Более тысячи километров

Хазарские степи - второй этап ЧР

Текст: Андрей Хорьков
Фото: Андрей Хорьков

Когда в Москве растаял снег, и весна стала необратима, я подумал: а неплохо было бы развеяться от городской суеты и съездить в... астраханские степи. Тем более что там в это время проходил второй этап Чемпионата России по ралли-рейдам. Кстати, Georaid уже не первый раз заставляет «рейдовиков» блуждать по вышеупомянутым природным ландшафтам и, кстати, делает это довольно успешно. Напомню, что чемпион России Алексей Беркут в своем интервью ORD оценил прошлогодние «Хазарские степи» на твердую пятерку.

Среди прочих этапов российского чемпионата хазарская гонка, вне всяких сомнений, располагает самой длинной трассой – ее протяженность превышает тысячу километров! И хотя зачетных очков за победу в таком сверхмарафоне (по нашим меркам) тоже можно получить в полтора раза больше обычного, прошлогоднюю трассу люди и машины выдержали с трудом. Помнится, кое-кто из гонщиков даже предлагал продемонстрировать представителям прессы отсиженную в сиденье-ковше «филейную часть» собственного тела, утверждая, что она вся синяя! Но представители прессы благоразумно отказались.

В этом году трассу чуть-чуть сократили и (что совсем уж обидно) лишили наблюдателей «сладкого» – песчаного бархана, в котором в прошлые годы участники закапывались, не успев сказать «мама». Да и участок «нескончаемых степных кочек» стал существенно короче – похоже, травмированные бедолаги все-таки продемонстрировали организаторам свои «увечья».

И никаких прелюдий

Ожидаемого пролога не было – серьезная гонка начинается в первый день. В общем-то, оно и правильно: в степи места для обгона хватает, и порядок старта не имеет большого значения. Но и боевых машин приехало немало – более пятидесяти. В этой связи нас удивил и порадовал тот факт, что на этот раз была разрушена такая твердыня, как монополия команды « КамАЗ-мастер» в классе грузовиков... Кстати, «возмутителем спокойствия» стал... еще один КамАЗ – ростовской команды «Р-Джаз». А еще в зачете гонки появилась «любительская» графа «рейд». Разумеется, к машинам «рейдовиков» не предъявлялось таких жестких требований, как к автомобилям основной гонки, но, тем не менее, заявившиеся на участие в нем спортсмены были настроены серьезно (всего в этом зачете было две «Нивы» и два «ИЖ Ода 4х4»).

Олень на капоте

Как и в прошлом году, торжественный старт хазарской гонке был дан у стен астраханского кремля, непосредственно под памятником В. И. Ленину (машины почему-то двинули совершенно не в ту сторону, куда указывал прозорливый Ильич). Посмотреть на диковинные автомобили собралась вся местная ребятня. Как обычно, массу восторгов вызывали КамАЗы. Как-никак, а это были те самые машины, которые уж который раз побеждают на «Дакаре». Кстати, Алексей Беркут тоже был на своей «дакарской» Mitsubishi (на протяжении всей гонки оранжевый болид очень гармонично смотрелся в степи). Был и еще один аппарат, который приковывал внимание публики – Сергей Савенко (Волк) приехал на ралли-рейд за рулем... «Волги» ГАЗ-3110. Но, как вы догадываетесь, «газовский волкомобиль» был отнюдь не так прост – на шасси Land Rover Discovery поставили двигатель Toyota Land Cruiser 100, а получившуюся конструкцию накрыли «волговским» кузовом, превращенным в купе. Противоречивый аппарат: над лобовым стеклом установлена видеокамера, а на капоте красуется памятная по старым «Волгам» фигурка оленя. И еще, на этот раз в национальном классе выступал и один из сильнейших российских гонщиков Руслан Мисиков, подготовивший для «Хазарских степей» автомобиль Kia Sportage калининградской сборки.

Ветер заметает следы

Сразу после старта выдвигаемся на трассу... В степи дует ужасный ветер, он не только сушит песок и меняет форму «волн», но и за несколько часов в буквальном смысле слова заметает следы. В общем, не исключено, что экипажам придется расчехлить лопаты! В ожидании начала «действия» мы (пресса) гоняемся за ящерицами и наблюдаем за истребителем, прилежно выполняющим фигуры высшего пилотажа.

Что же до спортсменов, то они шли по цветущей и поющей степи очень технично, и я бы даже сказал, красиво. Правда, позже выяснилось, что без происшествий не обошлось. Ярослав Соловьев во время обгона слишком поздно заметил канаву. В результате его так тряхнуло, что пришлось... вызывать вертолет. Было подозрение на повреждение позвоночника. На следующий день травмированного гонщика отправили в Москву. К счастью, все обошлось.

Читайте регламент!

Вечером судьи устроили самым недисциплинированным участникам «публичную порку». Животрепещущий вопрос «что делать с нарушителями регламента гонки» решался до глубокой ночи. В конце концов, их просто пенализировали на 15 минут. Кстати, это был, пожалуй, единственный конфликт на «Хазарских степях», да и то разрешился он ко взаимному удовольствию. А вообще я бы настоятельно советовал каждому, кто собирается участвовать в каком бы то ни было соревновании, прежде всего очень внимательно прочитать регламент. Иначе можно оказаться дисквалифицированным за пустячное (как вам кажется) нарушение, например, за остановку в зоне финиша (речь об участке трассы за финишной чертой, на котором машины сбрасывают скорость после завершения гонки). И еще судьи постоянно жалуются, что каждый раз гонщики к ним подходят с вопросом, что значит «прибыть на старт в свою минуту».

Штурмана споили!

«Сухой остаток» дня: фаворит гонки Алексей Беркут заблудился в степи и финишировал на 18 минут позже конкурента Сергея Гири. Кстати, уже после гонки Беркут с горечью сказал крамольную фразу: «А все потому, что моего штурмана споили!»...

На второй день дали маху... судьи. Ориентироваться в степи – дело, прямо скажем, непростое. А посему КП был выставлен совсем не там, где его ожидали увидеть спортсмены. При «разборе полетов» оказалось, что ориентиры, которые были даны судьям, просто-напросто дублировались. В итоге пришлось отменять небольшой участок трассы.

Так уж вышло, что самый долгий день оказался еще и самым жарким в смысле погоды. И если нам, зрителям, можно было просто побродить по степи и позагорать, то гонщикам было ох как нелегко. Первым было еще ничего, а преследователям оставалось лишь глотать пыль. По итогам «жаркого дня» Беркут отыграл у Гири три минуты, но и только. Финал был предрешен – короткий третий день не позволял Беркуту надеяться на то, что он наверстает еще чет-верть часа. Тем более что догонять нужно было не кого-нибудь, а Сергея Гирю!

Дуэль в песочнице

Крошечный участок бархана – машинам надо пройти по лощине между двумя вершинами. Казалось бы, невелика проблема, но в одном месте на пути гонщиков стояла «стена» песка... И вот на горизонте появилось облако пыли... Нет, два облака! Гиря и Беркут – очный поединок прямо на наших глазах!

Toyota Сергея Гири шла первой. Гонщик не стал тормозить перед песчаным уступом и... угадал. Короткий прыжок, и «песчаное шоу» в исполнении многократного чемпиона страны закончено – Гиря уехал. А вот Беркут переосторожничал – сперва Алексей сделал небольшой круг в поисках выгодной траектории, и только потом рванул по следам Сергея. Мы остались наблюдать за основной группой... Такого количества автомобильных полетов я уже давно не видел!

P. S. 17 итоговых минут – да-да, именно столько стоит один «хорошо проведенный» вечер перед стартом. Наверное, это не самая большая цена (второе место – тоже отличный результат). Но все-таки обидно, если учесть, что общая продолжительность ходового времени целых двенадцать с половиной часов.

Чемпионат России по ралли-рейдам, II этап
Super Production
1 Гиря Сергей / Шубин Кирилл Бизнес Кар Рейсинг
2 Беркут Алексей / Николаев Антон VPM-Racing Team
3 Жильцов Константин / Мещеряков Константин Nart Time test
Production
1 Олейников Александр / Лаврова Елена
2 Семенов Владимир / Бакустин Игорь Nart Time test
3 Телелейко Григорий / Рыженков Андрей Бизнес Кар Рейсинг
Национальный зачет
1 Павлов Дмитрий / Павлов Дмитрий Nart Time test
2 Купцов Константин / Николаева Елена Красмотоспорт
3 Мирошник Александр / Лушников Игорь
 
Командный зачет
Нарт Тайм - Газэнергосеть
Бизнес Кар Рейсинг
Dinamo Motosport

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 июль 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты