Подгон

Рассуждения о новом законопроекте про промилле за рулем

Скоро 3 июля — всенародно любимый день гаишника. Гульнем? Отме-етим! Но только с одним условием: 4-го и 5-го числа будем ходить пешком, мало ли что… Ведь в аккурат перед этим торжественным днем любимая Госдума приняла решение «Об отмене пьянства за рулем». С подачи Гаранта, само собой. И на первый взгляд кажется, в числе несогласных будут лишь законченные алкаши да мерзавцы, плюющие своей ядовитой слюной на нашу с вами безопасность. Но так ли это, друзья?

Вы садитесь пьяным за руль? А ваши знакомые? И могли бы вы извинить их за это? Для большинства нормальных людей вопросы риторические. Нет, нет и еще раз нет! Тогда о чем статья, и есть ли поле для дискуссий? Вот в той же вышеупомянутой Думе споров вообще быть не должно, как мы с удивлением обнаружили в последние годы!

Есть же страны, где употребление алкоголя в принципе (безотносительно к дорожному движению) находится под страхом уголовного преследования. Но эти ортодоксальные религиозные режимы у цивилизованных людей вызывают непонимание, усмешку или ужас (в зависимости от того, как далеко вы от них находитесь). Хотя, с другой стороны, мы, к примеру, в подавляющем большинстве с категорическим неприятием относимся к наркомании, сочувствуем несчастным родственникам «наркош» и злорадствуем, когда кого-то из «баронов» надолго «закрывают» (хотя как-то это подозрительно редко случается — не знаете, почему?). Или классическая ситуация — «поймали вора». На средневековом восточном базаре все было откровенно просто: попался — давай ему руки рубить, чтоб не крал! Хотя, бывает, и не тому и не то по ошибке оттяпают — так все равно, чтоб другим неповадно! Или Чикатило (гореть ему в аду!): ведь успели же расстрелять нескольких невиновных за его «подвиги»… Это я к тому, что рубить с плеча все же не стоит — дров наломаем.

На минувший «день варенья» я получил замечательный подарок — карманный алкотестер. Все просто и, главное, честно — дуешь в дырочку, а на экранчике высвечиваются циферки. Любопытно, конечно, по мере «употребления» проверять, как они возрастают, а по мере отрезвления следить за убыванием «промиллей». Хотя, если говорить корректно, содержащийся в нашем выдохе алкоголь лишь косвенно отражает его же долю в крови. Условно принято считать по коэффициенту 2:1. То есть, если в «выхлопе» алкотестер обнаружит 0,4 промилле (0,04%), в крови будет где-то 0,08%. Расчет грубоватый: если выпил только что и немного, скажем, кружкудругую пива, дыхание может продемонстрировать довольно высокие показатели, а кровь (или моча), ежели доедете до врача, покажет: «трезв»! А если, наоборот, побухали крепко, а потом выждали часиков 15 (ну, скажем, с вечера до послеобеда), то алкотестер не отреагирует на чистое дыхание, а вот доктор «облегчит ваше понимание», взяв анализ с итогом: «не проветрился». Значит, готовьтесь к «лишению».

Сколько можно?

За период развития тотальной автомобилизации меры по устрожению ответственности за пьяную езду росли от практически полной толерантности до очень жестких ограничений. В принципе ужесточение шло нога в ногу с ростом скоростей и последствий аварий. Посмотрите старые советские (и «антисоветские» тоже) фильмы — обратите внимание: предшествующая посадке за руль выпивка не восхваляется, но и не слишком порицается, типа ай-ай-ай, будь осторожнее, не гоняй! Где-то к 60-м годам в обществе и законах сформировалось требование регламентировать норму ( достаточно жесткую!) разумного потребления водителями алкогольных напитков. А, надо сказать, в европейской культуре (с большой буквы К!) еще с греко-римских времен вино или пиво довольно органично включается в дневной рацион. Причем нормальный гражданин обычно (опасная формулировка?) в состоянии контролировать себя с рулем или без руля. И даже без ветрил — главное, чтоб не без прав!

В этом смысле наша страна, тоже являющаяся частью Европы, отличается не только отношением к спиртному, но и по другим статьям ОТСУТСТВИЕМ ЧУВСТВА МЕРЫ. Терять — так терять, дурить — так дурить, плевать — так плевать, мутить — так мутить! Но, главное, утки. Газетные или подкоечные — летят высоко-далеко! Не судите евроамериканцев строго (у них своих «тараканов» хватает!), но это одна из причин скептического отношения к россиянам в «цивилизованном мире». Он слишком многополярен и имеет достаточно много оттенков, кроме on и off. Толерантность и терпимость, взращенные столетиями, отнюдь не предполагают вседозволенность и всепрощение, а учитывают разность точек зрения и, главное, разность ответственности за те или иные проступки. Так, человек, укравший мобильник или бутылку в магазине, вряд ли достоин многолетней отсидки, такой же, как за многомиллионные хищения…

Ладно, лирику в сторону! В 1974 году Венская конвенция признала обязательным для всех стран-подписантов (включая родной СССР) ограничить потребление алкоголя водителями. Причем при основной и благой цели ограничения «сверху» — при большем показателе ездить нельзя — учитывался и аспект разрешительный — за слабое (совсем слабое!) опьянение мы не караем. У нас же, на одной шестой части суши, формулировка «легкое опьянение» вызывает у рати трезвенников состояние кошмара и паники. От легкого вы неизбежно и сразу перей дете к тяжелому! От пива — к спирту, от анаши — к героину. Да, может быть, и так. Увлечение покером, дураком и преферансом может перетечь в тяжелую стадию и закончиться лудоманией и проигрышем бабушкиной квартиры в блэк-джек.

Семь бед — один ответ? Но есть и обратная точка зрения — выпускания пара и выбора меньшего из зол. То есть выпил человек бокал вина за обедом — уже преступник, злодей, нагло давящий первоклашек на «зебре», и он ничем не отличается от пропитого «синяка». А трезвенник — завсегда настоящий патриот, коммунист (или, тьфу, как там теперь — единоросс). Кстати, многократные испытания показывали, что минимум алкоголя (бокал вина, кружка пива, рюмка коньяку) не только не ухудшает, а даже слегка обостряет реакции водителя. А с учетом мировых застольных традиций те же страны Евросоюза выработали норму, выше которой садиться за руль нельзя. Она лежит в диапазоне 0,4–0,8 промилле содержания алкоголя в крови. Если мерить дозами (0,05 л крепкого = 0,2 л сухого — 0,5 л пива), то можно «принять» за обедом (пивная, еще пароч-чкку! — шутка), что разумно. Но, когда мы начнем наказывать всего только за один дринк, у людей исчезнет стимул самоограничения: за кружку пива — та же мера наказания, что и за литр водки! Значит, главным станет не попасться или иметь «бабки» на откуп.

А вот здесь сумма выросла за прошедшие годы в десятки раз. Если все «продажные» девяностые годы размер взятки был стабильным — $100, то пару-тройку лет назад он поднялся до $1000. А теперь увеличился еще втрое-впятеро! Причем, обратите внимание, когда именно гаишники устраивают «пьяные облавы». Раньше медицинская «газелька» появлялась в нежданном местечке в пятницу-субботу вечером, когда слегка принявший на грудь народ потихоньку пробирался с работы-из гостей до дому, до хаты. Пиво пил? Слегка — штраф (немелкий!). А крепкое? Не п-пом-м-ню… Значит, наш клиент — год ходи пешком. Теперь же продувку устраивают без всяких медиков и в основном по утрам. Особенно после выходных, часиков в 9–11. Именно в это время нормальный (а не опухший от пьянства!) человек, выпивший с вечера бутылочку сухого вина, рискует больше всего — 0,2–0,4 промилле в выдохе (в крови, считай, вдвое больше) может остаться запросто! Опятьтаки выбирается местечко посекретнее, типа съезда с большой трассы на мелкую. И, заметьте, машины выдергивают на проверку в первую очередь дорогие и понтовые. Простой логический анализ подсказывает, что коррупционная составляющая здесь доминирует. Дыхните, пожалуйста, в прибор — о-о-о! И пошла квалифицированная разводка на деньги. Братки тихо курят в углу — как это красиво выходит у капитана с лейтенантом!

Теория заблуждения

Но главное даже не в этом. Пусть трезвенники и любители крайних мер скажут: вот я не пью совсем и не нуждаюсь ни в 12, ни в 24 часах выжидания, чтобы сесть за руль и не рисковать лишением прав на два года. Так вот, онито как раз больше всех и заблуждаются и тоже теперь ходят под дамокловым мечом, потому что у любого человека (даже у младенца) в крови может содержаться эндогенный этанол — до 0,1, а то и до 0,2 промилле. Нулевого уровня попросту не бывает! И именно поэтому требования Венской конвенции о безопасности движения предполагают введение минимально разрешенного уровня алкоголя в крови — но не менее 0,03 промилле! Это minimum minimorum и требование не алкоголиков, а абсолютно трезвого «здравого смысла»!

Итак, Дума уже дружно проголосовала за этот уникальный документ о поголовной трезвости. Глядишь, к 3 июля, дню гаишника, он и начнет действовать. То-то обладателям свистка и жезла начнется раздолье! А депутаты на машинах с мигалками могут по-прежнему рассекать по встречке, хоть трезвые, хоть пьяные, радея за судьбы народа, не вдаваясь в подробности и выполняя волю обожаемого кормчего. А мы от греха пешочком. Ничего — перетопчемся.


Судья мировой оказался!

Владимир СМИРНОВ, журналист

Мне нравится экспериментировать. Лучше, конечно, на других. Но за отсутствием волонтеров иногда приходится и самому выступать в роли кролика — подопытного, разумеется, а не того, которого «разводят». Многочисленные попытки покататься под мухой (каюсь, молодой был, глупый) в прошлом в 90% случаев обходились отбалтываниями, а не взяткой. Но как-то, лет семь назад, после «корпоратива» со свободной «наливайкой» везу трех наших девчонок по домам — гуса-ар! Литра полтора сухого вина я употребил точно. Осень, темно, пробки, не нарушаю. И черт дернул обогнать автобус, стоящий на остановке, через сплошную — гаишник нарисовался тотчас же! Приплыли. Через щель в окне выясняем отношения. «Нет, спиртного не употреблял, я вообще непьющий. Да, за встречку виноват, но там же автобус раскорячился! Сколько мне его ждать было?» А язык еле ворочается! Служивый ходил, «жалом» водил, потом ушел куда-то звонить по мобиле — видать, коллег на подмогу звать, эвакуаторщика и доктора. Нет, гляжу, вернулся — намекать на полюбовное решение вопроса, но о встречке, а не о пьянке! Я настоял: дескать, давайте все по закону — оформляйте протокол. Он такой недовольный — типа «лавэ» не обломилось — дал мне бумагу подписать и в мировой суд направил. Через неделю пришел к доброй тетеньке в мантии, поплакался, мол автожурналист, зарплата там скромная, да и семеро по лавкам. Присоветовал ей, какую машину новую купить — дорогую, но не пафосную, чтобы косо на нее не смотрели. Поулыбался и взял на жалость — вердикт: 500 руб. в банк и за водительским обратно к судье бегом. Повезло мне. Но с тех пор за рулем ни капли. Знаки судьбы надо слышать!


текст: Владимир СМИНОВ
рисунок: Виталина СМИРНОВА

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 июль 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты