Второе дело дядюшки Августа

История марки Audi

Имя «Audi» известно всем, кто когда-либо интересовался происходящим в автомобильном мире. Знаменита и нынешняя эмблема марки — четыре расположенных в ряд пересекающихся кольца. Меж тем в довоенные годы только одно из них символизировало Audi, остальные три были «закреплены» за партнерами фирмы по концерну Auto Union

Скандал разразился 19 июня 1909 года прямо на совете директоров компании A. Horch & Cie. Заседание проходило бурно: в адрес основателя фирмы и ее технического директора Августа Хорьха летели обидные обвинения в том, что его машины, хотя и привозят призы с различных гонок и пробегов, продаются плохо. Наслушавшись незаслуженных упреков, конструктор ушел с заседания, громко хлопнув дверью. Разгоряченный и негодующий, он вышел во двор фабрики. Здесь к нему подошел старый друг и соратник — главный инженер Герман Ланге, который впервые в жизни увидел своего шефа в таком состоянии. На вопрос: «Что случилось?» — последовал ответ: «Я вынужден уйти с завода!» Ланге тут же заявил, что если такое случится, то и он последует примеру друга…

Из Horch в Audi

Компания A. Horch & Cie успешно работала на рынке с 1899 года, ее отлично знали не только в Германии, но и по всей Европе. Суть конфликта заключалась в том, что директор по продажам считал себя первым лицом фирмы и требовал от инженерного состава выполнять все свои распоряжения. Сам Хорьх, долгое время работавший на фабрике Карла Бенца и собственноручно сконструировавший целый ряд успешных моделей, с таким положением дел мириться не желал. Поглощенный участием в гонках и разработкой новых моделей, он не обращал внимания на интриги. В результате конструктору пришлось покинуть фирму, носящую его имя.

Вопрос «что делать?» даже не стоял. Уже на следующее утро Август Хорьх энергично принялся за организацию нового предприятия. Деловая репутация у него была безупречной, в успехе его очередного начинания у предпринимательского сообщества городка Цвиккау, где базировалось предприятие, не возникало ни малейших сомнений. Неудивительно поэтому, что местные банкиры с радостью ссудили конструктора деньгами уже через три дня, а 16 июля 1909 года на свет появилась новая компания — August Horch Automobilwerke Gmbh., стартовый капитал которой составлял 200 тыс. марок.

Вместе с бывшим шефом на новое место ушел не только главный инженер, но и еще полтора десятка ведущих специалистов, рискнувших оставить хорошо оплачиваемые места ради неясного будущего, что, кстати, лишний раз подтверждало авторитет Августа Хорьха в среде коллег-автомобилестроителей. На поиски инвесторов, регистрацию предприятия, покупку земли и зданий под новый завод, на создание костяка трудового коллектива ушло всего шесть недель.

Дело понемногу налаживалось, но тут герра Августа подстерегал очередной сюрприз. Прежние компаньоны в судебном порядке запретили конструктору использовать собственное имя в коммерческих целях. И хотя возмущение Хорьха по этому поводу было вполне справедливым, спорить с решением суда он не мог. Пришлось подыскивать новое название для компании. Нашли его почти случайно с подачи сына Франца Фикентшера — одного из коллег конструктора, на квартире которого собрались для решения этой проблемы отцы-основатели. Согласно официальной версии мальчик делал домашнее задание по латинскому языку как раз в то время, когда отец с компаньонами бурно обсуждали возможные выходы из щекотливой ситуации. Понятно, что непоседу больше интересовали разговоры взрослых, и он, не удержавшись, якобы воскликнул: «Audiatur et altera Pars (выслушай и другую сторону). Почему бы вам не назвать свою компанию Audi? Это то же самое, что Horch, только по-латыни». Предложение оказалось таким необычным и разумным, что все участники совещания без колебаний согласились.

Хорьх в своих мемуарах писал о том времени: «Мы начали проектировать структуру предприятия, не дожидаясь регистрации новой фирмы. Обустраивали цеха, устанавливали оборудование, покупали инструменты. Начали мы с того, с чего начинали всегда — с ремонта автомобилей. От клиентов не было отбоя. Еще бы, ведь наши мастера и рабочие отлично знали все модели и марки и могли качественно отремонтировать любую машину. Тем временем инженеры и конструкторы взялись за проектирование нового автомобиля. Все понимали, что он должен стать намного лучше прежних Horch. Очень уж хотелось утереть нос нашему бывшему руководству!

Мы замахнулись сразу на 10 «лошадок», работа над этой конструкцией вызывала у всех воодушевление и подъем, хотя начинать ее пришлось с чистого листа».

К тому времени, когда в торговый реестр была внесена фирма Audi Automobilwerke Gmbh., завод уже функционировал: из ворот предприятия выходили первые автомобили оригинальной конструкции. Демонстрировались они, по традициям того времени, на гонках. Одними из наиболее трудных и престижных считались «Альпийские гонки», проводившиеся Австрийским автомобильным клубом с 1911 по 1914 год. Сложность состязаний была обусловлена протяженностью маршрута и характером местности. Правила — самые суровые: капот опломбирован, в каждой машине три человека — водитель, пассажир и контролер. За малейшие нарушения начисляются штрафные очки. Чтобы победить, надо было на протяжении всего маршрута не набрать ни одного штрафного очка! На гонку 12 мая 1911 года фирма Audi выставила три своих обычных автомобиля. Скептики не могли поверить, что эти легкие туристические колясочки смогут преодолеть Альпы. Но случилось именно это, а машина под управлением самого Хорьха завоевала первый приз. За этим последовали победы и в других не менее престижных состязаниях.

Как видим, стартовый импульс от своих основателей компания Audi получила очень мощный, что во многом и обеспечило ее дальнейшее развитие и процветание.

Продукция новой компании практически сразу же завоевала поклонников за счет использования хорошо продуманных инженерных решений, надежности и успешных выступлений в ряде знаменитых автомобильных гонок. К 1912 году популярность марки Audi сравнялась с популярностью Horch и продолжала расти.

Эпизод в России

Чтобы еще больше укрепить позиции фирмы на международном рынке, Хорьх старался показывать ее продукцию на всех ведущих автомобильных выставках Европы. В 1913-м в Санкт-Петербурге проходил «Четвертый Международный салон автомобилей и мотоциклов». Россия уже тогда считалась «очень перспективным рынком», поэтому на выставку съехалось несколько десятков фирм из разных стран мира. Экспозиция располагалась в Михайловском манеже и удалась на славу. Делегацию Audi возглавлял сам Хорьх. На салоне фирма Audi занимала стенд №45, на котором она демонстрировала публике полную гамму своих автомобилей, «приспособленных к специфическим русским условиям эксплуатации».

Тут-то и произошел один весьма забавный случай, о котором конструктор впоследствии не мог вспоминать без смеха. Вот как он сам описывал этот эпизод: «В мае 1913 года русские устраивали в Петербурге автомобильную выставку. Фирма Audi отправила на нее некоторое количество машин. За несколько дней до открытия я поехал в Россию, чтобы достойно обустроить наш стенд… Выставка была шикарной, и мне она очень понравилась… На второй день, явившись на стенд, я небрежно бросил свое новое пальто на спинку стула. Отвернулся, поговорил с одним, с другим… потом протянул руку, чтобы взять пальто, но на месте его уже не обнаружил. Это развеселило меня необычайно».

Несмотря на утрату пальто, Россия в целом произвела на конструктора хорошее впечатление, укрепив стремление продавать здесь свои автомобили, которые со временем становились все более популярными. Подтверждение тому находим в «Автомобильном справочнике инженера Н.Г. Кузнецова» за 1916 год, где среди описаний технических характеристик наиболее распространенных машин приводятся данные четырех моделей Audi с двигателями мощностью от 2,6 до 5,7 л.с.

В годы Первой мировой войны Германия и Россия оказались по разные стороны линии фронта, поэтому все отношения с немецкими автомобильными фирмами на долгое время были прерваны. Затем последовали Октябрьская революция и годы социальных катаклизмов, и только в середине 20-х годов прошлого века в Советский Союз было ввезено несколько автомобилей Audi. Правда, вскоре и эти скромные поставки сошли на нет, ведь СССР были нужны в первую голову грузовики, которых марка Audi не производила.

Время собирать камни

После Первой мировой войны Германия так же, как и Россия, оказалась в крайне тяжелом положении. Экономика страны была разрушена, вокруг царила политическая неразбериха, которая дополнялась экономическим хаосом и гиперинфляцией. Все это, конечно, не способствовало развитию автомобильной промышленности. Но, несмотря ни на что, Audi осталась в числе ведущих немецких производителей. В 1920 году Август Хорьх оставил место члена правления фирмы и переехал в Берлин. Компания по-прежнему выпускала автомобили, с успехом участвовала в гонках. Правда, на равных конкурировать с дешевыми американскими авто, наводнившими немецкий рынок после снижения таможенных пошлин в 1925-м, становилось все труднее. Чтобы выжить, германские автопроизводители вынуждены были объединяться.

В 1932 году четыре немецких компании — Audi, DKW, Horch и Wanderer — объединились в концерн, который получил название Auto Union. Эмблемой новой фирмы были четыре горизонтально переплетенных кольца, каждое из которых символизировало одного из участников нового альянса. В момент образования концерна на его заводах работали более 4 тыс. человек. При этом нужно отметить одну важнейшую деталь: сливались не только материальные и человеческие ресурсы четырех немецких предприятий, но также и их конструкторские школы, производственный потенциал, опыт и традиции. В ходе объединения происходило взаимное обогащение. Именно это и позволило Auto Union занять одно из ведущих мест в немецкой автомобильной промышленности. Не исчезли и вошедшие в концерн марки: на рынок, как и прежде, поставлялись Horch, Audi, ДКВ и Wanderer. А уже через пару лет после основания концерна на его предприятиях работали более 13,5 тыс. человек. За год выпускалось 27 200 авто и 23 700 мотоциклов.

Значительную роль в росте популярности марки сыграли ее спортивные успехи. Так, в 1936 году гонщик Ганс Штукк установил пять мировых рекордов. Бернд Роземайер на знаменитой Silberpfeil стал чемпионом Европы. Годом позже он преодолел 400-километровый рубеж скорости на обычном шоссе. Все это поднимало престиж Auto Union. Со временем технические решения, применявшиеся на спортивных машинах, перекочевывали на серийные модели. Среди них было много передовых для своего времени конструкций, но, пожалуй, одной из самых интересных машин начала тридцатых годов стал переднеприводный Audi Front.

Темпы развития Auto Union впечатляли: к концу 30-х на нем работали свыше 25 тыс. человек, и в год выпускалось более 125 тыс. автомобилей и мотоциклов. Огромную роль в этом сыграла команда талантливых инженеров, менеджеров и финансистов, работавших на предприятии. Среди них стоит отметить председателя совета директоров доктора Ричарда Бруна, доктора Карла Хахна, долгое время руководившего отделом продаж, технического директора доктора Вильяма Вернера и многих других… С началом Второй мировой войны на первое место в производственной гамме Auto Union вышла продукция военного назначения. В 1939 году более 23% новых автомобилей и 30,6% мотоциклов отправились в армию. В 1942-м Auto Union выпустил свой первый грузовик. Производились также бронеавтомобили, двигатели и другая техника. Разумеется, авиация союзников не раз совершала рейды на заводы концерна, в результате часть из них сильно пострадала.

Эпоха Audi

После окончания войны страны-победительницы разделили Германию на четыре зоны оккупации. Заводы в Цвиккау оказались в советском секторе. Казалось, имя Audi кануло в вечность. На DKW, попавшем к союзникам, наладили выпуск одноименных машин. В 1957 году появилась модель Auto Union 1000. А затем началась самая настоящая административная чехарда: в следующем году фирма попала под контроль Daimler-Benz, а в 1964-м Auto Union перешел к Volkswagen. Через год руководство решило возродить марку Audi. Ее эмблемой стали знакомые всем четыре переплетенных кольца. Первой моделью стал Audi 1700. Представленный публике на салоне во Франкфурте, он встретил одобрение специалистов.

В самом конце 60-х произошло слияние Auto Union с компанией NSU. Вот так создавалось то самое предприятие, которое сегодня известно как Audi AG. Кстати, свое современное название оно получило 1 января 1985 года. Что же касается модельного ряда марки, то он постоянно расширялся. К началу 70-х годов на рынке появились серии 60, 75, 80, 100.

Одним из замечательных достижений компании Audi стало широкое применение алюминия в конструкции автомобиля. В этой области марка занимает лидирующее положение.

Сегодня благодаря усилиям менеджеров, инженеров и рабочих компании автомобили с четырьмя кольцами на радиаторе по праву считаются символом надежности, комфорта и качества.


текст: Константин ШЛЯХТИНСКИЙ
фото: фирма-производитель

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 июль 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты