Из варяг… в варяги

Скандинавские сказки из окна Volvo

Сведущие люди пытаются объяснить строгость и холодность скандинавского дизайна суровостью северного климата, накладывающего отпечаток на характер художников. Но скорее всего подобная стилистика уходит корнями в культуру викингов — стоит только взглянуть на древние руны, своей лаконичностью непостижимым образом перекликающиеся с формой стульев, стеллажей и прочей подобной номенклатурой из магазина IKEA. Разбираться в этом вопросе мы отправились именно в те страны, на территории которых и проживают потомки грозных норманнов

Несмотря на то что при нормальных погодных условиях (а день выдался солнечным) в западных авиакомпаниях у пилотов не принято вмешиваться в работу автомата, сажающего самолет, отчего по обыкновению его контакт с ВПП не отличается особой мягкостью, на этот раз «сасовский» Airbus приземлился почти безмятежно и так же плавно докатил нас до рукава аэровокзала. Чего не скажешь об автобусе, который громыхал своей подвеской на каждой заплатке дороги, ведущей из воздушной гавани в центр Копенгагена. Да, да, как бы ни апеллировали критики российских направлений к североевропейскому опыту, дороги здесь после зимы так же, как у нас, покрываются паутиной трещин и выбоин. Кстати, и колейность на местных трассах — вполне рядовая вещь. Правда, справедливости ради нужно отметить, что к тому моменту, когда солнышко начинает пригревать не понарошку, по большей части они уже оказываются заделанными (хоть и не всегда аккуратно).

Город сказочника — сказочный город!

Столица Дании — очень уютный городок. В свое время он входил в Ганзейский союз ввиду удобного географического местоположения. Копенгаген в переводе с датского — «торговая гавань». Сейчас это больше финансовый и туристический центр севера Европы. Но в сознании русского человека этот населенный пункт больше ассоциируется с сочинениями одного из величайших сказочников мира — Гансом Христианом Андерсеном. Гуляя по чистеньким улочкам, невольно ловишь себя на мысли, что именно по тому месту, куда ступила твоя нога, когда-то ско льзил полоз саней Снежной Королевы, а за одним из мансардных окон стоящего рядом «карамельного» домика любуются розами Кай и Герда… Кстати, местные мансарды, как, впрочем, и многочисленные башенки со шпилями, здесь кроются преимущественно медью, из-за чего Копенгаген называют городом зеленых крыш. В программе нашего путешествия была предусмотрена некая культурно-массовая составляющая, посвященная, как уже говорилось, скандинавскому дизайну. И для начала, практически перед самым стартом, мы посетили национальную библиотеку Дании. Здание, расположенное по соседству с королевским дворцом, является, по сути, воплощением нордической идеологии. Параллелепипед из темного стекла пристыкован к историческому зданию вполне гармонично. Внутри — удачное сочетание давнего прошлого и ультрасовременного настоящего. Но, если честно, мне не совсем была очевидна изюминка этого весьма интересного объекта. Подобных мест довольно много не только в Скандинавии, но даже на территории нашей необъятной Родины. Причем как с точки зрения дизайна, так и с позиции хранения информации.

Немногие из наших соотечественников, путешествующих своим ходом по Европе, в курсе, что между Скандинавским полуостровом и континентом существует беспаромное сообщение. Трасса проходит от Ютландского полуострова через Копенгаген, расположенный на островном архипелаге, к шведскому городу Мальме. И, кстати, по этой дороге можно попасть в Россию напрямую, через Санкт-Петербург, Карелию или Мурманскую область, минуя предельно нагруженные переходы на территориях Белоруссии и Украины.

Пастельно-зеленый Volvo XC70, на котором нам предстояло преодолеть первый участок до Гетеборга, выскочил из сумрака тоннеля, и перед моими глазами вырос во всей красе огромный мост. Именно это грандиозное сооружение является конечным звеном цепи, соединяющей две братские страны. Ведь разница между датчанином и шведом приблизительно такая же, как между русским и белорусом. А может, и меньше.

Зрелище, развернувшееся за окнами авто, было поистине грандиозным. По бокам, насколько хватало взора, распростерлась водная гладь, а над головой, словно гребни гигантских волн-цунами, медленно проплывали вантовые опоры с прикрепленными к ним бесконечными тросами.

Желто-зеленая скандинавская пастораль

В противоположность тем дорогам, по которым нам приходилось передвигаться до сих пор, автомагистраль, ведущая из датского Копенгагена в шведский Гетеборг, отличалась превосходным качеством покрытия, да и попутных машин было немного, поэтому пришлось активировать круизконтроль. Интересное дело: опция, практически бесполезная у нас на родине, здесь, в условиях не слишком плотного потока и отсутствия одноуровневых пересечений, отнюдь не является лишней. Милое дело, закинув правую ногу чуть ли не под сиденье, регулировать скорость двумя кнопками на баранке! Главное, правда, в случае непредвиденной ситуации успеть выдернуть ее оттуда…

Мимо проплывали изумрудные луга с россыпями цветущих одуванчиков, напоминающие яичницу-глазунью, обильно посыпанную зеленым лучком. Их перемежали перелески и аккуратные деревушки. Пастораль, одним словом. Но вскоре эту идиллию пришлось нарушить, съехав с автобана для ланча.

Обедали мы в уютном сельском ресторанчике, расположенном недалеко от побережья. После трапезы было решено проехать к воде. Через несколько километров извилистая дорожка уперлась в очень живописный поселок, террасами спускавшийся к самому берегу.

Я не раз бывал в Шведском королевстве, и у меня об архитектуре местной глубинки успело сформироваться четкое представление: это небольшие домишки, облицованные вертикально-ориентированной вагонкой с нащельниками и окрашенные в терракотово-красный или канареечножелтый цвет. Но на юге этой страны я впервые и поэтому, увидев здесь фахверковые строения, был немало удивлен. Не покидало ощущение, что нахожусь где-нибудь во французской Нормандии или немецкой Саксонии. Впрочем, здесь нет ничего парадоксального — исторически эти географические регионы были тесно связаны еще со времен раннего Средневековья. Проведя на фоне плещущихся волн небольшую фотосессию, мы отправились дальше.

В Гетеборг караван подтянулся ближе к вечеру. Для начала мы заехали в дизайн-центр компании Volvo. Хосе Луис де ла Вега, отвечающий нынче за стилистику этой шведской марки, поведал нам об основных принципах скандинавского дизайна, их влиянии на развитие и смену концепций с течением времени, а также о перспективах развития.

Что-то стало холодать, не пора ли нам...

Наутро же нам предстояло посетить расположенный в центре города музей современного искусства. Это весьма интересное местечко. Здесь наглядно продемонстрирована эволюция бытового дизайна со времен Карла XII и по сей день. Мне как медийному человеку более всего запомнилась экспозиция, олицетворяющая рабочее место журналиста с непременным профессиональным атрибутом на столе — бутылкой водки Absolut.

После экскурсии, изрядно поплутав по перманентно перестраиваемым развязкам в окрестностях Гетеборга, наш новый автомобиль (теперь это был уже Volvo XC90 кроваво-красного цвета) покатил в сторону столицы Норвегии — Осло. Чтобы не заснуть от монотонности дороги, мы решили нанести краткий дружественный визит в небольшой прибрежный городок под названием Лисекил. После короткой остановки в его порту дорога повела нас на глухую окраину, где позади аккуратных деревянных домиков открылся по-скандинавски суровый, но завораживающе красивый вид. Да, наверное, именно в таких местах, среди величавых валунов и синего моря, черпают вдохновение местные художники. Здесь, как ни в каких других местах, очевидны та чистота линий и благородство красок, что впоследствии отражается в произведениях скандинавского искусства.

Без малого два часа фотосъемки на промозглом ветру сделали свое дело — мы промерзли до подозрительных чихов и покашливаний. Чтобы не искушать судьбу и подстраховать себя от возможности заболевания, те члены экипажа, которым уже не предстояло садиться за руль в этот день, решили прибегнуть к старому, испытанному способу профилактики — принять «на грудь» по сто пятьдесят. Но в извлеченной из недр багажного отделения фляжке «Бэлэнтайнс» драгоценной желтоватой жидкости оставалось только для того, чтобы продезинфицировать неглубокую ранку. Такой поворот событий нас не устраивал, и похожий на пожарную машину Volvo начал кочевать от одного магазина к другому. Но вот какая незадача: вскоре выяснилось, что в Швеции крепкий алкоголь реализуется в строго определенных местах и в конкретно оговоренное время. Отчаявшись найти заветную «микстуру», мы с горя решили купить по паре банок пива. Но, видать, сегодня был не наш день — ни одну из предъявленных кредитных карт терминал кассы супермаркета не принял, а наличных мы при себе не имели. Для сведения: в стране «Тре Крунор» до сих пор в ходу только местные кроны, с принятием евровалюты шведы как-то не торопятся.

К счастью, терпеть нам оставалось недолго, и примерно через час хорошего хода (на некоторых участках пути стрелка спидометра зашкаливала за отметку 150 км/ч) наш экипаж без потерь добрался до главного города Норвегии. Но на ужине мы узнали новость, заставившую нас мысленно перекреститься: одна из машин, участвовавшая в пробеге, была остановлена полицейским на мотоцикле, и коллега, сидевший в этот момент за рулем, подвергся довольно серьезной экзекуции на сумму, эквивалентную 200 евро. В отличие от нас им в каком-то смысле повезло, и страж закона согласился принять к оплате не имеющую хождения в стране валюту.

Неудача с попыткой окунуться в мир офф-роуда

Осло — небольшой, но очаровательный городок. Большая его часть застроена малоэтажными домами, в основном деревянными. Ну а центр представляет собой смесь современных зданий из стекла и бетона с классическими штукатуренными, типично североевропейскими строениями периода XVIII — XIX веков.

Потратив совсем немного времени на поиск подходящего для съемки места, мы оказались на площади перед зданием парламента. С другой стороны она была ограничена гаванью со стоявшими возле длинных пирсов многочисленными яхтами и прогулочными судами. На их фоне доставшийся нам на заключительный третий день пробега Volvo XC60 смотрелся как летающая тарелка среди «Форманов». Впрочем, обтекаемые формы кроссовера весьма эффектно контрастировали с прямыми, как стрелы, мачтами и паутиной такелажа парусников.

На этом этапе мы снова отклонились от маршрута и попытались залезть в норвежскошведские дебри. Но по-настоящему насладиться глубинкой нам не удалось — местные проселки ненамного хуже асфальта, а рискнуть выбраться на какое-нибудь каменистое плато, обладая по сути паркетником, было бы верхом авантюризма. Единственное испытание нам выпало только при попытке сунуться в щебеночный карьер. Это грозило нам остаться без резины и быть заживо съеденными комарами. Но все обошлось, да и, честно говоря, последние тоже не были замечены в изобилии. Здесь, похоже, как и в близкой к нам Финляндии, интенсивно борются с этими кровососущими представителями фауны.

Но все-таки было очень приятно прохватить на «шестидесятке» в версии Т6 по захватывающей грунтовой трассе с калейдоскопически чередующимися скоростными поворотами и захватывающими дух перепадами высот. Просто кайф!

Через пару десятков километров кривая вывела нас на асфальт, по которому под фанфары разразившейся грозы мы въехали в Стокгольм. Через некоторое время ливень сменился противной моросью, поэтому столица Швеции предстала перед нами в весьма унылом виде. Для меня это обстоятельство не имело никакого значения, так как я бывал здесь не раз. Очень люблю бродить по узеньким улочкам старого города, глядя вверх и прислушиваясь в надежде услышать сквозь многоголосье туристической толпы характерное стрекотание и хриплый голос персонажа с пропеллером из незабвенного творения Астрид Линдгрен: «Спокойствие, только спокойствие!»

текст: Виктор ФОМИН
фото: Виктор ФОМИН, Volvo

Денис Орлов о скандинавском дизайне

Говоря о ремесленном искусстве северных королевств, правильнее было бы начать рассказ со «скандинавского модерна» и даже «скандинавского югендштиля», причем второе даже более точно, поскольку скандинавы исторически слыли германофилами. Ростки скандинавского дизайна прорезались на рубеже XIX и XX столетий с развитием мануфактурного производства в Северной Европе. В 1930 году после крупной художественно-промышленной выставки в Стокгольме о явлении под названием «скандинавский стиль» узнал уже весь мир (подразумевая в первую очередь самый крупный потребительский рынок — США). Считается, что в этот период скандинавские мастера тяготели к знаменитому немецкому направлению «бахауз» середины 20-х годов, однако это утверждение можно оспорить. В то время скандинавский стиль вполне окреп как в смысле востребованности, так и художественной формы и уже в полной мере стал опираться на своего главного вдохновителя — суровую северную природу. Зачастую предметы создавались «вопреки» окружающему ландшафту — их окрашивали в нарочито яркие, насыщенные цвета. Мощным фундаментом под этим стилем лежали этнические мотивы.

Объектами творчества по-прежнему становились главным образом предметы интерьера. Имена того времени — финн Айно Аалто, шведы Бруно Матссон, Дж. А. Берг и Йозеф Франк, датчанин Арне Якобсен. Квинтэссенцией понятия «скандинавский дизайн» по праву можно считать проект IKEA — торговый дом, основанный в 1943 году в Голландии шведом Ингваром Кампрадом. Собственно, аббревиатура IKEA происходит от начальных букв его имени и фамилии, а также двух топонимов, связанных с детством и юношеством основателя. Сегодня IKEA служит своеобразной витриной или даже стартовой площадкой для многих мастеров.

Первые автомобили Volvo были придуманы шведским живописцем Хельмером Мас-Олле. Долгое время продукция компании отождествлялась с именем норвежского скульптора Яна Вилсгаарда. Такие образцы, как Volvo 240, Volvo 740/760, Volvo 850/S70, следует отнести к лучшим образчикам скандинавского стиля в автомобильном дизайне, пусть даже для консультаций и привлекали итальянские мастерские Coggiola и Bertone. Сегодня национальный колорит в полной мере используется в шведском автомобильном дизайне, особенно сильно — в части разработки интерьеров.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№8 август 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты