедура награждения призеров Кубка России...

Вежливость королей...

По мнению подавляющего большинства участников, трасса соревнований была разнообразной по характеру препятствий и очень интересной в плане ориентирования. Последний момент выражался в том, что ко многим контрольным точкам было сложно найти подходы. В результате, на поиски уходило много драгоценного времени. Кстати, если норматив в Кубке составлял 24 часа, то в Чемпионате эта цифра возрастала до 42.

И еще, особенность любого ориентирования состоит в том, что экипажам приходится тщательно рассчитывать время, необходимое для взятия точки. Тут главное вовремя финишировать! Характерный пример: на третий день соревнований, ровно в 12:00 закрывался финиш Чемпионата. И тут отличился Борис Гадасин... От того, успеет ли Борис вовремя финишировать, зависело распределение мест в линейке призеров. Неудивительно, что почти вся команда ASG (а также ее соперники из Екатеринбурга) с нескрываемым волнением ожидали лидера на финише. До контрольного времени осталась всего одна минута... Тишина. Со всей очевидностью стало ясно, что Гадасин опоздал. Кто-то, наверное, радовался этому обстоятельству, кто-то, напротив, переживал. И тут примерно в километре от финишной черты мелькнула крыша автомобиля! Пошла последняя минута, все видели приближающуюся машину Бориса, но успеет ли он до закрытия трассы, было совершенно непонятно. Напряжение было столь велико, что спортсмены во главе с Иваном Евдокимовым неожиданно хором принялись отсчитывать уходящие мгновения. И он успел! Да, подобного финиша история отечественного трофи еще не знала. На моей памяти нечто подобное было лишь один раз – на «Железном переборе» в Тюмени автомобиль Славы Филиппенко прибыл за 20 секунд до истечения норматива, но чтобы за доли секунды...

P. S. В итоге, взяли все точки, уложившись в норматив времени, шесть машин ТР3, и две ТР2. Ну а призовые места заняли те же экипажи, что и на предыдущих этапах Чемпионата, за исключением категории ТР3. Здесь вместо выбывших из числа призеров Сергея Савенко и Дмитрия Кемаева на пьедестал поднялся тверской экипаж Юрия Пшеничникова и Евгения Батарина.

Клубные соревнования
Супертуризм
1 ЛЕЛИ Андрей / ЛЕЛИ Николай Daihatsu Зеленоград
2 БОГОМОЛОВ Дмитрий / КАПУСТИН Сергей ГАЗ-69 Тверь
3 ИГАТЬЕВ Максим / ОРЛОВ Юрий УАЗ Тверь
Туризм
1 НИКИТИН Денис / БУЕНКОВА Екатерина RRC Москва
2 ПАРАМЗИН Владимир / ФРОЛОВ Владимир УАЗ Москва
3 ПОЛЕВАЯ Ольга / ПАВЛОВ Борис « Нива» Москва

III этап Чемпионата России по трофи-рейдам
ТР2
1 ГАДАСИН Борис / СТАРОВ Сергей LR Defender СПб
2 САНАКОЕВ Роберт / ГРИГОРЬЕВ Максим LR Defender СПб
3 МАКАРОВ Вадим / МАКАРОВ Алексей TLC-70 Екатеринбург
ТР3
1 КОПЫЛОВ Андрей / РУСИНОВ Павел TLC-70 Екатеринбург
2 ПШЕНИЧНИКОВ Юрий / БАТАРИН Евгений УАЗ Тверь
3 ГОЛУБЕВ Алексей / ГАРАГАШЬЯН Алексей TPX СПб
Абсолют
1 КОПЫЛОВ Андрей / РУСИНОВ Павел TLC-70 Екатеринбург
2 ПШЕНИЧНИКОВ Юрий / БАТАРИН Евгений УАЗ Тверь
3 ГАДАСИН Борис / СТАРОВ Сергей LR Defender СПб
Командный зачет
1 – «OFF-ROAD WOLFS», 2 – «ASG», 3 – «OFF-ROAD Екатеринбург»

III этап Кубка России по трофи-рейдам
ТР2
1 НИКОЛАЕВ Александр / ПИКУЛЕВ Павел TLC-70 Москва
2 ПИКУЛЕВ Владимир / КАЛИНИН Дмитрий TLC-70 Москва
3 МАМЫРИН Георгий / БАТУРИН Виталий УАЗ-31519 Москва
ТР3
1 БЕДРОСЯН Юрий / ЯХНЕВ Павел ГАЗ-69
2 ВАСИЛЕВСКИЙ Николай / ГОЛОВКО Виктор TLC-70 Москва
3 ХАРЧЕНКО Олег / ЖИЛЕНКОВ Григорий УАЗ-31519 Москва
Абсолют
1 БЕДРОСЯН Юрий / ЯХНЕВ Павел ГАЗ-69
2 НИКОЛАЕВ Александр / ПИКУЛЕВ Павел TLC-70 Москва
3 ПИКУЛЕВ Владимир / КАЛИНИН Дмитрий TLC-70 Москва
Командный зачет
1 – «Черное море», 2 – «Нимал», 3 – « Вездеход»


Правила игры мне понятны
Евгений Павлов. Организатор соревнований, руководитель клуба «Лебедушка»

Соревнования провожу давно. За пять лет организовали около 40 крупных и мелких мероприятий по внедорожным гонкам. Проведение Чемпионата, Кубка и клубного соревнования меня не пугало, тем более что правила игры мне понятны и устраивают. В реальности подготовка данного соревнования оказалась довольно сложной, чего я не ожидал. Я имею в виду поиск и выбор точек на местности. Соревнование готовил с душой и доволен тем, что получилось.


Очень понравились призы
Павел Русинов. Штурман, 1-е место в Чемпионате России (абсолют)

Гонка, безусловно, понравилась, особенно точка №28, к которой пришлось буквально плыть через канал. Очень долго искали подъезды к точкам 3–9 через торфоразработки. Машина практически не ломалась, за исключением подкачки, гнутой тяги Панара, и на последней точке пропала зарядка. Всю трассу мы прошли за 20 часов, намотав 438 км. Очень понравились призы – лебедка нам ой как нужна.


Машина довезла
Юрий Бедросян. Пилот, 1-е место в Кубке России (абсолют)

Трасса – не столь сложная, сколько интересная. Я в первый раз участвую в формате «ориентирование», мой штурман Павел Яхнев сработал хорошо. Машина, на удивление, довезла. Несмотря на то, что пропало сцепление, мы все-таки доползли до финиша на второй передаче. Кстати, если кому интересно, на нашем 69-м «ГАЗике» стоит все родное, а мотор «волговский».


Эта моя ошибка
Роберт Санакоев. Пилот, 2-е место в Чемпионате России (ТР2)

Мы люди привередливые, как хорошо ни делай, нам все равно мало. Гонка исключительно интеллектуальная, исключительно интересная, может быть, чуть не хватает рельефа, то есть наблюдается однообразие ландшафта. В любом случае, ориентирование мне нравится. Больше шансов реализовать командную стратегию. Машина на этот раз была на высоте, скорость на прогонах возросла после некоторой модификации подвески. Трудности доставила только точка №28, пришлось брать ее в два захода. В первый раз по моей оплошности мы утопили машину, признаю – это моя ошибка.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 август-сентябрь 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты