Под солнцем Сатаны

Пустыни как они есть

Текст: Олег Зверьков
Фото: Андрей Каменев и Игорь Константинов

Я решил писать с точки зрения верблюда. Мне показалось, что во внутренний мир верблюда проникнуть легче... Поэтому я посмотрел вокруг безрадостными глазами животного и начал: «Кто придумал тебя, однообразный мир пустыни?.. Кто насыпал этот палящий песок, в котором даже верблюжья колючка кажется флорой, а скорпионы – фауной? Кто зажег над нами унылое и неумытое солнце? Пустыня дышит жаром, как легочный больной. Она протяжна, как обморок, и вызывает тоску. В пустыне нет счастья в жизни». Начало мне понравилось. Однако пора было переходить к людям...

А. Житинский. Дитя эпохи

Пустынная history
Духовной жаждою томим,
В пустыне жалко я влачился.
А. Пушкин. Пророк

Вообще-то первыми официально запротоколированными наукой обитателями пустыни следует считать динозавров. Бренные останки этих загадочных родственников всем известной Годзиллы были найдены в пустыне Гоби еще в 30-х годах прошлого столетия. Скажу больше: противоестественное стремление к пересечению и освоению пустынь с давних пор наблюдается не только у всяких милых зверушек, но и у человечества. Чего стоит настойчивое желание Древнего Египта оттяпать у природы и соответственно окультурить максимально возможное количество песков Ливийской пустыни, в сущности непригодных ни для чего другого, кроме возведения мавзолеев-переростков. Или взять тот же 40-летний анабазис предков современного населения Израиля. Но, что характерно, именно в пустынных местностях зародились две величайшие мировые религии: христианство – на Синае, а ислам – в Аравии. Да и крупнейшие средневековые государства Средней Азии – Бухара, Хива, Самарканд и Хорезм – тоже умудрились расцвести в условиях патологического обезвоживания. Кто знает, может быть, именно экстремальные условия существования при тотальном отсутствии кондиционеров и холодильников заставляли людей быть умнее, шустрее и деятельнее.

Исключая коренное население, изначально проживавшее в ареалах с ну о-о-очень сомнительным земледелием, до середины XIX века интерес к пустыням был крайне сдержанным. Ну, разве что рыцари малость пошумели во времена крестовых походов. И только с появлением новых видов оружия и исчезновением у рядового состава стрессов при виде бедуинов на боевых верблюдах и фаллических кактусов, «цивилизованный» мир принялся дружно ломиться в «песчаные хранилища». Причем подданные Российской Империи стали ломиться в засушливые среднеазиатские районы, англичане и французы – в африканские, а американцы – в (пардон за тавтологию!) американские.

В итоге, первая половина ХХ века занесла доселе достаточно спокойные и немноголюдные пустыни во все учебники военной истории. Вспомним хотя бы рейды английской армии в Северной Африке и Аравии в 10-е годы и «героическую борьбу Красной Армии с басмачами» в 20-е. А танковые сражения в Египте и Ливии «немецкого лиса пустынь» Роммеля в 40-е? Но, слава богу, прошли те времена...

Впрочем, и сегодня, в условиях современной цивилизации, людей неудержимо тянет в пустыни. Но уже за развлечениями и драйвом. Чего стоит возведение Лас-Вегаса – крупнейшего в мире развлекательного центра. Ведь заложили этот город-казино не где-нибудь, а в Неваде, неподалеку от печально известной Долины Смерти, места, где полегло едва ли не больше золотоискателей, чем за всю историю поисков «презренного металла». Кстати, если кто помнит один из лучших вестернов «Золото Маккенны» – так вот, это все это происходило совсем рядышком. Где именно, по понятным причинам не скажу...

Пустынная geography
В желтой жаркой Африке,
В центральной ее части,
Как-то вдруг вне графика
Случилося несчастье...
В. Высоцкий. Жираф

Пустынями называют крайне засушливые области земного шара, бедные водой и растительностью. Пустыни составляют 23% площади всех континентов. Возникновение, развитие и географическое распределение пустынь на земном шаре обуславливаются следующими факторами: высокими значениями солнечной радиации и малым количеством выпадающих осадков (или их полным отсутствием). Последнее, в свою очередь, зависит от широты местности, условий общей циркуляции атмосферы, особенностей орографического строения суши, материкового или приокеанического положения местности.

Климат пустынь характеризуется высокими температурами воздуха. Средняя температура в тени в летнее время превышает 30°С (нередко достигая 50°С). Максимальная температура (+58°С) была зарегистрирована в пустыне Эз-Завия (Ливия). Также чрезвычайно велика интенсивность прямой солнечной радиации, что, в свою очередь, связано с большой прозрачностью воздуха и малой облачностью. Под солнечными лучами почва нагревается до 70–80°С! А металлические предметы настолько раскаляются, что прикосновение к ним может вызвать ожог.

Важнейшая особенность пустыни – крайняя сухость воздуха (относительная влажность в дневное время 5–20%) и катастрофическая бедность осадками (100–200 мм в год). Ну и, конечно, ветер – великий хозяин пустынь. Арабская пословица гласит: «В Сахаре ветер встает и ложится вместе с солнцем». Сирокко Сахары, гебли и хамсин Ливийской пустыни – как бы ни называли люди ветра, все они жаркие, сухие и пыльные (нередко переходящие в бури). Так, например, за один день ветер может унести из Сахары миллион тонн пыли! Для облегчения восприятия: если это количество погрузить в железнодорожные вагоны, то длина поезда составит 400 км...

И еще, многие представляют пустыни как бесконечные цепи песчаных барханов и дюн. Но это совсем не так. У большинства пустынь собственно пески занимают не более 10–15% поверхности. Так, в Сахаре они составляют лишь 10% ее площади, а более 70% великой африканской пустыни – это бескрайние каменистые плоскогорья (хамады), усеянные кремниевым щебнем.

Для рельефа пустынь также весьма типичны сериры – песчаные равнины, покрытые мелким щебнем, и такыры – огромные безжизненные участки, образованные растрескавшимся глинистым слоем. Такыры образуются на месте бывших илистых речных разливов или скоплений весенней дождевой воды. Но чаще всего пустыни представляют собой сложную, многообразную мозаику каменистых и глинистых плато, всхолмленных песков и бессточных котловин.

Большую опасность для путешественников в пустыне представляют зыбучие пески. Они встречаются у выходов подземных вод, на месте высохших озер и на берегах рек. Близость подземных вод приводит к нарушению прочности грунтов, и тогда достаточно веса человека (не говоря уж об автомобиле), чтобы надежная на вид песчаная равнина пришла в движение, «всосав» буквально за считанные минуты все находящееся на поверхности.

Или вот еще топонимический казус: практически все современные названия пустынь в переводе с языка народов, населяющих данную местность, обозначают не что иное как «пустыня». Гоби – это «пустыня» по-монгольски, Калахари – по-готтентотски, Сахара – по-арабски и т.д. Поэтому, будучи проездом по офф-роуду через, например, дружественную Монголию, не пытайтесь выяснять на ломаном местном диалекте, как доехать до пустыни Гоби. Могут не понять. Или, того хуже, решат, что в детстве с вами не доработал логопед, и, следовательно, неплохо бы доработать...

Пустынная life
– Да здесь же Сахара! Сахара! – завопил Черемухин. – Это же пустыня, елки зеленые!
– Паша, ты когда-нибудь форсировал Пинские болота? – сказал генерал мягко. – A я форсировал. Да еще пушки тащил... Ишь, чем испугать меня вздумал! Сахара!
А. Житинский. Дитя эпохи

Передвижение по пустыням на транспорте, имеющем двигатель внутреннего сгорания и не плюющемся во все живое в радиусе 10 м, началось довольно давно. Вот только два умилительных свидетельства этому, взятых из российской прессы начала ХХ века:

«Бельгийские спортсмены произвели интересный опыт – проехали на автомобиле пустынную местность южного Алжира до оазиса Лагуат и далее, сделав в общем 450 километров. С их стороны это было очень смело, так как туземцы утверждали, что никогда экипаж без лошадей не может совершить такого путешествия. Каравану автомобилистов пришлось пробираться по равнинам с густыми песками. Арабы были страшно поражены видом необыкновенных экипажей и встречали их изумленными восклицаниями. За оазисом Лагуат встретились путникам бесчисленные скелеты верблюдов, павших несколько месяцев тому назад при перевозке военных транспортов и экспедиции, направлявшейся в Ин-Салах».

«Московские ведомости», 23 марта 1901 года

«До сих пор единственным способом передвижения в пустыне были верблюды. Караван двигался очень медленно, так как приходилось считаться с географическим положением колодцев. С изобретением инженера Губрю Лаллана из Каира, который придумал автомобиль для пассажиров и перевозки товаров по песчаным пустыням, все эти неудобства отпадают. Экипаж, высоко сидящий на колесах, не подымает столбов пыли, так как расстояние между землей и экипажем довольно большое и пыль может свободно рассеиваться во все стороны. Благодаря этому микроскопические зерна песка не могут также попадать в мотор, заключенный, кроме того, в герметически закрытую оболочку. Обод колес настолько широкий, что они не уходят в песок, что значительно облегчает и ускоряет их движение».

«Вокруг света», 1913 год

В России начало автомобильному освоению пустынь положил беспрецедентный по тем временам пробег Москва – Каракумы – Москва (1933 год). В нем участвовало 23 автомобиля: «ЗиСовские» грузовики АМО-4 и «горьковские» машины трех типов – легковые, двухосные грузовые и трехосные. Возглавлял экспедицию легендарный директор «ЗиС» И. М. Лихачев. Это эпохальное событие отлично зафиксировал документальный фильм (в 30-е годы его смотрела вся страна), снятый знаменитым Романом Карменом. Позже Кармен даже выпустил книгу «Автомобиль пересекает пустыню». Маленькая цитата из нее:

«Условия работы автомобилей и их экипажей были чрезвычайно тяжелыми. Днем температура в кабинах доходила до 75 градусов, плавилась даже кинопленка. Мельчайший песок забивал все моторы и механизмы... На пути встречались отвесные, высотой до 150 метров, обрывы плато, гряды барханов, глубокие каньоны высохших рек... Попадались обманчиво ровные котловины, где под тонкой коркой скрывалась засасывающая трясина».

Кстати, этому первому отечественному офф-роуд-пробегу и был посвящен фильм «Директор». Для тех, кто не в курсе: на его съемках в 1965 году произошла трагедия – при исполнении автомобильного трюка, связанного с переездом через бархан, погиб один из популярнейших киноактеров того времени Евгений Урбанский...

Что же касается дня сегодняшнего, то гонками по пустыне удивить кого-то уже сложно. В общем, мы даже не будем останавливаться на всемирно известных ралли типа «Париж – Дакар», а попробуем вытащить на свет немного «экзотики»...

В 2002 году англичанин Джулиан Ноуилл организовал ралли «Плимут – Дакар Челлендж», участвовать в котором может любой желающий и на любом автомобиле. Главное условие – машина должна стоить не больше ­$100. Регламент соревнований состоит всего из нескольких правил. На доводку машины разрешается тратить не больше $15. Организаторы не оказывают участникам никакой поддержки, и с момента старта каждый экипаж предоставлен сам себе. По достижении конечной точки маршрута автомобили безвозмездно передаются местным благотворительным организациям. На преодоление маршрута длиной в 3000 миль (4828 км) отводится три недели.

В 2004 году продвинутые американцы организовали ралли через калифорнийскую пустыню Мохаве для машин-автоматов. К сожалению, большинство из механических претендентов потерпело аварию, еще не скрывшись из поля зрения наблюдателей, находившихся на старте. К участию в гонках было допущено 15 машин, но две из них выбыли еще до старта. Девять из оставшихся 13 прошли меньше двух миль.

Власти Саудовской Аравии срочно пытаются экипировать всех верблюдов светоотражающими элементами, чтобы уменьшить количество аварий на дорогах. Дело в том, что на дорогах Королевства каждый день в автомобильных авариях погибает до 20 человек. Чаще всего аварии случаются из-за верблюдов, которые выходят на проезжую часть, совершенно не обращая внимания на звуковые сигналы и свет фар. При этом столкновения с «кораблем пустыни» легковой автомобиль, мягко говоря, не выдерживает. Животное, высота которого превышает 2 метра, а вес несколько сотен килограммов, полностью сминает автомашину. Кстати, аналогичный закон приняли недавно и в Израиле.

Пустынный drive

– Я этого так не оставлю, – ворчал Остап. – Бросили в пустыне корреспондента советской прессы!
И. Ильф и Е. Петров. Золотой теленок

Несколько полезных советов, которые могут значительно облегчить жизнь водителя, оказавшегося один на один с пустыней.

Как я уже говорил, в условиях пустыни человек сталкивается с чрезмерно высокой температурой воздуха, интенсивной солнечной радиацией и сильными ветрами. В таких условиях организм быстро обезвоживается. Поэтому длительность передвижения по пустыне лимитируется в основном запасами «чудотворной жидкости». Поиск воды в пустыне труден, но не безнадежен. Порой достаточно копнуть поглубже в низине старого высохшего русла или в ложбине у подножия бархана с подветренной стороны. Сперва на глубине 1–2 метров появится темный сырой песок, а через некоторое время выкопанную ямку заполнит грунтовая вода! Кроме того, высохшие ручьи имеют воду сразу под поверхностью. Если ручей высыхает, вода спускается в нижнюю точку на поверхности в месте поворота русла. В поисках воды копайте вдоль этих поворотов. Не случайно казахи говорят: «Кум бар – су бар!» (где песок – там вода).

Потреблять воду в пустыне следует по возможности часто, но малыми дозами – не более 100 мл в час. Замечено, что при таком режиме организм эффективнее усваивает жидкости. А вот одежду снимать не стоит, как бы вам этого ни хотелось. Во-первых, ветер сильно обезвоживает организм, а во-вторых, вам будут гарантированы сильнейшие солнечные ожоги.

На период прохождения песчаной бури любое передвижение следует прекратить. Если вы оказались далеко от вашего автомобиля, постарайтесь соорудить себе простейшее убежище или попросту закопаться в песок. Как можно плотнее закройте голову и дыхательные пути верхней одеждой и дышите через материю. При этом дыхание должно быть спокойным (только через нос).

При попадании в зону зыбучего песка следует вести себя так же, как и при попадании в болото или на хрупкий лед. Лягте на живот и постарайтесь занять как можно большую площадь опоры.

Теперь, собственно, о передвижении по пустыне на личном автотранспорте. Вообще-то проходимость песчаных грунтов во многом зависит от времени года и погоды (песчаные районы более доступны в период дождей).

Грунты пустынь весьма неоднородны. В зависимости от их состава различают песчаные, солончаковые и глинистые пустыни. Наиболее распространены песчаные пустыни. Большую часть их площади занимают подвижные незакрепленные барханы и дюны (слабо закрепленные и закрепленные пески). В сухое время года барханы и бугристые пески труднопроходимы, а зимой, весной и после дождей они уплотняются, и проходимость по ним увеличивается. В низинах встречаются солончаки и такыры, которые проходимы только в сухое время года.

При движении по пустыне лучше выбирать ровные участки с растительным покровом. В песках двигаться по межгрядовым понижениям, пересекая перемычки в более низких местах. Солончаки, мокрые такыры и глинистые участки по возможности обходить или преодолевать после обязательной разведки.

По незакрепленным пескам, мокрому такыру и солончакам двигаться лучше прямолинейно, избегая резкого изменения скорости и торможения.

Высокие барханы преодолевайте по выпуклой стороне на низких передачах без остановки, направляя машину под прямым углом к вершине. Маневрировать необходимо таким образом, чтобы не застрять при повороте на сыпучем песке, при движении с креном по бархану, в узкой выемке при крутом повороте на солончаке или мокром такыре.

В частично закрепленных сыпучих песках двигайтесь по одной колее. По глубине погружения колес идущей впереди машины нужно оценивать твердость грунта. При преодолении барханов колонной необходимо следить за состоянием колеи. После прохода нескольких машин она разбивается, и поэтому следующая машина должна двигаться с некоторым смещением. А движение по солончаку или мокрому такыру по одной колее и вовсе недопустимо.

У «пустынного офф-роуда» в последнее время появилось много противников в научной среде. Так, профессор Оксфорда Эндрю Гоуди заявил, что сегодня пылевые бури случаются все чаще и чаще. А главной причиной происходящего ученый считает... замену верблюдов на автомобили. «Будь на то моя воля, я бы запретил им двигаться по бездорожью», – пригрозил отважный ученый.

Да, кстати, господа офф-роуд-драйверы! Если по прочтении сего текста вас не покинуло желание помериться силами с одним из «сыпучих хранилищ времени», то знайте: помимо всяких недружелюбных Сахар, Атакам и прочих «Гобей», есть еще куча мест с радующим глаз песчаным рельефом. Куршская коса в Прибалтике, пляжи Сейшел или, на худой конец, раскаленная поверхность Марса...

P. S. Лет 10 назад в Каннах победил французский фильм «Под солнцем Сатаны». В сущности, ничего особенного – достаточно скучная, псевдофилософская мелодрамка. Но название прямо в тему...


Змеи

Змеи – наиболее крупные и заметные среди представляющих опасность ядовитых существ. Хотя следует заметить, что смертельные случаи при укусах наиболее ядовитых (на территории СНГ) змей достаточно редки (смертность 7–12%). При этом надо учитывать, что разные виды змей представляют разную потенциальную опасность. Так, смертельно ядовитая кобра ввиду особенностей своего поведения кусает людей реже, нежели менее ядовитый, но более агрессивный щитомордник. А наиболее опасна крупная, агрессивная, быстрая и очень ядовитая гюрза. В случае ее атаки шансов увернуться немного, поэтому наиболее правильным будет просто не приближаться к этой змее менее чем на 1,5–2 метра. Также опасна эфа – обычно она закапывается в песок, и на нее можно наступить.

И еще, наибольшую опасность змеи представляют в весенний период, когда их ядовитость резко повышается. Впрочем, они практически никогда не нападают сами и кусают человека только в целях самозащиты. Обычно же при приближении человека змея старается как можно быстрее укрыться и уползти в безопасное место. Следует также помнить, что змеи не имеют слуха, поэтому отпугнуть их криками не удастся, зато они прекрасно улавливают колебания почвы и быстро уползают от источника потенциальной опасности. Так что, обнаружив в непосредственной близости змею, достаточно несколько раз сильно топнуть ногой. И еще, во избежание неприятных встреч не следует засовывать руки в норы, скальные расщелины и располагаться вблизи нагромождений камней.

Первой помощью при укусе является отсасывание яда из ранки. Это безопасно (если во рту нет свежих ранок) даже при попадании яда в желудок. А вот накладывать жгут или прижигать рану не стоит – это только усиливает поражение тканей. Пострадавшему необходимо обеспечить покой, фиксацию пораженной конечности и обильное питье. И, разумеется, как можно быстрее следует доставить его в больницу.


Пауки

Пауки зачастую представляют большую опасность, нежели змеи. Они мельче, следовательно, менее заметны. А по ядовитости некоторые виды пауков даже превосходят змей. Наиболее ядовит каракурт, особенно его самки – черные пауки размером около 1 см, с красными точками на брюшке. Они прячутся в гнездах, вырытых у основания стеблей трав, или на земле, нападая на добычу из засады. Укушенному надо давать обильное питье, а при ознобе – согревать грелками. В качестве экстренной меры не позднее чем через две минуты после укуса рекомендуется прижечь место укуса воспламенившейся спичечной головкой.

В качестве профилактики необходимо внимательно осматривать обувь и одежду по утрам – пауки проявляют повышенную активность и перемещаются преимущественно по ночам. Не рекомендуется ложиться спать прямо на песок.

Среди других крупных пауков следует упомянуть тарантулов и живущих под камнями фаланг. Правда, несмотря на внушительный размер и свирепый вид, они не слишком ядовиты. Правда, их укус весьма болезнен.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 август-сентябрь 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты