Шоу могучих «Бизонов»

Гонка «Бизон трек-шоу» — впечатляющее зрелище состязания сельских механизаторов

Вы когда-нибудь видели, как прыгает трактор? Ощущали, как дрожит земля при ударе о нее многотонной машины? Если вы не испытывали ничего подобного, то приезжайте в конце мая в Ростов-на-Дону!

Восемь лет назад руководитель компании — поставщика сельскохозяйственного оборудования «Бизон» Сергей Леонидович Суховенко задумал провести своеобразное соревнование между потребителями техники, которой торгует его фирма. Так родилась единственная в России гонка на тракторах — «Бизон трек-шоу».

Сегодня это мероприятие — не только состязание среди сельских механизаторов (все гонщики — простые трактористы), но и своеобразный смотр-конкурс хозяйств региона. Во всех объявлениях и буклетах, посвященных соревнованию, обязательно рядом с именем участника указаны наименование хозяйства, фамилия руководителя и район, который он представляет. Поэтому победа гонщика здесь — это победа всего трудового коллектива, поддерживающего своего земляка. Автобусы с болельщиками стекаются на соревнование не только со всех концов Ростовской области, но и из соседних областей и краев. У некоторых гонщиков даже есть свои фанклубы. Например, старейшего участника этого мероприятия, шестидесятилетнего Анатолия Ивановича Шишкина, сопровождала команда болельщиков в одинаковых майках с именем своего кумира.

История гонки

В первый год в соревновании приняли участие 10 машин, в последующие число желающих показать свою тракторную удаль колебалось от 20 до 35, но в последнее время количество стартующих ограничено 30 участниками. Попадают в их число те, кто успел первым подать заявку (кстати, вакансии заканчиваются за несколько месяцев до шоу). За семь проведенных гонок формат соревнований немного менялся — добавлялись или исключались те или иные упражнения, но все эти годы «Бизоны» оставались зрелищным и ярким событием в жизни Ростовской области, собирая огромное количество зрителей. Традиционно гонка проходит на кроссовой трассе «Дон 25», что вблизи Ростова-на-Дону.

Гоночные болиды

Соревнуются участники в основном на тех же самых тракторах, на которых в течение сельскохозяйственного сезона обрабатывают земли своих хозяйств. Подготовка заключается в установке каркаса безопасности, спортивных сидений с ремнями и наличии шлема. На технической комиссии проверяются только тормоза. Все остальное отдано на откуп фантазии механизаторов. Правда, некоторые хозяйства могут себе позволить содержать трактор, предназначенный исключительно для гонок (серьезная работа с двигателем, как правило, неизбежно уменьшает его ресурс). Впрочем, готовиться к соревнованиям механизаторы начинают еще зимой, проводя модернизацию обычных «Беларусей». Практически все гонщики устанавливают турбины повышенной эффективности, многие «колдуют» над топливной смесью, соединяя солярку с керосином в хитрых пропорциях. Меняются передаточные отношения в коробках передач, усиливается подвеска, устанавливаются дополнительные радиаторы охлаждения. На данном этапе развития тракторного спорта ограничений, кроме безопасности, нет, и это дает широкое поле деятельности для работы местных кулибиных. Ну и, естественно, как и в маститых соревнованиях, изменения конструкции держатся в строгом секрете.

Кроме чисто спортивной подготовки, особое внимание уделяется украшению и агрессивной окраске кабин, дисков, шин.

Спортивный трактор

Развитие тракторных гонок привело к появлению первой машины, предназначенной исключительно для соревнований. В компании «Бизон» построили специальный гоночный «болид», правда, пока это в большей степени шоу-трактор с декоративными раструбами пневматического сигнала, раскраской баков под «нитрос» и прочими прибамбасами. Тем не менее воздушный фильтр пониженного сопротивления и амортизаторы с выносными бачками действительно необходимы для спортивного агрегата. А сертифицированный каркас безопасности и спортивное сиденье защитят гонщика при случайном перевороте на большой скорости.

Конструкция трактора предельно облегчена, и этот снаряд способен разогнаться почти до 100 км/ч, что значительно больше, чем у стандартных сельхозмашин. Похоже, что руководитель «Бизона» Сергей Суховенко, сам в прошлом участник и победитель ралли-рейдов, задает новые стандарты для подготовки аппаратов к будущим трек-шоу. И многие элементы раллирейдовых автомобилей перекочевали на трактор, ведь готовит его механик небезызвестной гоночной команды «Р-Джаз» Валерий Виноградов. Наблюдая, как участники трек-шоу изучали конструкцию новой машины, можно предположить, что на следующих соревнованиях мы увидим несколько похожих «болидов».

Программа гонки

Соревнование проходит в шесть этапов. Первые два — гонка на время по гравийной трассе и пересеченной местности. Участники стартуют с интервалом в 20 с. По итогам двух этапов к дальнейшим выступлениям допускаются 20 самых быстрых спортсменов, которые соревнуются в парной гонке с выявлением победителя по олимпийской системе — в следующий круг выходят победители заездов.

Горячий южный темперамент участников проявляется в манере вождения — мало кто жалел своего «стального коня». И хотя в этом году ни один из тракторов не перевернулся, зрелищные прыжки, езда на задних колесах и смелые маневры делали гонку динамичной и интересной. А находящийся на прямом участке трассы инспектор ГИБДД с радаром фиксировал скорость проезда участников. Показания прибора находились в диапазоне от 50 до 72 км/ч.

Очень зрелищным состязанием стала «силосная яма» — тридцатиметровая траншея, в которой имитируется распространенное занятие сельского механизатора — трамбование силосной массы. Трактористы должны проехать по ней три раза вперед-назад, коснувшись при этом горизонтальных перекладин в начале и конце траншеи. Победитель этого, тоже парного, соревнования переходит в полуфинал. При кажущейся простоте упражнение очень непростое — необходимо продемонстрировать умение быстро разгоняться и строго в нужный момент тормозить. Именно на нем срезался ветеран и неоднократный призер гонки Анатолий Шишкин. Он хоть и ездил быстрее своего соперника, но в одном случае не коснулся ограничительной перекладины и был дисквалифицирован. Следить за соблюдением правил доверено опытным судьям по автомобильному спорту, объективным и неподкупным.

Непросто дается победа, но еще тяжелее горечь поражения. Проиграть из-за поломки мелкой детали, когда весь год был потрачен на подготовку, обидно и печально. Гонщики переживали проигрыш весьма эмоционально — швыряли шлемы об землю, на глазах у некоторых наворачивались слезы.

В финале пять тракторов соревновались каждый с каждым, и по сумме очков два лучших спортсмена вышли в финал, где приняли участие в парной гонке, причем в качестве «довеска» к их машинам были прицеплены бочки с надписями «квас» и «пиво».

Победитель гонки, механизатор из «Кировского конного завода» Анатолий Бобровский, получил главный приз — новенький трактор «Беларусь» индивидуального дизайна с ксеноновыми фарами, стереосистемой, телевизором и кондиционером.

Зачем все это нужно?

Тракторные гонки — только зарождающийся спорт, однако его организаторы сразу пошли по пути максимальной зрелищности. На соревнование приезжают десятки тысяч зрителей, готовых провести целый день на солнцепеке, чтобы посмотреть на захватывающие поединки мощных машин. Излишне говорить, что здесь присутствовали замечательный звук, музыкальное сопровождение, турнирное табло, профессиональные комментаторы и развитая инфраструктура питания, продавались различные сувениры. Забота о зрителях, отличная спортивная составляющая и уникальность зрелища вселяют надежду в дальнейшее развитие этого прекрасного начинания.


текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Алексей МЕНЬШЕНИН
из архива организаторов

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 июль 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты