Убить компрессор

Какой из электронасосов выдержал испытания на живучесть?

В майском номере ORD мы выясняли, какие из электрических насосов быстрее накачивают колеса. Но производительность — не единственный критерий выбора. Не менее важна и надежность. Насколько эффективно работают нагнетатели в предельных режимах?

Основной вывод, сделанный нами по результатам предыдущего испытания — теста на производительность, заключается в следующем: если не заниматься накачкой колес профессионально, то выгодно покупать компрессоры эконом-класса. Но как долго прослужит такой нагнетатель, и не выльется ли экономия при покупке в куда более значительные траты, на которые придется пойти из-за отказа агрегата? Народную мудрость «скупой платит дважды» пока еще никто не опроверг, но, может быть, нам удастся?

Из участников нашего предыдущего теста осталось лишь трое: Extreme Air High Air, Т-Мах P/N 8072200 и «Беркут-R20». Зато представительство компании Т-Мах предложило нам опробовать еще один насос этой же марки, но большей производительности — двухцилиндровый Т-Мах P/N 8015200.

Как долго в состоянии работать компрессор, нагнетая воздух в «баллоны»? Кажется, ответ нашелся просто: в инструкции трех из четырех наших участников сказано, что без ущерба для «самочувствия» насосы могут трудиться 40 минут. Затем им необходим перерыв — охладиться. Но сколько раз «по сорок» можно гонять наши агрегаты? Обратимся к статистике. Усредненный владелец внедорожника выезжает на активный природный променад раз в месяц. Во время мероприятия он как минимум один раз стравливает воздух из колес и соответственно один раз накачивает по новой. Получается, что в год компрессор должен надуть минимум 50 колес. Примерно столько же шин накачивает и спортсмен, участвующий в соревнованиях. Стало быть, и циклов в нашем испытании будет столько, сколько понадобится для выполнения годовой «нормы». Кстати, Extreme Air High Air по инструкции завода-изготовителя вообще может работать без перерыва сколь угодно долго.

Перед началом теста поверяем штатные манометры всех агрегатов с помощью аналогичного прибора, имеющего первый класс точности. Чтобы свести к минимуму зависимость результатов от капризов бортовой сети автомобиля, электропитание насосов осуществляем от гелевого аккумулятора с дополнительной подзарядкой пускозарядным устройством. В качестве технологического объекта используем не низкопрофильную покрышку «паркетника», а «баллон» Simex Extreme Trakker размерностью 280/80 15 (32 x 10.5). Каждый «подход к снаряду» будет засчитан, когда давление достигнет двух атмосфер. Цикл для отдельного компрессора считался законченным, когда становилось ясно, что еще одно колесо агрегат полностью (то есть до двух атмосфер) не накачает.

Сопутствующие условия

Компрессор, как и любой агрегат, нуждается в обкатке. Сущность этого процесса заключается — в данном случае — в притирке друг к другу деталей, образующих фрикционную пару. После обкатки выходные параметры узла повышаются до номинальных, заявленных производителем.

Результаты, полученные в первой 40-минутной серии, оказались хуже результатов следующих этапов. Интересно, что ни один производитель, продукция которого участвует в настоящем тесте, не отмечает в инструкции по эксплуатации необходимость обкаточного режима.

Для испытаний компрессоров мы использовали закрытый ангар технического центра Proxodimec. Температура на поверхности радиатора каждого насоса контролировалась термометром высокого класса точности. Первые три 40-минутные серии проводились в невентилируемом помещении, остальные — с периодической циркуляцией воздуха на испытательной площадке. Как только появлялся легкий ветерок, радиаторы быстро охлаждались — температура их поверхности падала на 15–200 С. Когда обдув прекращался, теплообменники тут же нагревались.

Вывод прост: «воздушные ванны» необходимы агрегатам, работающим в предельном режиме. Как часто компрессор, смонтированный в самом потаенном и невентилируемом уголке подкапотного пространства, отказывает в самый неподходящий момент!

Производительность

Сравнить производительность моделей, обладающих сопоставимыми характеристиками, мы попытались в ходе несложного теста. Мы накачивали трехлитровый ресивер до единого у всех компрессоров давления 7 атмосфер — максимальной для самого маломощного насоса из представленных на тесте. Результаты измерений отражены в диаграмме, из которой видно, что насос Т-Мах (72 л/мин) при одинаковой заявленной производительности с «Беркутом» в реальности отстает от последнего почти в 2 раза. Вместе с тем Extreme Air High Air и Т-Мах производительностью 113 и 110 л/мин соответственно накачивают ресивер с разницей в 1 секунду, что свидетельствует о схожих скоростных характеристиках.

Конфуз…

Готовясь к испытаниям, мы предполагали, что лучшие результаты продемонстрирует двухцилиндровый компрессор Т-Мах P/N 8015200. И действительно, он сразу же выбился в лидеры, но на пятом колесе компрессор отключился: сработало тепловое реле, конструктивно выполненное в отдельном блоке. История эта повторилась в трех сериях кряду, после чего скорострельный двухцилиндровый Т-Мах был окончательно «снят с пробега». Интересно, что температура на поверхности его радиатора поднялась всего до +380 С.

Ясно, что такой нагнетатель не подойдет для работы в «соревновательном» режиме, а вот грибнику, охотнику, любителю природы — в самый раз.

В помощь автобазе

Американскому Extreme Air, напомним, не требуются перерывы в работе, но и разогревается он до 1750 С. Это было отмечено нами еще при проведении испытаний на производительность, но официальный представитель завода-изготовителя успокоил нас. Extreme Air показывает высокую скорость работы как раз потому, что может работать при таких запредельных для других агрегатов температурах.

На ресурсных испытаниях Extreme Air нагрелся до «номинальных» 1750 С при накачивании 28-го колеса. В дальнейшем температура заокеанского насоса составляла от 140 до 1750 С. На 42-м колесе не выдержало пускозарядное устройство — с его помощью постоянно подзаряжался аккумулятор, питающий электромотор насоса. Испытания пришлось приостановить.

После устранения неисправности тест продолжился, и Extreme Air продолжал «без продыху» нагнетать воздух, демонстрируя высокую стабильность результатов. Время накачки «баллона» колебалось в пределах 10%. В среднем Extreme Air справлялся с одним колесом за 2 минуты 41 секунду.

Высокая цена этого агрегата вполне оправдана. При необходимости он мог бы накачать колеса всем участникам достаточно большого спортивного мероприятия! Extreme Air — выбор профессионала, которому важны высокие скорость и надежность.

Каждому — свое

В условиях трофи-рейда или в массовой вылазке любителей грязевых ванн на природу, частенько возникает потребность использовать один компрессор для накачки колес сразу нескольких машин. Например, после того, как позади остался «болотно-песочный» участок, который машины преодолели на бэдлоках, и необходимо восстановить давление в колесах всех автомобилей.

В такой ситуации важно, чтобы бортовой источник сжатого воздуха был способен без длительного перерыва накачать не четыре «баллона», а вдвое, втрое больше.

С этой задачей при случае прекрасно справится компрессор «Беркут». За 40-минутный рабочий цикл он успевает накачать 10–11 колес. Правда, у него наблюдается значительный разброс времени накачки одного «баллона» в пределах 40%. Впрочем, для начинающих спортсменов или путешественников это не имеет большого значения. В среднем с одним колесом «Беркут» справляется за 3 минуты 40 секунд.

После завершения испытаний на производительность (результаты их опубликованы в предыдущем номере) мы опасались, что три компрессора экономкласса не выдержат работу на износ. Результаты китайского компрессора Т-Мах P/N 8072200 опровергли эти предположения: агрегат с блеском сдал экзамен. Да, скорость нагнетания воздуха была невысока, но Т-Мах ни разу не оступился, наоборот — его результаты оказались еще и самыми стабильными. «Китаец» — самый медлительный из участников — накачивал за цикл 8–9 колес, затрачивая в среднем на каждое по 4 минуты 34 секунды. Рядовому автолюбителю непросто будет подобрать насос, который по критерию «производительность/цена/надежность» опередил бы Т-Мах.

Вывод, на который наталкивают результаты настоящего теста, таков: на все электронасосы найдется свой покупатель, выбирающий, что ему важнее: скорость накачки (количество колес за цикл) или цена агрегата.

Компрессоры для теста предоставлены российским представительством Т-Мах, компанией Part-Time, компанией Proxodimec.


текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
Сергей АРБУЗОВ
фото: Мария ГОРШКОВА

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№6 июнь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты