Они вкатываются

Rallye d’Orient – IV этап Кубка мира по внедорожным ралли (Турция)

Текст: Ольга Корнеева
Фото: Леонид Майоров

На этот раз в Турции стартовали три российских экипажа – Андрей Иванов / Владимир Демьяненко на Nissan Pathfinder, Сергей Суховенко / Владимир Королев на Nissan Pathfinder, а также Сергей Шмаков / Сергей Мишин на Buggy. У всех наших задачи были примерно одинаковые – набрать очки в кубковой серии, попасть в призеры, а, быть может, и победить в категориях. В этом плане несколько особняком стоял Андрей Иванов, поскольку он едва ли не весь год серьезно готовится к «Дакару» и на извилистых турецких трассах заодно тестировал новый двигатель и тормоза.

Дороги

Вообще-то Rallye d’Orient должно было финишировать в Иране. Однако трассу пришлось изрядно перекроить. Причина банальна: в те же сроки в Иране проходили выборы, на которые и были брошены все местные силы охраны правопорядка. Впрочем, организатор гонки, Рене Метж, оказался на высоте. Гонка пошла по маршруту Анкара – Ургуп (красивейшее место в Каппадокии) – Сива – Эрзерум (ныне горнолыжный курорт) и обратно. Шесть дней, спецучастки примерно по 300 км и ночевки во вполне приличных отелях.

В первую голову трасса оказалась сложна для работы штурманов. Мало того, что спецучастки не повторялись, так еще и Рене Метж известен в гоночных кругах как человек, которому, мягко говоря, не слишком интересно, что, собственно, происходит с... дорогой. Главное – направление движения на очевидных перекрестках. А уж такие «мелочи», как поворот куда-то вниз на 180 градусов, в легенде попросту не указаны. Впрочем, пилотам тоже досталось. Очень сложные горные дороги – жарко, высоко, камни и дожди. Кстати, именно из-за обилия последних на трассе появились непрописанные промоины и прочие неожиданные «засады».

Кто ездил

Как известно, в Кубке участвуют заводская топ-команда Volkswagen, «остатки» команды Mitsubishi и бывшая Nissan. Дело в том, что в начале этого года Nissan закрыл заводскую спортивную программу, и теперь «весь спорт» координирует подразделение завода Nissmo ( Nissan Motorsport Europe). Ему подчиняются две профессиональные команды: Nissan Dessoude (в ее составе экипаж Суховенко / Королев); и Nissan Technosport (в ее составе экипаж Иванов / Демьяненко). В последнюю также входит Nissan Technosport Russia.

Но вернемся в Турцию. На протяжении всей гонки лидировал Бруно Саби на Volkswagen. У него был реальный шанс завоевать здесь Кубок мира, что он, собственно, и сделал. При этом второй «заводской» VW его страховал от натиска конкурентов. А они, между прочим, были. Например, буквально по пятам шел знаменитый «лис пустыни» Жан-Луи Шлессер. Единственное успокоение – багги Шлессера слишком велик для узких горных дорог.

У троглодитов

В первые два дня марафона гонщики, как известно, «вкатываются», то есть привыкают к настройкам машин и дорогам.

СУ1, Анкара – Анкара. Поля, холмы... И здесь неожиданно отличился Сергей Шмаков, который обогнал... Шлессера. Вечером на бивуаке Шлессер недобро косился в сторону русских гонщиков... Иванов финишировал седьмым, а Суховенко – четырнадцатым.

СУ2, Анкара – Ургуп. Горы из песчаника, в котором вырыты пещеры-квартиры. Кстати, в них до сих пор живут люди. А несколько тысяч лет назад здесь обитало племя троглодитов. И надо сказать, что некоторые их нравы явно передались по наследству местным жителям – они с упоением «расстреливали» машины булыжниками. У Иванова отбили зеркало, Шмакову помяли кузов, а многим пришлось менять стекла... Совершенно непонятна агрессия – вроде бы сыты, одеты и обуты.

На финише в Ургупе Шмаков стал девятым (проблемы с навигацией), Суховенко – шестым, Иванов – седьмым. Вообще-то Андрей шел на четвертой позиции, но ему пришлось остановиться (обломилась клемма на аккумуляторе) и пропустить вперед нескольких соперников.

Приключения продолжаются

СУ3, Ургуп – Сива. Очень сложный этап, трасса ушла в горы. Однако приключения начались еще на равнине. Андрей Иванов в какой-то момент подумал, что, раз сегодня у него все получается (машина работает как часы, штурман не менее точен), то почему бы не «срезать»? Помчался по полю. Но когда из-под колес его Nissan полетели лягушки, экипаж понял, что зарулил в болото, и тут уж не до срезки. Ладно, выбрались, нашли какой-то подъем, попытались въехать – ан, нет! Андрей дал задний ход и налетел на огромный булыжник. Пока с него слезал (чудом, но удалось), штурман Владимир предложил «сбегать посмотреть, а куда мы, собственно, едем». Сбегал. Не взятый с первого захода подъем оказался... насыпью ирригационного канала. А это ни много ни мало, а бетонный желоб размером 2і2 метра. К счастью, без воды. Но если бы «запрыгнули», то ехать бы по нему нашим ребятам до самого... Каспийского моря. Свернуть-то некуда! Кое-как (колесо встало боком) экипаж добрался до бивуака, но, как ни странно, результат оказался неплохим – восьмое место. Шмаков стал шестым, а Суховенко – одиннадцатым.

СУ4 и 5, Сива – Эрзрум. 120 километров до границы с Грузией. Можно сказать, чувствуется запах родных шашлыков. Однако лирическое настроение очень быстро улетучилось. Вот вы видели грозу в горах? Молнии так и сверкают! А уж гремит... И тут сообщили, что «улетел» Суховенко. Как потом выяснилось, ребята шли очень хорошо. Дорога была ровной и далеко просматривалась. Повороты – сплошь «единички», то есть их практически не было. А вот за очередным трамплином поворот неожиданно превратился в «троечку». Машина пошла боком и вылетела с трассы, причем откос оказался длинным и достаточно крутым – полет продолжался метров восемь. Впрочем, могло быть и хуже, не окажись на пути довольно прочного дерева. Проезжавший чуть позже Шмаков обнаружил лежавшую вверх колесами машину соотечественников и, бросив все, приступил к эвакуации. Но результатом импровизированных спасательных работ стало лишь то, что автомобиль Шмакова тоже... подскользнулся (вечером обе машины вытащил грузовик). В результате этого происшествия оба российских экипажа решили сойти, и, как потом выяснилось, зря. Штраф они получили бы небольшой, и была реальная возможность финишировать в очковой зоне...

Языковой барьер

Трасса пошла в обратную сторону, и характер гонки сразу же изменился – все начали откровенно «доезжать», то есть не рисковать без нужды и беречь машины... Что же до Андрея Иванова, то он к этому времени закончил тестовую программу и занялся поединком с Изабель Патиссье из «братской» команды Nissan Dessoude. Шли они где-то на 7–8 позициях. Однако за 15 километров до финиша предпоследнего допа в команду поступил звонок от Андрея: «Все заглохло, ничего не можем сделать. Электричество пропало!». На ремонт ушло 27 минут и по одной позиции в итоговом протоколе гонки и зачете Т2 (стандартные автомобили). Не обошлось и без энного количества нервных клеток. А вы представьте себя на месте Андрея... Главный механик по телефону подробно инструктирует экипаж: «Открой кокпит». Андрей добросовестно открыл все окна, двери и даже багажник. Механик: «Посмотри внутрь, что видишь?». Андрей: «Зад Демьяненко». Механик: «Там не может быть зада Демьяненко, там очень мало места!». Оказалось, что кокпитом у них называется... панель приборов. Как говорится, без комментариев.

IV этап Кубка мира по внедорожным ралли Rallye d’Orient
1 САБИ Бруно ПЕРИН Мишель VW Race-Touareg
2 Де МЕВИУС Грегуар ДЮБУА Жаки Nissan Pick-up
3 ШЛЕССЕР Жан-Луи БОРСОТТО Франсуа Schlesser- Ford

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 август-сентябрь 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты