Смена болот

Первый этап Чемпионата России по трофи-рейдам «Кировские болота – Кубок Лайерт»

Текст: Андрей Хорьков
Фото: Андрей Хорьков. Александр Давидюк

Существует мнение, что трофи-рейды – это самый что ни на есть внесезонный вид спорта. Некоторые даже утверждают, что помесить снег для них «чисто удовольствие», а зимние броды могут заменить моржевание. Конечно, с этим особенно не поспоришь... до тех пор, пока не увидишь базовый лагерь первой серьезной весенней гонки. Сколько же их по теплу собралось! Нет, действительно, невольно складывается ощущение, что все эти люди и машины прилетели из теплых краев единым косяком, то есть клином.

В этом году самой представительной «первой весенней» гонкой стали «Кировские болота – Кубок Лайерт». Статус мероприятия – этап Чемпионата России по трофи-рейдам (многие припасали свои зимние наработки именно для этого соревнования). Кстати, тут надо оговориться, что раньше «Кировские болота» были известны как «Тосненские». Смена названия объясняется достаточно тривиально: совершенно неожиданно оказалось, что данная гонка проходит на... территории Кировского района. В общем, местные власти вежливо попросили организаторов устранить топонимическую путаницу.

Честный Гадасин

Как и все предыдущие «болота», гонка этого года была четырехдневной, а новшеством стало включение спецучастка с GPS-ориентированием. Впрочем, не надо обладать особой прозорливостью, чтобы догадаться, что основные баталии, как и прежде, разворачивались на вышеозначенных топких образованиях. Ну а жили все, как водится, на... окопах. Все дело в том, что во время второй мировой в этом районе шли ожесточенные бои, позиции переходили из рук в руки, а в результате в земле осталось вперемешку советское и немецкое «железо». Его здесь действительно много, и поработав буквально пять минут лопатой, можно собрать небольшую коллекцию гильз, осколков авиабомб и... снаряженных боеприпасов. То и дело натыкаешься на следы свежих раскопок. А иногда разномастные следопыты просто бросают ненужные находки, причем это может быть и целая коробка минометных мин, и бутылки из-под шнапса, и истлевшие каски. По ночам вдалеке иногда слышны взрывы. Видимо, самые опасные реликвии сознательные копатели уничтожают на месте.

По дороге в лагерь мы слушали «гребенщиковский» вариант песни «Жаль, подмога не пришла, подкрепленье не прислали. Что ж, обычные дела – нас с тобою «обманули». Кстати, ее последняя строка ни в коей мере не относится к руководителю гонки Борису Гадасину. На трофийных соревнованиях он вообще является «законодателем моды» на пунктуальность. Как записано в регламенте, так и будет. Ну а все изменения оглашаются на обязательных к посещению брифингах, за отсутствие на которых участники облагаются вполне ощутимым денежным штрафом (не заплатишь – не получишь «стартовку» на следующий СУ)!

Акция устрашения

На первый день гонки были запланированы два спецучастка. Первый предназначался исключительно для того, чтобы его прошли все стартовавшие и тем самым заработали свои зачетные очки (для большинства они станут утешительными). 30-километровый круг по лесным дорожкам, по мнению судей, должен был занять час. Ну а после «легкой разминки» участники приглашались на прошлогоднее «финальное» болото. Перед таким испытанием действительно надо было раскататься. Ведь год назад его проходили только те гонщики, которые шли на результат. Для остальных же болото было объявлено «необязательным». Теперь, похоже, организаторы учинили акцию устрашения. Поползли упорные слухи, что самый смертный ужас ждет всех на болоте последнего дня. Якобы Борис кому-то сказал, что будет удивлен, если его пройдет более 10 участников! Впрочем, если спокойно задуматься над таким прогнозом, то становится понятно, что из 29 стартовавших экипажей на гонке такого уровня до финиша доберется... одна треть. То есть Гадасин просто приводил статистику, подавая ее под страшным соусом.

Все выдвигаются на старт. Никакой торжественной церемонии, и даже судьи в тапочках и с термосом чая (утро все-таки). Но пока боевые машины подтягиваются на старт, зрители начинают беспокоиться. Дело в том, что дорога к старту (а значит, и обратно) одна, и проложена она вокруг заболоченной вырубки, а в колее уже начинают подсаживаться участники! И их ожидания оправдались – лишь 16 машин благополучно завершили первый СУ. Игра в «десять негритят» началась...

Старая гать

Мы едем на большое болото. В этом году здесь поменялось направление движения, и добавилась коварная канава. Общая протяженность участка около пяти километров. Старт дается на красивой полянке в сосновом лесу. До этого места можно было доехать на чем угодно, хоть на «Оке», хоть на Porsche. Но уже через 50 метров некоторые участники на машинах класса ТР3 стали разматывать лебедки.

В болотных условиях гать – практически ругательное слово. А уж старая гать тем более. И если кому-нибудь бросить в лицо: «Ах ты, старая гать!», то можно запросто получить сдачи... И снова болотные легенды – говорят, эту гать клали еще фашисты. На всякий случай подхожу к Диме-фашисту (Гончарову), прошу показать руки. Чистые. Значит, не он...

В неровном ложе дороги коктейль из черной торфяной каши и торчащих во все стороны гнилых палок. В очередном «омуте» основательно хлебаю жижу высоким болотным сапогом (за два шага до этого было по щиколотку). А ведь спортсмены и здесь умудряются совершать обгоны (правда, на лебедках). Машины едва не ложатся на бок, но уверенно ползут вперед. А там еще метров семьсот такой радости...

А вот тут и начинается собственно болото. Полтора километра до КП и еще немного после. Если вы никогда не были на трясине, то... и не ходите! Прогуливаться здесь в одиночку просто страшно. Такое ощущение, что ты шагаешь по пенке на поверхности остывшего молока. Тонкая мочалка из переплетенной болотной травы плавает в черной воде, а сколько там глубины, никто не знает – метр, два, может, четыре. Наступаешь на кочку, она уходит из-под ноги, сразу выступает вода. Если же подпрыгнуть, то зеленый батут под тобой начнет вязко ходить ходуном. Вокруг растут какие-то деревца, но их... можно вырвать руками. Кстати, похоже, что именно за эти чахлые «якоря» придется лебедиться участникам.

Главная тактика прохождения болота – плавность. Не надо нервничать (все равно идущий пешком вас обгонит), а если добавить слишком много газа, то колеса провернутся вместе со шматом болотной растительности, и машина сразу же провалится сантиметров на десять в жидкую и гнилую субстанцию, похожую на нутро компостной кучи. Еще одно резкое движение, и ты сидишь (а может, плаваешь) на мостах. Неудивительно, что некоторые участники практически все болото прошли по «трапикам». Назвать их сандтраками (sand – песок) язык не поворачивается, а слово «свомптраки» (swamp – трясина) еще не придумали.

Вот и Санакоев с Григорьевым из команды ASG сидят брюхом на кочке и яростно долбят ее лопатой. Оказывается, кое-где остались огромные глыбы льда, замаскированные тонким мхом. Одна такая размером с журнальный столик и попалась ребятам. Неожиданность, ведь вокруг снег уже полностью сошел.

Впереди замаячили знаки КП. Как и в прошлом году, судьи сидят в резиновой лодке. По-другому здесь и не присядешь – намокнешь. Сразу за КП – канава. Пять метров шириной, почти полностью заросшая, но с участками открытой воды в центре. Как вы уже поняли, участникам предстоит ее преодолеть. Плотность растительности везде разная. Если идти пешком, то можно найти места, где будет по середину бедра, а местами, чувствуя, как неудержимо тонешь, делаешь спасительный шаг назад...

Мы, кажется, тонем...

У машин с «шагом назад» чуть сложнее. Да, «Волкомобиль» Савенко и Кемаева практически безо всяких сложностей за пару минут преодолел препятствие и прошел дальше, несмотря на оторванный ранее амортизатор и ухудшившуюся развесовку. А вот братья Макаровы из Екатеринбургского Off-road Клуба влипли. У их Jeep Wrangler уже была погнута (или вовсе сломана) рулевая тяга, а когда в середине канавы передние колеса разошлись в разные стороны, то выяснилось, что и с лебедкой все не слава богу. И тут, буквально на глазах, машина начала просаживаться... Я бы признал этот момент самым драматичным за всю гонку. Пока Алексей пытался вытянуть машину с помощью хай-джека, Вадим с каменным лицом сидел в салоне тонущего Jeep. Еще минута, и еще на несколько сантиметров глубже. Сначала Вадим надеялся остаться сухим и поднял ноги, но скоро вода уже достигла уровня сидений. Несмотря на все усилия, нос «Титаника» все глубже уходил в пучину. Некоторое время спустя, когда на поверхности осталась только корма и крыша, ребята вспомнили о ноутбуке и GPS-навигаторе. Электронику повесили сушиться на сосну. Эвакуация с помощью других участников не удалась. Пришлось бросить автомобиль до вечера.

Интересный момент: участники мотозачета и судьи наконец-то сформулировали проблемы, с которыми сталкиваются квадроциклы. Оказалось, что в этом классе объединены машины совершенно разного уровня. Не решен вопрос безопасности - если экипаж автомобиля состоит из двух человек, то здесь пилот один, и в экстренном случае на помощь позвать некого. И еще, технические особенности «квадриков» зачастую не позволяют им брать те же препятствия, что и автомобилям. К тому же запаса топлива им хватает всего на шесть часов, и посему желательны дополнительные зоны сервиса.

 
Насмотревшись всех этих ужасов, сразу три экипажа команды ASG решили искать альтернативный путь. И действительно, оказалось, что уже через 30 метров на одном участке канава совершенно заросла и ее можно спокойно переехать. На всякий случай решили подстраховаться и подложить под колеса несколько деревьев. Переправа заняла совсем немного времени, но почему-то сгорел стартер у машины Мироненко/Дотдаева. Попытки завести двигатель, резко крутанув вывешенное колесо, оказались безуспешными. Так в канаве появился еще один «объект недвижимости».

Третьей жертвой канавы стали «нималовцы» Николаев и Пикулев. Правда, их Toyota тонула гораздо быстрее и с заметным креном на бок. В итоге к финишу этого спецучастка добралось только семь машин. Зато на зависть «большим братьям» очень хорошо весь день шли участники на квадроциклах. Стайка из пяти «квадриков» бодро преодолевала препятствие за препятствием. Так, например, Андрей Марчук прошел болото едва ли не вдвое быстрее самой удачливой машины (1ч 09 мин против 1ч 59 мин)!

Фото на память

Следующие два дня были посвящены GPS-ориентированию. Здесь никаких особых организационных сюрпризов не было. 36 часов и 31 точка, каждую из которых надо сперва найти, затем попытаться подъехать к ней на расстояние растопыренных рук, ну и напоследок сфотографироваться «на память». И еще обязательным требованием был заезд в зону отдыха на четыре часа. На брифинге участники задавали кучу вопросов, но, как потом оказалось, гораздо полезнее было просто внимательно, с карандашом в руках, прочитать регламент...

В конце концов, старт ориентированию был дан, и все благополучно разъехались своими дорогами. Для наблюдения были рекомендованы два участка с несколькими точками. В общем-то, никто из спортсменов и не должен был рассчитывать на милость со стороны Бори Гадасина (не такой он человек), то есть, выполнить миссию в прогулочном режиме было просто невозможно. Точки располагались то на середине скалы, то на острове в озере, то на очень крутом лесистом склоне. Порой мы даже не могли подойти к ним пешком, потому что для этого пришлось бы основательно искупаться.

Счастливая семья

Ночью пришло известие, что один экипаж сорвался со склона. Придорожный столбик, за который был зацеплен трос, вывернулся с корнем, и машина, пролетев десяток метров, уткнулась в дерево. К счастью, никто не пострадал, но ребятам пришлось сойти с этого СУ. Гораздо больше повезло чете Воликовых. Их Defender опрокинулся в реку во время попытки забраться на каменную осыпь под точкой на скале (мы уже видели на этом месте несколько машин, которые опасно повисали на лебедке и едва не переворачивались). Виктору с Мариной пришлось придумывать, как вернуть машину на колеса. Течение в реке было настолько сильным, что валило с ног. Да и дно оказалось каменистым и скользким (вода почти отполировала его). В результате машина просто волочилась на боку и совершенно не хотела становиться на колеса. А повезло Воликовым потому, что рядом оказался экипаж Санакоев / Григорьев (они из одной команды). Работать в два экипажа ощутимо легче, и не успел я окоченеть от прогулок в ледяной воде, как Land Rover вернули в исходное положение и на буксире потащили к финишу. Как ни странно, но машина почти не пострадала. Заметно повеселев, штурман нашла размокшую в воде табличку «OK» и повесила ее на искореженную дверь.

При подсчете результатов оказалось, что внимательное чтение регламента способно улучшить показанный результат. Просто многие не поняли, что член экипажа на фотографии должен прикоснуться одной рукой к нарисованной оранжевой краской точке, а другой к машине, и при этом должен быть виден номер автомобиля. Не соответствующие этим требованиям снимки не засчитывались! Например, нередки были случаи, когда «зачетная» рука оказывалась... рядом с точкой. Ну а снять все точки смог лишь экипаж в составе Голубева и Мумме из команды Offroad Wolves.

Браконьеры

Последний, четвертый день с обещанным страшным-страшным болотом. А поскольку стартовать решились 16 машин, то минимальный шанс удивить Гадасина тем, что проедет более 10 экипажей, все-таки оставался.

Нам (трофи-пешеходам) это болото показалось ремиксом первого – те же трясина и канава (плюс болото в лесу). И еще, прогуливаясь (если можно так выразиться), мы задумались о том, как же тяжело пришлось здесь солдатам во время войны. Тащить с собой оружие и амуницию по колено или по пояс в болоте было совсем непросто.

Кстати, на этом спецучастке догнать машины пешком было сложнее, чем в первый день. Одно из двух – либо участники наловчились, либо болото сдалось. Только в самом начале мы видели, как пилот и штурман бегут рядом с машиной, потому что на столь зыбком покрытии нагружать ее своим весом опасно. На лесном же отрезке не было проблем с использованием лебедки – все шли ровно и технично. Может быть, поэтому лесной участок показался нам затянутым и скучным. Зато именно на этом болоте мне удалось руками поймать... 25-сантиметровую щуку! Ее выбросило из канавы, когда туда плюхнулась какая-то машина, а в колее, как вы сами понимаете особенно не поплаваешь. Вот оно, новое слово в рыболовстве: если неймется заняться браконьерством – глушите рыбу внедорожниками!

В итоге, четвертый СУ благополучно преодолели лишь восемь экипажей (а значит, Борис Гадасин оказался прав). При норме времени в 16 часов последняя машина дошла до финиша менее чем за десять. «Квадрики» и здесь были первыми, но они опередили лидеров-автомобилистов всего на несколько секунд (при общем времени 2 ч 55 мин).

P. S. Награждение прошло следующим утром – 9 мая. Холодная и дождливая погода, которая стояла накануне, сменилась ласковой и ясной. Что же касается самой процедуры, то все награды были вручены так, как это обычно и происходит на «Тосненских (Кировских) болотах» – за 15 минут в тихой и дружеской атмосфере...

ЧР по трофи-рейдам, I этап «Кировские болота - Кубок Лайерт» (абсолютный зачет)
место экипаж команда город автомобиль
1 Голубев Алексей / Мумме Майт Offroad Wolves Санкт-Петербург УАЗ - 469
2 Савенко Сергей / Кемаев Дмитрий Offroad Wolves Москва ГАЗ - 67
3 Копылов Андрей / Русинов Павел Off-road клуб Екатеринбург Toyota Land Cruiser

Командный зачет
1 Nigth Wolves
2 ASG
3 Off-road клуб Екатеринбург

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 июль 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты