Едем на соревнования

Все что нужно знать о внедорожных состязаниях, перед тем как на них отправиться в первый раз

Примерно после пары выездов в лес на своем внедорожнике многие начинают задаваться вопросом: «А не пора ли поехать на соревнования? Себя показать да на других посмотреть». Отговаривать бессмысленно, остается только советовать

Есть внедорожник, мало-мальский опыт езды по бездорожью, желание опробовать свои силы в конкурентной борьбе и готовность к тому, что машина прямо из леса отправится в автосервис, плавно покачиваясь на платформе эвакуатора? Я акцентирую ваше внимание на этом списке необходимых предпосылок в самом начале статьи, потому что если какое-либо из перечисленных требований вы выполнить не готовы, то и ехать на соревнование не стоит. Если же вы «как-то так себе это и представляли», продолжаем.

Из всего многообразия внедорожных дисциплин для начинающих подходят две: нелинейное внедорожное ориентирование и джип-спринт. Джип-триал, ралли-рейд и трофи-рейд — отказать, вам туда пока не надо. Почему? По той же причине, по которой, едва научившись держаться на воде, не стоит плыть через Ла-Манш.

Нелинейное ориентирование

Отличный выбор для любителей поездить по лесам и полазить по грязи в свое удовольствие. Задачей участников являются поиск и сбор контрольных точек. Побеждает тот, кто соберет наибольшее количество точек за отведенное для этого время.

Пожалуй, самая демократичная и мягкая из дисциплин. Потому что, во-первых, участник сам выбирает маршрут и сложность точек, а во-вторых, машины спортсменов рассеяны по территории в несколько десятков гектаров, и, как следствие, никто никому не мешает. Опять же ничто не мешает отъехать от старта на пару километров, застрять по башню и, разложив на капоте еду, загорать на солнышке, периодически вяло помахивая лопатой. Рано или поздно вас эвакуируют, и вы получите законное право рассказывать потом друзьям, как отчаянно рубились сутки в болоте.

Минус данного формата лишь в том, что в случае если вы сломались или фатально застряли из-за удаленности точек от базового лагеря, ожидание эвакуации и сама эвакуация могут затянуться. К тому же для участия в мероприятиях данного формата необходимы наличие GPS-навигатора и умение им пользоваться (второе из первого не следует).

Джип-спринт

Этакое ралли-лайт. Относительно небольшая закольцованная трасса, на которую участники выпускаются попарно. Нет, не навстречу друг другу, а в одном и том же направлении. Представьте себе цифру «8», трасса выглядит примерно так же, с той лишь разницей, что линии не пересекаются, а проходят рядом. Из этого сужения участники и стартуют каждый на свою половину трассы и, сделав полный круг (или несколько), финишируют. Соответственно пришедший первым побеждает, второй выбывает, и так до победного, пока не будет определен самый быстрый и удачливый.

Потоки адреналина, крики болельщиков и драйв. То, что надо для тех, кто без ума от скорости, а также для обладателей стандартных полноприводных автомобилей класса «стоянка-лужайка». Опять же от асфальта далеко уезжать не надо, и формат мероприятия обычно укладывается в несколько часов. Друзей на недоприводах можно с собой прихватить, шашлычку взять и совместить стремное с бесполезным — гонку и пикник.

Минусы тоже имеются: надо обладать навыками пилотирования внедорожника при больших скоростях на пересеченной местности, к тому же автомобиль должен иметь динамичный мотор и энергоемкую подвеску, в противном случае участие в соревновании сведется к одинокому заезду и нескольким часам праздного наблюдения полными зависти глазами за не выбывшими из борьбы участниками.

Подготовка

Какой из предложенных (или не предложенных) форматов вы бы ни выбрали, подготовка машины к соревнованиям (не путать с подготовкой к езде по бездорожью, сейчас речь не о тюнинге), как ни странно, потребуется примерно одна и та же. Начать следует с того, что произвести «диагностику с пристрастием», и все узлы и детали, о которых механик скажет: «Вот это скоро надо будет менять, но еще тысчонку-другую походит», заменить в обязательном порядке. Если же ваша фамилия Плюшкин, то можете не менять, просто купите новую деталь и возьмите с собой — поменяете потом на трассе. Старый зонтик, корзинку для грибов, спиннинг, в общем, все те нужные и полезные вещи, которые обычно обитают в грузовом отсеке внедорожника, выложите или, если нет моральных сил с ними расстаться, закрепите, дабы они не напомнили о себе, метко прилетая в вас в самый не подходящий момент. Обязательно возьмите с собой полноценный набор инструмента: баллонный ключ, две монтажки, домкрат, переноску либо налобный фонарик и зип, включающий в себя как минимум наружные ремни двигателя, банку тормозной жидкости, колесную камеру и (если у вас на машине имеется электронная система блокировки колес) комплект тормозных колодок, а как максимум все, что в теории может оторваться и отломиться. Также не лишним будет почитать регламент соревнования, из него вы узнаете о списке оборудования и снаряжения, без которого вас не допустят к участию.

Перед выездом на мероприятие рекомендую сообщить всем родным и близким, что там, куда вы едете, мобильные телефоны не работают. Сделать это стоит по трем причинам: семья не будет переживать, что вы не звоните и не пишете; всегда можно будет выключить телефон, чтобы он не отвлекал звонками; в том месте, где вы застрянете окончательно и безнадежно, телефон не будет работать совершенно точно.

Как вести себя на трассе

Вот это по-настоящему важный вопрос. Для начала уясните себе, что ваша первостепенная задача — не занять первое место, не показать всем окружающим, как на самом деле надо ездить. Это все потом, через пяток-другой гонок… может быть… наверное. На этот раз вашей первостепенной и единственной задачей является добраться до финиша своим ходом и на минимально разложенной машине.

Что для этого нужно? А нужно включить голову на старте и не выключать ее до финиша. Не стоит позволять себе поддаваться азарту из-за ударившего в голову адреналина, разбавленного водяной отработкой. Действия пилота и штурмана должны быть обдуманными и максимально точными. Да, с непривычки все будет получаться медленно и не так, как у опытных спортсменов, проезжающих мимо вашего застрявшего автомобиля, но это ничего, со временем и у вас начнет получаться, ну а пока не надо пытаться проехать на стандартном автомобиле через реку следом за клеткой из труб, обшитой алюминием, с колесами размером с мельничный жернов. Не хочется вас расстраивать, но велика вероятность, что вы в этой реке застрянете, хотя, возможно, вы там просто утонете.

В идеальном варианте на соревнования лучше приезжать двумя-тремя машинами. Так и кататься веселее, и всегда можно подстраховать друг друга. Раньше на традиционных (клубных) мероприятиях (а таковыми являются примерно 90% от общего числа) было принято помогать другим участникам, теперь народу в офф-роуде стало больше, а культуры меньше, поэтому я не стал бы сильно рассчитывать на помощь со стороны других участников. Так что имеет смысл запастись штурманом повыносливее, а лучше двумя. И еще: обязательно возьмите с собой комплект сухой одежды и запас воды и пищи. Разумеется, он вам не пригодится, потому что вы не собираетесь ночевать на трассе, конечно, вы доедете до финиша, и все у вас будет хорошо, но еду и воду возьмите. Лучше пусть испортится лишняя еда, чем от ее нехватки испортитесь вы. А сменную одежду стоит упаковать в герметичный мешок, тоже на всякий случай.

Жизнь в базовом лагере

Базовый лагерь напоминает муравейник. Он растет из центра, от палаток организаторов, во все стороны и с утра до ночи наполнен хаотически движущимися людьми, перетаскивающими различные грузы.

Если вам предстоит ночевать в лесу, приехав на поляну базового лагеря, постарайтесь встать как можно дальше от центра. Тогда есть шанс, что утром ваша палатка и машина не будут со всех сторон заставлены машинами других участников.

Выбирая место для своего лагеря, внимательно смотрите, чтобы рядом не оказалось стоянки квадроциклистов и профессиональных спортсменов. Квадроциклисты всю ночь будут ездить на своих газонокосилках по лагерю, катая друзей и девушек, к палатке организаторов, в лес пописать. Когда они не будут ездить, то будут просто газовать, стоя на месте, потому что им нравится звук работающего мотора. Потом они заглушат все квадроциклы и включат громкую музыку. Так что, если своими соседями вы выберете квадроциклистов, поспать вам не удастся.

Профессиональных спортсменов легко узнать по автовозам и разгружаемым из них «котлетам». Они не будут колобродить до поздней ночи и не станут включать громкую музыку. Спортсмены — люди серьезные и рано ложатся спать перед гонкой. Зато их механики заведут трехкиловаттный генератор, предварительно оттащив его от своего лагеря к вашей палатке, чтобы он не мешал своим треском. Потом они всю ночь будут гудеть сваркой и стучать кувалдами, доделывая то, что не успели в городе, и на их фоне квадроциклисты покажутся вам просто милыми тихими парнями.

Еще один важный момент. Как бы ни хотелось посидеть у костерка за бутылочкой и разговором, рекомендую отложить эту пастораль на вечер после финиша. Перед гонкой надо хорошо выспаться и набраться сил. Внедорожная гонка — это не компьютерная игра: когда надоест, не сохранишься и не выключишь — надо доехать до финиша или как минимум вернуться обратно в базовый лагерь, а для этого вам понадобятся все силы, какие только найдутся. Потому что именно силой придется компенсировать недостаток опыта и знаний. Не умеешь работать головой — работай лопатой.

Что-то мрачная картина получилась. Не влезай — убьет, влезай — убьет. Ну, так оно примерно и есть. Автомобиль — средство повышенной опасности сам по себе, а помноженный на адреналин, стресс и иногда (к сожалению) спиртное, становится весьма опасным способом отдыха. Из-за вышесказанного не стоит отказывать себе в удовольствии заниматься внедорожным спортом, просто нужно помнить о возможных опасностях и не расслабляться.

Удачи на ваших первых внедорожных соревнованиях! У вас все получится. Главное, верить в себя и в машину и не пасовать перед трудностями.


текст: Леня НЕМОДНЫЙ
рисунки: Катя ЧУДНОВСКАЯ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 июль 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты