В выгодном свете

Супертест дополнительного освещения

В опциональном наборе оборудования внедорожников, как правило, не предусмотрено дополнительных наружных осветительных приборов. Покорители бездорожья восполняют этот пробел: устанавливают фары, освещающие боковые зоны и задний сектор, значительно усиливают и фронтальный свет. На нашем рынке представлено множество моделей фар, часть из которых мы решили проверить в деле

Разберемся для начала с законодательством. Любые изменения, которые владелец вносит в конструкцию автомобиля, должны соответствовать требованиям нормативных актов, иначе неприятностей с ДПС не избежать. Как-никак вездеходам иногда приходится ездить и по дорогам общего пользования.

Перво-наперво нужно освежить в памяти положения Правил дорожного движения, затем тщательно изучить Государственный стандарт Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Эти документы регламентируют количество, расположение и цвет пучка осветительных приборов, установленных на автомобиле. Принятые в нашей стране нормы допускают изменение местоположения фар и наличие дополнительных источников света в рамках требований Правил ЕЭК ООН к наличию внешних световых приборов на автотранспортных средствах.

Не будем перегружать материал казенными оборотами, отметим только, что на внедорожнике разрешается установка двух фар ближнего света, двух или четырех дальнего, двух передних противотуманных фар белого или желтого цвета, двух белых фар заднего хода и двух белых боковых фонарей.

Интересно, что согласно ГОСТ Р 41.482004 размещать фары дальнего света можно как угодно, главное, чтобы они не светили в лицо водителю или в зеркала заднего вида. А вот для «ближних» фар установлены ограничения. «Лампочка» должна располагаться на расстоянии 500 — 1200 мм от земли и не более чем в 400 мм от боковины автомобиля. Противотуманки закрепляют не ниже 250 мм от грунта, причем максимальная высота не ограничена.

  1. Hella Rally 4000 дает яркий концентрированный пучок и «засветку» в прилегающей к объекту зоне
  2. Фара дальнего света «Союз-96» генерирует небольшое, но яркое пятно
  3. Ксеноновый ProComp 9'' H1D формирует горизонтальное качественное пятно
  4. Галогеновый ProComp 9'' H11 светит так же, как и ксеноновый собрат, но заметно слабее
  5. Пятно от фары дальнего света Wesem наименее качественное

Комплектация

Производители по-разному комплектуют продукцию. В наборы фирм ProComp, «Союз-96» и Hella входят все необходимые компоненты для монтажа «светильников» и подключения их к бортовой сети автомобиля. Фары бюджетных брендов, таких как Wesem, придется собирать самостоятельно, более того, и лампы, и провода приобретаются отдельно. Причем занятие это хлопотное — например, к корпусу Wesem стандартная колодка «жигулевской» фары не подходит. Придется извлечь из нее клеммы и насадить их на контакты лампы. Но на этом мучения не закончатся: придется попыхтеть, чтобы «посадить» крышку корпуса без перекосов — резиновый уплотнитель никак не желает «сидеть на месте».

Итак, в нашем тесте представлены фары дальнего света ProComp 9” с галогеновой лампой и «ксеноном», прожектор Hella Rally 4000, «танковый» «Союз-96» с ксеноновым источником света и галогеновый Wesem. За ближний свет играют модификации галогеновых ProComp и Wesem, а также отечественная ксеноновая фара «Союз-96».

Рабочий свет, нужный для подсветки бокового и заднего секторов обзора, представлен фонарями Hella Rubber 3/4 с ксеноновой и галогеновой лампами и Wesem с лампой накаливания.

Для соблюдения одинаковых условий при испытаниях использовалась технологическая рама, на которой были закреплены все тестовые образцы в соответствии с требованиями ГОСТа.

  1. Фара рабочего света Wesem дает слабый пучок, но формирует относительно широкую зону охвата
  2. Рабочая фара Hella Rubber 4 3/4 формирует широкий яркий сектор, подсвечивая и асфальт, и обочины
  3. Источник ближнего света «Союз-96» ярко освещает все пространство перед собой
  4. Фара ближнего света ProComp 130 8'' дает насыщенный широкий сектор
  5. Ближний свет Wesem хорошо освещает асфальт лишь в непосредственной близости от себя, причем наблюдается резкий контраст яркости во фронтальном и боковых направлениях

Качество лучей

Для начала изучим формы пучка и пятна, которые дают наши испытуемые, для чего используем руководство по регулировке фар. «Танковые» фары дальнего света обеспечивают круглое пятно, при этом на расстоянии 70 м хорошо виден объект с размерами 5х5 м. Рассеиватель собирает лучи в так называемый параллельный пучок, и все пространство вне резко очерченного светового конуса остается во мраке. Лучи от ProComp и Hella формируются в горизонтальную полосу, при этом объекты, расположенные вне светового пятна, подсвечены. Сегмент дальнего света Wesem выдает слабое, размытое пятно, пространство вне пятна не освещается. Картина пучков и пятен ламп ближнего и «рабочего» света, естественно, другая. «Ближние» фонари дают размытую нижнюю часть пятна, при этом верхняя граница — четкая, а «рабочие», наоборот, светят широким, но не глубоким конусом. На фотографиях, сделанных с одного места при одинаковой экспозиции, видно, как распределяется световой пучок у тестируемых образцов.

Еще одно испытание — определение максимальной дальности пучка и его качества. Распечатаем на листах формата А4 буквы верхнего ряда таблицы для проверки зрения — Ш, Б, М, Н, К. Днем эти буквы отчетливо видны с расстояния 130 м. Ночью мы поочередно включали фары дальнего света, и эксперт со зрением 1,0;1,0 фиксировал момент идентификации буквы. Измеренные расстояния приведены в диаграмме, причем для сравнения дано и дневное расстояние, на котором различима отдельная буква. Ксеноновые лампы, конечно же, дают более яркий свет, и соответственно буквы видны четче. Лучшие результаты продемонстрировали ProComp и Hella, в аутсайдерах — бюджетный Wesem.

Тест показал, что качество излучения прямо пропорционально стоимости фары. Однако дешевые образцы светильников также имеют право на жизнь и найдут своего потребителя, потому что в условиях бездорожья их не жалко испортить.

текст: Алексей МЕНЬШЕНИН,
Сергей АРБУЗОВ
фото: Мария ГОРШКОВА,
Алексей МЕНЬШЕНИН,
Роман ТАРАСЕНКО

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№8 август 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты