Приоритет функций

Репортаж с американской презентации Hummer H1 Alpha

Текст: Крис Коллард
Фото: Крис Коллард, фирма-производитель

Колеса взмыли вверх, и двенадцать дюймов чистейшего воздуха Невады отделили протекторы 37-дюймовых Goodyear Wrangler MT/R от земной тверди. Затем автомобиль тяжело рухнул вниз, и сжавшиеся пружины передней подвески поглотили удар, чтобы вновь вытянуться на всю длину на следующем трамплине. Кузов рванулся в сторону (вещи на заднем сидении отправились в стремительный полет к правой двери), но пружины левого борта подвески уже выполнили свою работу. А между тем моя правая нога продолжала жать на шершавую педаль газа, делегируя на заднюю ось мощь трех сотен лошадей. И, разумеется, автомобиль не преминул сорваться в занос, оставляя позади кильватерную струю из гравия, камней и пыли.

Дизайн Н1 поистине уникален и известен по всему миру. Но поверьте, когда инженеры AM General по заказу американских военных создавали этот внедорожник, они думали исключительно о функциональности, и всяческие там «эстетические концепции» волновали их в гораздо меньшей степени. А в результате? Вышедший из их рук образец получил настолько узнаваемый силуэт, что даже сверхпривередливый взгляд американского потребителя не мог скользить по нему равнодушно. На что AM General ответила выпуском (в 1992 году) ограниченной гражданской серии в 300 машин. И их расхватали как хот-доги! С того момента спрос на модель постоянно рос, а фирма отвечала наращиванием выпуска и повышением уровня комфорта своего детища – в кабине военного HUMVEE уже на второй миле маршрута становится понятно, что значит «приоритет функции над формой».

Что было нужно военным от HUMVEE? Для начала им требовался внедорожник, способный преодолеть вертикальную стенку высотой в полметра и брод глубиной в 80 сантиметров. А еще он должен был уметь, взобравшись на 60%-ный склон, некоторое время перемещаться в продольном направлении по 40%-ному боковому уклону. И все это более чем с тонной груза! Впрочем, были и специфические требования, вроде возможности установки пулемета калибра 0,50 в задней части кузова. Alpha в полной мере унаследовал боевые гены своих предшественников. И если другим производителям нужно было постоянно улучшать характеристики своих машин, чтобы не отстать от конкурентов, то у Hummer конкурентов просто не было (да и сейчас, в общем-то, нет). Ну а раз так, то, похоже, своим рождением версия Alpha в первую очередь обязана именно энтузиазму инженеров AM General и их желанию быть уверенными в абсолютном превосходстве. Кстати, этой цели служит буквально каждый элемент конструкции, от угловатого кузова до широченной (чуть менее двух метров) колеи и независимой пружинной подвески всех колес.

Вкус этого блюда...

Главными усовершенствованиями, появившимися на модели Alpha, стали установка турбодизеля Duramax 6600 и пятискоростной АКПП Allison 1000. Да, предыдущие версии H1, оснащенные 6.2-литровым турбодизелем, отличались отменной проходимостью, но когда дело доходило до скорости, они становились анемичными. Установка нового дизеля Duramax перевела H1 в класс, состоящий из... него одного. Новый двигатель выдает впечатляющие 300 лошадиных сил при 3000 оборотов, что на 46% превосходит показатели ставившегося ранее 6.5-литрового дизеля Optimizer. Сразу же после поворота ключа зажигания глухое рычание предупреждает вас о том, что под капотом притаился зверь иной породы. Уже при 1500 оборотов полуоси начинает скручивать чудовищный момент, который и не думает уменьшаться в оставшемся диапазоне оборотов. Вкус этого блюда вы начинаете понимать, когда переводите селектор АКПП в положение Drive. Наш конвой возглавил знаменитый Род Холл (легенда внедорожных гонок). Он и повел караван в сторону полигона школы водителей Министерства обороны США (Северная Невада).

Легкое нажатие на педаль газа, и Allison 1000 начинает мягко перебирать передачи – Alpha разгоняется с места до 96 км/ч за 13,5 секунды (Duramax уменьшил это время на три секунды по сравнению с предшественником). Коробка имеет специальный режим Tow/Howl («Буксировка»). Чтобы задействовать его, достаточно щелкнуть переключателем на приборной панели, и изменившийся алгоритм переключения передач серьезно облегчит езду с тяжелым прицепом. Кстати, двухсекундное нажатие на педаль тормоза подскажет коробке Allison, что ей пора... переключиться на низшую передачу. На длинных спусках в пустыне мы оценили все удобство такого решения.

К черту эстетику!

С точки зрения водителя, кокпит Alpha сконструирован с явным приоритетом функции над эстетикой. И результат не заставил себя ждать: показания приборов и индикаторов работы систем читаются совершенно (как днем, так и ночью). Ну а для того чтобы включить переднюю и заднюю блокировки, изменить настройку климатической установки или убавить громкость аудиосистемы, достаточно слегка оторвать руку от кожаного подлокотника. С такой же легкостью водитель может (причем на ходу) управлять давлением в шинах при помощи системы центральной подкачки CTIS. Единственное, что потребовало некоторого времени на привыкание – это не слишком удачно расположенные выключатели стеклоподъемников. Они смонтированы справа от водителя на центральной консоли. Я, например, постоянно пытался нащупать выключатель левой рукой. Но у такого расположения есть и свои плюсы: можно не опасаться, что вода зальет клавиши через окно. Опять приоритет функции? Когда я в очередной раз жал на тормоз (коробка послушно сбрасывала ступень вниз) и заправлял Н1 в крутой поворот, сидевшему на правом сидении Алеку приходилось изо всех сил хвататься за расположенную над его головой ручку. Да, расставленные по углам машины колеса вселяют изумительное чувство уверенности в стабильности. И именно поэтому, перенося правую ногу обратно на педаль акселератора в момент прохождения апекса, я мог совершенно не опасаться, что превышу допустимый предел устойчивости внедорожника. В итоге густая туча поднятой нами пыли догнала конвой, только когда машины остановились у въезда в узкий каньон.

На мой взгляд, автоматическая коробка как нельзя лучше подходит для медленного движения по пересеченной местности, поскольку она позволяет сбросить скорость практически до нуля, не опасаясь заглушить двигатель. Однако такой режим сопровождается столь неприятными явлениями, как проскальзывание фрикционов и их перегрев (особенно в случае, если у вас под капотом такой монстр крутящего момента, как Duramax). Что-бы справиться с этой проблемой, инженеры снабдили Н1 серьезной понижающей передачей и эффективной системой охлаждения коробки передач. Сочетание первой скорости «автомата» (3,10:1), пониженной ступени в раздаточной коробке NV 242 (2,72:1) и колесных редукторов (1,92:1) приводит к тому, что конечное передаточное отношение составляет 41,5:1! Это позволяет H1 Alpha уверенно справляться с крутыми склонами, не опасаясь пробуксовки и потери контроля над машиной. Даже в случае полного диагонального вывешивания внедорожника достаточно задействовать блокировку заднего дифференциала. Если и этого мало – еще один щелчок, и в ту же секунду блокируется дифференциал переднего моста.

Алюминиевый панцирь

Как я уже говорил, конструкторы Hummer изначально старались создать машину, способную выжить в самых тяжелых условиях и на самой враждебной местности. Что же до изменений, то многие из них бросаются в глаза не так сильно, как шильдики с надписями «Alpha» и «Duramax». Например, большая часть кузова Н1 сделана из устойчивого алюминия, а двери – из особо прочной стали. Под днищем же, от защиты переднего редуктора до защиты редуктора заднего, тянется алюминиевый щит толщиной 5 мм (он переходит в трубчатую защиту порогов). Вместе они образуют панцирь, скрывающий жизненно важные элементы трансмиссии и ходовой.

Что же до «внедорожного пакета», то помимо 17-дюймовых колес с бедлоками и 37-дюймовыми шинами Goodyear MT/R, он включает в себя «внутренние шины», позволяющие проехать 30 миль со скоростью 20 миль в час даже на разорванной в клочья резине.

И еще по сравнению с предыдущими версиями Н1 у модели Alpha увеличена емкость топливного бака (она теперь составляет 195 литров) и дальность пробега без заправки. И если расход в 21–22 литра на сто километров особого впечатления не производит, то таланты машины как буксировщика достойны самых восторженных слов. С установкой дизеля Duramax максимальный вес буксируемого прицепа вырос более чем на тонну, а общий вес автомобиля с прицепом теперь может составлять 7847 кг! Естественно, для того чтобы справиться с возросшей мощностью и дополнительным весом, мосты и пружины пришлось усилить.

Ну и что мы об этом думаем?

При всех внедорожных способностях, Alpha не предназначен для штурма «Рубикон Трейл». Нет, он, безусловно, на это способен, но вам, скорее всего, не захочется использовать его подобным образом. Этот автомобиль призван доставлять удовольствие от вождения и чувство уверенности в том, что вы не только доедете в намеченную точку, но и столь же безопасно вернетесь обратно. Но еще важней другое: H1 Alpha – это лишь первая ласточка в семействе! В ближайшее время шильдик с надписью «Alpha», что, в свою очередь, означает возросшие скоростные возможности, должен появиться на бортах H2, H2 SUT, H3 и далее по списку...

Hummer H1 Alpha 2006 модельного года

Базовая цена (в США) $ 137 508
Цена «внедорожного пакета» $ 5700

Силовой агрегат

Двигатель дизельный V8, Duramax 6600, 6.6 л
Мощность 300 л. с. при 3000 об/мин
Максимальный крутящий момент 705 Нм при 1800 об/мин

Трансмиссия

Коробка передач 5-скоростная АКПП Allison 1000
Раздаточная коробка New Venture 242, 2,72 :1
Колёсные редуктора 1.92 : 1

Шасси и подвеска

Передняя подвеска независимая, сдвоенные А-образные рычаги со стабилизатором
Задняя подвеска независимая, сдвоенные А-образные рычаги
Блокировки (передняя и задняя) Eaton Elocker
Радиус разворота 8,07 м
Тормоза дисковые 12”, с гидроусилителем и АBS
Колёсные диски 17”, со сдвоенными бедлоками
Шины 37 х 12.5 R17LT Goodyear Wrangler MT/R

Габариты и веса

Колесная база 3302 мм
Длина 4839 мм, 4686 мм (без лебедки)
Ширина 2197 мм
Высота 1956 мм (тент), 2006 мм (хардтоп)
Колея 1820
Снаряженная масса 3271 кг (тент), 3428 кг (хардтоп)
Топливный бак 110 л основной, 82.5 л дополнительный
Масса буксируемого прицепа 4219 кг
Грузоподъемность 1112 кг

Общие данные

Запас хода 920 км
Углы въезда / съезда 72° / 37.5°
Угол рампы 32.5°
Дорожный просвет 406 мм
Глубина преодолеваемого брода 760 мм
Разгон до 60 миль в час (96 км/ч) 13.5 сек

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 июль 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты